Урок русского языка в 1 классе. Тема "Алфавит"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Надежда Алексеевна Паздникова

На уроке использовала работу группами, с применением новой пед технологией - изготовление лэпбуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Паздникова Надежда Алексеевна

Школа

МБОУ «СОШ №13» г.Байкальск Иркутская область

Класс

1 Б

Тема урока

Алфавит

Цель урока

Задачи урока

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите; формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с дополнительным материалом; развитие речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в  группах.

Планируемые результаты:

Личностные

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

формировать  умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные УУД:

общеучебные  - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формировать  умение работать в группе;

формировать  умение слушать и понимать других.

Предметные

- запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

 - усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Межпредметные связи

  русский язык, литературное чтение, математика.

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.

 

  

Этапы урока.

Цель.

Деятельность учителя и

 деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

Создание условий для возникновения  у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Создание ситуации для психологического настроя на урок

- Здравствуйте, ребята!

-Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка!

На части не делится солнце лучистое

 И вечную землю нельзя поделить,

 Но искорку счастья луча золотистого

 Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Повернитесь лицом друг к другу, к нашим гостям и подарите свою улыбку. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения.

– Предлагаю сегодня  на уроке работать под девизом: «Знание собирается по каплям».

– Как понимаете? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).

- Что ждете от сегодняшнего урока?

- Чему хотите научиться?

-- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Мы пришли сюда уч…

Не лениться, а тру… ,

Только тот, кто много зна…

В жизни что-то дости…

Самоопределение к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность.

Умение слушать и понимать речь других

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

2.Постановка цели (целеполагание)

Цель: сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели.

-Сегодня мы с вами изготовим лэпбук,

-А знаете ли вы что  такое Лэпбук?

Лэпбук – это интерактивная тематическая папка или самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые вы сможете доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Рассматривание готовых лэпбуков (слайды)

Хотелось бы вам самим сотворить такую книжку?

а вот  по какой  теме угадайте…

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё ... Алфавит.

- Определите тему урока?

-Ребята, а как Вы думаете, зачем нам нужно знать алфавит?

(Алфавит.) 

- А какие цели мы перед собой поставим?

   что узнаем…… (что такое алфавит)

   что выясним… (для чего нужен алфавит)

   чему научимся…(научимся располагать слова в алфавитном порядке).

 - Какими мы должны быть на уроке? (какими нам нужно быть?):

Быть внимательными

Быть усидчивыми

Быть любознательными

Быть сосредоточенными

Помогать друг другу.

Постановка и формулирование проблемы (Познавательные).

 

Мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Личностные УУД)..

 

Планирование учебного сотрудничества(Коммуникативные УУД).

Целеполагание; планирование (Регулятивные УУД).

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “закрепления и обобщения  знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Сейчас вы будете работать в группе. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить, что мы знаем об алфавите.

- Послушаем звучание слова «алфавит» (у каждого карточка со словом)

-Исследуем слово (поставим ударение, разделим на слоги, посчитаем количество букв и звуков в слове, зажжём огоньки (самооценка по шкале).

– Сколько всего букв в алфавите?

– Сколько из них гласных букв?

– Сколько из них гласных звуков?

– Сколько согласных букв?

– Сколько букв, не обозначающих звуков?

-Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,

Каждый знает своё место, и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.

Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!

-Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

- А теперь попробуем спеть алфавит.

Сообщения учащихся об алфавите. ( см.Приложение 1)

-Сколько же букв в русском алфавите?

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

Игра «Вставь пропущенные буквы». ( см.Приложение 2)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Физминутка.

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Вы, наверное, устали?  

 Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

 Чтобы отдохнули ножки,

 Мы пройдёмся по дорожке.

 Но дорожка не простая–

 Нас от парт не отпускает.

 Голову тяну к плечу,

 Шею я размять хочу.

 В стороны разок-другой

 Покачаю головой.

 Пальцы ставим мы к плечам,

 Руки будем мы вращать.

 Круг вперёд,

 Другой – вперёд,

 А потом наоборот.

 Хорошо чуть-чуть размяться.

 Снова сядем заниматься.

Самостоятельная работа.

Цель: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на  закрепление; самооценку; организовать выявление места и причины затруднений.

Распределение на группы  1 группа треугольники, 2 группа квадратики (каждый ребенок берет карточку, на обратной стороне которой изображена геометрическая фигура)

— Приступим, с чего начнём? ( Необходимо сделать основу)

— Основу я вам уже приготовила. У каждого из вас на столе лежит заготовка вашего лэпбука. Посмотрите, это дверцы нашей книги, которые можно закрывать и открывать, когда вам захочется. Дальше откройте заготовку, внутри нее пока пусто, только небольшой кармашек. Выложите все содержимое аккуратно на свою парту так, чтобы ничего не потерять.

Итак, готовы дальше работать?

— Теперь нашу книгу необходимо заполнить содержанием.

-Что мы с вами знаем об алфавите?

 (по одному ученику из группы берут карточку с темой )

-Прежде, чем мы начнем заполнять наш Лэпбук, следует напомнить вам, что сейчас именно вы являетесь автором, поэтому важно  грамотно, чисто и старательно все делать.

-Начнем заполнять наш лэпбук.  

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Рефлексия

Цель: Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Зачем люди придумали алфавит? Где нам еще может помочь алфавит?

(В нашей жизни нам часто приходится сталкиваться с алфавитом.)

Продолжите предложение:

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ...

Я УЗНАЛ ...

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ...

Я НЕ ПОНЯЛ ...

- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака. Покажите ! знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.  Покажите ? знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 Приложение 1.

 

Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Что такое азбука, алфавит?  ( Буквы, расположенные в определенном порядке).

Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Это интересно знать.

 Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Ш…повник,  ч…йка,  щ…ка,  ж…знь,  пруж..на,  ч…лок,  ш…рокий,  удач…,  ч…до,  ощ…щение,  ш..п,  ч…йник,  ч…гун.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...