Опорные схемы по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Чернышова Наталья Ивановна

Опорные схемы по литературному чтению предназначены для учащихся начальной школы. Данные схемы помогают структурировать учебный материал, служат для развития алгоритмизации мышления, пропедевтики составления опорных конспектов в старшем звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

        Эпитет – образное прилагательное (какой?  какая?  какое? какие?). Эпитеты помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину.

а) Закружилась листва золотая                б) Ветерок весёлый робок и

     в розоватой воде на пруду…                                   застенчив…

                        С.Есенин                                С.Есенин

        Метафора – перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений, скрытое сравнение.

Подсолнуху от ливня                        Веснушчатый и рыжий

Не скрыться никуда -                        Стоит он в картузе.

В грязи увязли ноги,                        Зачем сбежит он с грядки,

Меж грядками вода.                        Когда он рад грозе!

                                                                С.Щипачев

        Олицетворение – это слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа. Олицетворение – это тоже метафора, её разновидность.

Утренний гудок услышав,                Трубочистов и мальчишек,

В городе проснулись крыши.                Воробьёв и галок важных,

Раскраснелась черепица,                 Змеев ветреных, бумажных,

Ей на солнышке не спится.                Облаков, салютов звёздных,

Солнце веки распахнуло,                        Дождиков, ночей морозных…

С неба крышам подмигнуло.                В небеса всю жизнь смотрели -

Много повидали крыши:                        И ничуть не постарели.                                                                                        М.Чаклайс

Гипербола – преувеличение.

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

        Эпитет – образное прилагательное (какой?  какая?  какое? какие?). Эпитеты помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину.

а) Закружилась листва золотая                б) Ветерок весёлый робок и

     в розоватой воде на пруду…                                   застенчив…

                        С.Есенин                                С.Есенин

        Метафора – перенос значений на основе сходства, сравнения  предметов и явлений, скрытое сравнение.

Подсолнуху от ливня                        Веснушчатый и рыжий

Не скрыться никуда -                        Стоит он в картузе.

В грязи увязли ноги,                        Зачем сбежит он с грядки,

Меж грядками вода.                        Когда он рад грозе!

                                                                С.Щипачев

        Олицетворение – это слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа. Олицетворение – это тоже метафора, её разновидность.

Утренний гудок услышав,                Трубочистов и мальчишек,

В городе проснулись крыши.                Воробьёв и галок важных,

Раскраснелась черепица,                 Змеев ветреных, бумажных,

Ей на солнышке не спится.                Облаков, салютов звёздных,

Солнце веки распахнуло,                        Дождиков, ночей морозных…

С неба крышам подмигнуло.                В небеса всю жизнь смотрели -

Много повидали крыши:                        И ничуть не постарели.                                                                                        М.Чаклайс

Гипербола – преувеличение.

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.



Предварительный просмотр:

СТИЛИ РЕЧИ

- научный

- художественный

- разговорный

Научный

Художественный

Разговорный

Назначение текста

Вскрыть научную сущность явления.

Создать яркую картину.

Рассказать своему приятелю о предмете или явлении.

Словарь

Слова в прямом значении, термины.

Слова в переносном значении, эпитеты, метафоры.

Просторечные, разговорные слова и выражения.

Синтаксис

Сложные предложения.

Разнообразные предложения.

Разнообразные предложения. Много восклицательных.

Научный стиль речи

        Гроза – это атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Молния сопровождается громом. Он вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии.

Художественный стиль речи

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,                Гремят раскаты молодые,

Когда весенний первый гром,                 Вот дождик брызнул, пыль летит.

Как бы резвяся и играя,                        Повисли перлы дождевые,

Грохочет в небе голубом.                И солнце нити золотит.

                                                                Ф.И.Тютчев

Разговорный стиль речи

        Ну и гроза была сегодня ночью! Гром гремел над самой крышей, так  что уши закладывало. Молния освещала всё вокруг, как днём. Я залез с головой под одеяло и ждал, когда кончится весь этот ужас.

СТИЛИ РЕЧИ

- научный

- художественный

- разговорный

Научный

Художественный

Разговорный

Назначение текста

Вскрыть научную сущность явления.

Создать яркую картину.

Рассказать своему приятелю о предмете или явлении.

Словарь

Слова в прямом значении, термины.

Слова в переносном значении, эпитеты, метафоры.

Просторечные, разговорные слова и выражения.

Синтаксис

Сложные предложения.

Разнообразные предложения.

Разнообразные предложения. Много восклицательных.

Научный стиль речи

        Гроза – это атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Молния сопровождается громом. Он вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии.

Художественный стиль речи

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,                Гремят раскаты молодые,

Когда весенний первый гром,                 Вот дождик брызнул, пыль летит.

Как бы резвяся и играя,                        Повисли перлы дождевые,

Грохочет в небе голубом.                И солнце нити золотит.

                                                                Ф.И.Тютчев

Разговорный стиль речи

        Ну и гроза была сегодня ночью! Гром гремел над самой крышей, так  что уши закладывало. Молния освещала всё вокруг, как днём. Я залез с головой под одеяло и ждал, когда кончится весь этот ужас.



Предварительный просмотр:

Отличительные черты древних сказок

Самые древние сказки

Просто древние сказки

Менее древние сказки

Отношение человека к природе

В самые древние времена люди жили охотой на диких животных, испытывая страх и преклонение перед миром Природы.

В древности люди постепенно научились хитростью побеждать сильных диких зверей.

Люди учились подчинять и побеждать природу, учились уважать самих себя и друг друга.

Человеческие ценности

Люди были уверены, что животные – их самые близкие родственники, их прародители.

Люди начинают ценить не только силу, но и ум, и хитрость.

Постепенно люди стали ценить в человеке не только хитрость, но и благородство, и благодарность.

Чему учили сказки

Сказки объясняли причины природных явлений, внешнего вида и особенностей поведения разных животных. Со временем, рассказывая о животных, сказки стали учить людей правильному поведению.

Сказки учат ценить не столько силу героев, сколько ум и хитрость.

Сказки стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.

Отличительные черты древних сказок

Самые древние сказки

Просто древние сказки

Менее древние сказки

Отношение человека к природе

В самые древние времена люди жили охотой на диких животных, испытывая страх и преклонение перед миром Природы.

В древности люди постепенно научились хитростью побеждать сильных диких зверей.

Люди учились подчинять и побеждать природу, учились уважать самих себя и друг друга.

Человеческие ценности

Люди были уверены, что животные – их самые близкие родственники, их прародители.

Люди начинают ценить не только силу, но и ум, и хитрость.

Постепенно люди стали ценить в человеке не только хитрость, но и благородство, и благодарность.

Чему учили сказки

Сказки объясняли причины природных явлений, внешнего вида и особенностей поведения разных животных. Со временем, рассказывая о животных, сказки стали учить людей правильному поведению.

Сказки учат ценить не столько силу героев, сколько ум и хитрость.

Сказки стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы математика

Опорные схемы по математике....

Опорные схемы русский язык

Опорные схемы по русскому языку "Части речи"...

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

Составление рассказа по опорным схемам. В гости к осени.

Открытое логопедическое занятие во 2а классе на тему: " Составление рассказа по опорным схемам. В гости к осени". Презентация выполнена в програме SMART notebook....