СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
статья по чтению (3 класс)

Убакаева Марина Владимировна

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО читательская компетентность школьников при изучении сказок наиболее эффективно формируется путем применения репродуктивных и исследовательских методов, приемов словесного рисования, составления картинного плана, соотнесения фрагментов текста с иллюстрациями к нему, психологизма, выразительного чтения, анализ характера персонажей, инсценирования, анализа композиции и изобразительно-выразительных средств произведений.

Перечисленные методы и приемы работы над художественным  произведением формируют у младшего школьника обширные предметные умения и обеспечивает достижение планируемых результатов обучения. В уроках успешно использовались как групповые виды деятельности, так и работа в парах, что позволяло совершенствовать коммуникативно-речевые умения ребят. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Убакаева М.В., учитель начальных классов

   ГБОУ «СОШ пос. Просвет» Самарской области.

СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

Сказки – один из любимых жанров Александра Сергеевича Пушкина.

В тридцатые годы XIX века А.С. Пушкин одним из первых выступает не только как непревзойденный мастер поэтической интерпретации народных поэтических произведений, но и как один из первых собирателей и теоретиков национального фольклора. К народной поэзии Пушкин подходит и как поэт, и как ученый-исследователь, и как критик. Отчетливо представляя себе историческое значение народной поэзии, ее роль в создании национальной литературы и метод, которым должен работать писатель, он обращается к подлинным сокровищам – фольклорным источникам.

Именно сказки А.С. Пушкина представляют собой художественно уникальный образец национального творчества, созданный с учетом знания русского, западноевропейского, мирового фольклора, древних преданий и авторских сюжетов. Однако автору удалось соединить в сказочных сюжетах исторический колорит русской государственности, древние и вечные, ставшие ментальными нравственные ценности общества. По мнению историка В. Меркулова, Пушкин изменил некоторые детали древнего  русского предания, добавил долю поэтического вымысла, но он сохранил неизменной его основу.

Пушкинские сказки воспитывают у читателя гордость за родное прошлое. Они формируют традиционную систему ценностей, дают представление об истинных жизненных приоритетах, нравственной опоре каждого человека, сохраненной в народной духовности и законах сосуществования.

Установлено, что все сказки Пушкина в той или иной мере созданы на материале фольклора. «Сказка о рыбаке и рыбке» родственна сказке «Жадная старуха», «Сказка о царе Салтане» перекликается с мотивом сказки «О чудесных детях», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» связана с сюжетом народной сказки «Волшебное зеркальце», есть фольклорные аналогии у «Сказки о попе и о работнике его Балде». При этом ни одна из пушкинских сказок не повторяет народную. Более того, сказки Пушкина содержат множество эпизодов, деталей, сюжетов, которые не имеют аналогий в фольклоре. Его сказки не обработка, не пересказы, они – оригинальные произведения поэта, сохраняющие глубинные связи с народным творчеством.

Наряду с русским фольклором поэт охотно использовал поэтические традиции, сложившиеся в современной ему Европе. В частности, в его произведениях присутствуют сюжеты и образы гриммовских сказок (их сборник, изданный в 1830 году на французском языке в Париже, был в библиотеке Пушкина). М.К. Азадовский, анализируя источники сказок Пушкина, отметил, что поэт «с особенным интересом останавливается на сюжетах, которые были ему известны и по русским, и по западным источникам». Пушкин обращается к ним, чтобы выявить всеобщее, всечеловеческое в фольклоре разных народов. В этом еще одно проявление «всемирности» Пушкина, что особенно подчеркнул Достоевский.

В работе над сказками А.С. Пушкин пользуется не только материалами самих сказок, он привлекает и песенные, былинные образы, народно-поэтические символы, фольклорные клише, опирается на предшествующие литературные традиции, в частности народной, лубочной литературы.

На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном стиле, все глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувств народа, особенности его характера, устного творчества и языка.

Таким образом, создавая сказку, Пушкин учитывал специфику законов фольклорного творчества, в котором главным является понимание слитности со своим народом и его художественной традицией. Автор выступил своеобразным проводником народной традиции, поэтически воплотив сказания русской древности и провозгласив народный идеал семейного счастья.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО читательская компетентность школьников при изучении сказок наиболее эффективно формируется путем применения репродуктивных и исследовательских методов, приемов словесного рисования, составления картинного плана, соотнесения фрагментов текста с иллюстрациями к нему, психологизма, выразительного чтения, анализ характера персонажей, инсценирования, анализа композиции и изобразительно-выразительных средств произведений. Особое внимание на уроках уделяется применению игровых технологий (напр.: прием «Ключи в волшебном сундучке» и т.п.), что значительно повышает интерес обучающихся и сформировывает умение работать в команде.

Перечисленные методы и приемы работы над художественным произведением формируют у младшего школьника обширные предметные умения и обеспечивает достижение планируемых результатов обучения. В уроках успешно использовались как групповые виды деятельности, так и работа в парах, что позволяло совершенствовать коммуникативно-речевые умения ребят.  

Система вопросов, используемая на уроках по изучению сказки А.С.  Пушкина, позволяет формировать у учащихся умение вдумчиво работать с текстом произведения, анализировать последовательность событий и причинно-следственные связи в сюжете сказки, находить и зачитывать необходимый отрывок, размышлять над прочитанным, высказывать собственные суждения, отстаивать свою точку зрения, соотносить понятия, делать выводы и обобщения, решать учебно-познавательные задачи, использовать в своей речи новые слова, работать по заданию учителя. Кроме того, вопросы и задания позволяли формировать ценностные ориентиры, отражать эстетические и этические позиции обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС

Примеры заданий на формирование Универсальных Учебных Действий...

Теория и методика развития творческого мышления учащихся

Рекомедации  учителю о том,  как  развивать  творческое  мышление  младших  школьников  на  уроках....

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...

Теория и методика лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании.

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содер...

Теория и методика воспитания младших школьников

Теория и методика воспитания младших школьников...

«Теория и методика обучения музыки в 1 – 4 классах»

Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской под руководством Д.Б.Кабалевского. 2 класс, II четверть, урок №1.Тема четверти: «О чём говорит музыка»Тема урока:  «Какое настроение переда...