Сборник практических заданий для аудиторных занятий по учебной дисциплине Литературное чтение в начальной школе 3-го класса
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

для аудиторных занятий по учебной дисциплине Литературное чтение в начальной школе 3-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx381.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
                         ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»

http://irbitgc.ru/upload/photo/26-03-18/518_14_03_29_XCjH-3.png




                 

                Сборник практических заданий для аудиторных
                             занятий по учебной дисциплине
                                     Литературное чтение
                              в начальной школе 3-го класса


 
                                                                        Сделала:  студентка 11-н группы
                                                                        Соловьёва Дарья Олеговна





                                                 г. Ирбит

                                                           2019 г.  

                                            Содержание  

 
Практическая работа №1…………………………………………………. 3-6

Практическая работа №2.………………………………………………… 6-17  

Практическая работа №3………………………………………………….

Практическая работа №4………………………………………………….

Практическая работа №5…………………………………………………
                                                       







                           
Практическая работа № 1

         ТЕМА: « Русские народные пословице и поговорки»

Задание 1
Напишите 5 пословиц, которые вы знаете (про природу, дружбу, зло).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2
Какие русские пословицы и поговорки  напоминают вам эти рисунки ?
        1)__________________________________
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bbebaf61880cb406ce089ff33ec5b2e2&n=13

__________________________________________




https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d836ef8f96c9768c01eaa55fc53020c5-l&n=13

2)_________________________________________

__________________________________________








3)__________________________________________

___________________________________________





4)______________________________________https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5c980e9c3e5d7db947e7f0cd06009e16-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0ef838019395575faf35b3ef232db642-l&n=13


  ______________________________________




Задание 3
Продолжите известные пословицы до конца.

1. Хочешь есть калачи - ______________________________________________.
2. Когда я ем - _____________________________________________________.
3. Снег на полях - ___________________________________________________.

4. Лень и плут до ___________________________________________________.
5. Лиса живёт хитростью, а ___________________________________________.
6. Кто людей любит, тот _____________________________________________.
7. Красна птица пеньем, а ___________________________________________.
8. Корень учения горек, а ____________________________________________.
9. На голове густо, а в _______________________________________________.
10. Волков бояться, так и ____________________________________________.
11. В трёх соснах ___________________________________________________.
12.  Наше счастье  в _________________________________________________.
13. Старый друг- ___________________________________________________.
14. Не имей сто рублей, а____________________________________________.
15. С молоду учись- _________________________________________________.




Задание 4
Если ты читал произведения , содержание которых вам напоминает пословицы: «У страха глаза велики», «Волков бояться- в лес не ходить», напишите их названия.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5
Подберите к тексту пословицу.

   
Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше вставать, всё вовремя сделать чтобы не опоздать к началу спектакля.
     Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не осталось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку  надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.


___________________________________________________________________

Пословицы:  1. Не спеши языком, а спеши делом.
                     2. Песней поле не вспашешь.
                     3. Поспешишь- людей насмешишь.

Задание 6
Дайте определения ниже написанным словам.

Поговорка- это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Пословицы- это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

                       
                                Практическая работа № 2
                       ТЕМА: «Великие русские писатели»

Задание 1
Прочитайте стихотворение  и запишите ниже кто его написал (Фамилию, имя и отчество писателя) ?
1.                               Ветер, ветер! Ты могуч,

                                  Ты гоняешь стаи туч,

                                  Ты волнуешь сине море,

                                  Всюду веешь на просторе.

                                  Не боишься никого,

                                 Кроме бога одного.

                                 Аль откажешь мне в ответе?

                                 Не видал ли где на свете

                                 Ты царевны молодой?

                                 Я жених ее».— «Постой,—

                                 Отвечает ветер буйный,—

                                 Там за речкой тихоструйной

                                 Есть высокая гора,

                                 В ней глубокая нора;

                                 В той норе, во тьме печальной,

                                 Гроб качается хрустальный

                                 На цепях между столбов.

                                 Не видать ничьих следов

                                 Вкруг того пустого места,

                                 В том гробу твоя невеста.

Ответ: ____________________________________________________________.

2.                              Ночевала тучка золотая

                                 На груди утеса-великана;

                                 Утром в путь она умчалась рано,

                                 По лазури весело играя;

                                 Но остался влажный след в морщине

                                 Старого утеса. Одиноко

                                 Он стоит, задумался глубоко,

                                 И тихонько плачет он в пустыне.

Ответ:____________________________________________________________.

3.                              Черемуха душистая

                                 С весною расцвела

                                 И ветки золотистые,

                                 Что кудри, завила.

                                 Кругом роса медвяная

                                 Сползает по коре,

                                 Под нею зелень пряная

                                 Сияет в серебре.

                                 А рядом, у проталинки,

                                 В траве, между корней,

                                 Бежит, струится маленький

                                 Серебряный ручей.

                                 Черемуха душистая

                                 Развесившись, стоит,

                                 А зелень золотистая

                                 На солнышке горит.

                                 Ручей волной гремучею

                                 Все ветки обдает

                                 И вкрадчиво под кручею

                                 Ей песенки поет.

Ответ:____________________________________________________________.

Задание 2
Каких великих русских писателей вы знаете? Перечислите их.
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________

Задание 3
Прочитайте произведение И.А.Крылова «Мартышка и очки». Ответе на вопросы.
                                             Мартышка и очки
                         Мартышка к старости слаба глазами стала;

                         А у людей она слыхала,

                         Что это зло еще не так большой руки:

                         Лишь стоит завести Очки.

                         Очков с полдюжины себе она достала;

                         Вертит Очками так и сяк:

                         То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

                         То их понюхает, то их полижет;

                         Очки не действуют никак.

                        "Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

                          Кто слушает людских всех врак:

                          Всё про Очки лишь мне налгали;

                          А проку на-волос нет в них".

                          Мартышка тут с досады и с печали

                         О камень так хватила их,

                         Что только брызги засверкали.

                         К несчастью, то ж бывает у людей:

                         Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

                         Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

                       А ежели невежда познатней,

                       Так он ее еще и гонит.

Вопросы:
 1) Какая мораль басни Мартышка и очки?
                2) Какие крылатые выражения присутствуют в этом            произведении? Приведите примеры.
               3) Как бы вы проанализировали данное произведение?

Ответы:
 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4
Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Составьте синквейн.
   
                                             Заячьи лапы

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами...

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

- Ты чего, малый? - спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

- Пожженный он, дедушкин заяц, - сказал тихо Ваня. - На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

- Не умреть, малый, - прошамкала Анисья. -- Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.

Заяц молчал.

- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

- Не то лошадь, не то невеста - шут их разберет! - сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш специалист по детским болезням -- уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

- Это мне нравится! -сказал аптекарь. -- Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

- Почтовая улица, три! - вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. - Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя - из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

- Я не ветеринар, - сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. - Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

- Что ребенок, что заяц - все одно, - упрямо пробормотал дед. - Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь - бросить!

Еще через минуту Карл Петрович - старик с седыми взъерошенными бровями, - волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

...Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

 - Да, - сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, - да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

 - Чем же ты провинился?

 - А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

 Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.
                                     
                                                    Синквейн 
1.________________________________________________________________.

2.________________________________________________________________.

3.________________________________________________________________.

4.________________________________________________________________.

5.________________________________________________________________.


Задание 5
Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.

 а)  « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше  держать её у себя – пусть идёт, куда знает».
__________________________________________________________________

б)  «- Пусть судит её народ! – сказал он.  С улицы доносились  оскорбительные песни насмехавшихся  над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и  сочувствия». __________________________________________________________________

 
в)    «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:
             - Глаза бы мои тебя не видали!»
_________________________________________________________________.

Заднаие 6       
Соедините слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.

                      слёзы                                      булатные

                      руки                                       горькие

                      мечи                                       золотые

Задание 7

Соедини правильно автора и его произведение:

А. Милн                                                                   «Карлик Нос»

 Г. Х. Андерсен.                                                      «Винни-Пух и все-все-все»

 Ф. Зальтен                                                              «Пеппи Длинный чулок»

 Ш. Перро                                                                «Бемби»

Х. К. Андерсен                                                       «Муха –Цокотуха»

 В. Гауф                                                                   «Дюймовочка»

 К. Чуковский                                                         «Снежная королева»

 А. Лингрен                                                             «Ослиная шкура»


 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...

Сборник практических заданий для аудиторных занятий по учебной дисциплине Информатика

Сборник практических заданий для аудиторных занятий по учебной дисциплине Информатика. В сборнике 10 практическмх работ для обучения в графическом редакторе ADOBE РHOTOSHOP...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Некоторые задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения, УМК "Начальная школа ХХI", 2 класс, тема: "Л.Яхнин "Музыка леса"

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа стихотворения Л.Яхнина «Музыка леса»: умения выполнять сравнительный анализ лирического стихо...

Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК «Начальная школа XXI», 2 класс, тема: «По страницам детских журналов»

Цель урока: познакомить обучающихся с детскими журналами.Задачи урока:Дидактические: Познакомить с детской периодикой, структурой журналов; научить ориентироваться в содержании журналов.Разв...

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока: Новости и источники новостей. С.Михалков А что у вас?

Цель:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи:Дидактические:1) ...