| Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 1 классе по теме Сравнение авторской и народной сказок. Автор Водовозова М. С.
|
Тема урока | Сравнение авторской и народной сказок. ( Курочка ряба- русская народная сказка «Курочка ряба и десять утят» - С. Маршак ) |
Место урока в разделе | 1 |
Тип урока | Знакомство с новым текстом |
Цели урока | Создание условий для формирования у обучающихся понятий «народная сказка», «авторская сказка» и чем они отличаются |
Задачи урока | - учить детей рассуждать, доказывать;
- развитие творческих способностей, желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки;
- воспитание интереса к чтению книг.
|
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик узнает новую авторскую сказку; Ученик научится сравнивать литературную и авторскую сказки; Ученик получит возможность усовершенствовать умения выразительного чтения. | Учащийся научится: Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию
| Учащийся получит возможность формирования: адекватной самооценки |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник по литературному, УМК «Перспектива», 1 класс | Карточки с заданиями | Проектор, экран, презентация, электронная физминутка |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Организация пространства | парты расставлены в традиционном варианте, проветренный класс, в классе полный порядок |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня с вами так позанимаемся на уроке, чтобы не только хорошая погода была, но и наше настроение. Чтобы солнышко светило и внутри нас. | Приветствуют учителя Да |
Актуализация знаний | Посмотрите на зкран. Какие из этих качеств нам не нужны сегодня на уроке?СЛАЙД 1
Разгадайте фразу. Что в ней зашифровано? Что мы будем делать сегодня на уроке? СЛАЙД 2
Сегодня мы будем говорить о сказках. О двух сказках.
|
Жили-были сказки Пересказывать, сравнивать, делать выводы Если мы будем говорить о двух сказках, то нам нужно будет их сравнить |
Выявление места и причины затруднения | А вы, ребята, любите сказки? За что вы любите сказки? Откройте учебник на странице 62. Прочитайте название сказки. Есть ли у нее автор? Почему? СЛАЙД 3
Эту сказку называют народной, потому, что самым первым творцом сказок во все времена был народ. сочинил ее народ, который бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам.
| Да, в них происходят чудеса, волшебство
Курочка ряба Нет, эту сказку сочинил народ. |
Построение проекта выхода из затруднения | Ответьте мне, кто главные герои сказки «Курочка Ряба»? Вспомните эту сказку. Расскажите по рисункам. (Работа в группах) СЛАЙД 4-6 Продолжите сказку!,,, СЛАЙД 7
-Какое волшебство происходит в сказке? | дед, баба, курочка Ряба, мышка.
курочка разговаривает, несет золотые яйца |
Реализация построенного проекта | Прочитайте название сказки на 63 странице. Есть ли что-то знакомое в названии? Подумайте, о чем может в ней рассказываться.
Можно ли эту сказку назвать народной? Верно, у нее есть автор – Самуил Яковлевич Маршак. Написал он эту сказку в 1968 году. СЛАЙД 8 Маршак был удивительно работоспособен: он совсем не умел отдыхать - самым приятным для него было работать. С утра он садился за письменный стол, и только за полночь гасла его лампа.
| Курочка ряба и десять утят Высказывают свое предположение
нет, у нее есть автор
|
Физкульт минутка | Для глаз - видео |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Сейчас я начну читать вам сказку, а вы внимательно следите за текстом. Какое слово нам неизвестно? Правильно. Наседка. Как вы понимаете смысл этого слова?
- Из-за чего курочка расстроилась? - И что тогда сделала бабушка? - И чем все закончилось? - Чему учит эта сказка?
| Следят
Наседка
Не знаю/ курица, которая высиживает или уже высидела цыплят |
Выборочное чтение
Закрепление материала, сравнение сказок.
Работа в группах с таблицами.
| Теперь еще раз читаем сказку находя ответы на мои вопросы. Соотнесите с рисунками. СЛАЙД 9 - Вступление к сказке.
- Что снесла курочка?
- Что произошло с яичком? Прочитайте этот отрывок.
- Как утешила курочку бабушка?
- Что стала делать курочка?
- Кто вылупился у наседки?
Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака? Что общего в двух этих сказках?
В чем различия? СЛАЙД 10
Сказки Народная | Литературная (авторская) |
Автор Форма создания Время создания Определить невозможно
| Известно , можно узнать |
Варианты Может быть несколько вариантов
| Внесение изменений в содержание не допускается |
| Читают Яичко сырое читают принесла ей другие яйца Баба любит курочку, жалеет ее, хочет помочь доброй, заботливой герои, мышка бежала, яичко разбилось
1 сказка - народная, 2 - авторская, 1 сказка - яичко золотое, 2 сказка- простое, 1 сказка- плачут дед и баба, 2 сказка - плачет курочка Ряба, окончание сказок
|
Включение в систему знаний и повторение | Игра «Хлоп-топ »Я назову вам несколько утверждений. Если вы согласны, то хлопните, если не согласны, то топните Народные сказки сочинил народ. (+ ) Народные сказки сочинил автор.(- ) Народная сказка создается в устной форме.(+ ) Авторская сказка создается в письменной форме.( + ) Время создания авторской сказки неизвестно (-) Время создания народной сказки неизвестно (+)
| Выполняют работу в группах Рассказывают придуманный конец сказки
Высказывают свое мнение
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Давайте подведем с вами итог нашего урока.
Какая вам сказка понравилась больше? Почему? - чем авторская сказка отличается от народной?
Если вы хотите узнать продолжение сказки, то можно взять книжки в библиотеке и дома прочитать. - вам понравился наш урок?
-Оцените себя. Поднимите руку у кого все получилось? (если кто-то не поднял, то выслушиваем его мнение) Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! | доброте, хозяева заботились о курочке. Потому что разбилось яичко Принесла ей другие, чтобы она смогла их высадить На свет появились утята.
У авторской сказки есть автор, а у народной нет, потому что ее сочинил народ Да
Поднимают руки |