Литературная гостиная "Имя, знакомое с детства"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Литературная гостиная "Имя, знакомое с детства" посвящена творчеству Агнии Львовны Барто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinnaya_po_tvorchestvu_barto.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
«ИМЯ, ЗНАКОМОЕ С ДЕТСТВА»
Цели: знакомство с творчеством поэтессы, с малоизвестными фактами биографии, развитие интереса к поэзии А.Л. Барто, воспитание нравственных качеств на основе анализа произведений А.Л. Барто.
Оборудование: компьютерная презентация, книжная выставка, портрет А.Л.Барто, рисунки и поделки детей, корзина с предметами (мяч, заяц, кораблик, лошадка, бычок, флажок, мишка и др.), игрушки, декорации и костюмы для инсценировки.
Ход мероприятия. (Слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник, праздник книги. И я приглашаю вас в литературную гостиную «Имя, знакомое с детства».
(Слайд 2) Посмотрите на портрет этого талантливого, удивительного человека. Это детская писательница, поэтесса, сценарист, публицист, переводчик, общественный деятель. Что бы вы сказали о ней? Кого она вам напоминает (маму, бабушку)?
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, (Слайд 3 )девизом творчества которой стали слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!»
Все в ней просто, она такая домашняя, уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная. Узнали, чей это портрет? (Ответы детей)
Это - известная детская писательница, (Слайд 4) чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
Ученик 1: Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года, в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А.Ахматовой и В.В.Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки.
Ученик 2: Героев для своих произведений она не выдумывала, (Слайд 5) они находились рядом с ней. Но первым и очень строгим ценителем этих стихов был её отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать.
Ученик 3: Когда Агния Барто впервые принесла в издательство свои стихи, ей было всего 19 лет. Это было в 1925 г. Стихи получили самую высокую оценку редактора и их выпустили отдельной книжкой.
Учитель: Это были ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Эти стихи о тяжёлом детстве детей. Послушайте отрывки из этих произведений.
В стране бамбука и чая,
от нашей столицы вдали
в провинции южной Китая
живёт китайчонок Ван Ли.
Глаза его узки как щёлки,
он смотрит сердито и косо,
а волосы жёстки и колки
и сзади спускаются в косу.
Учитель: Было много беспризорных, замёрзающих голодных детей с улицы. Их никто не подбирал, не кормил, не поддерживал.
В подвале темно и сыро
неприютно в дождливую осень…
там Мишка родился и вырос,
ему скоро восемь.
Сирота он. С соседкой старухой
много улиц обходит за день,
и к прохожим он липнет, как муха:
«Подай, Христа ради!»
Учитель: (Слайд 6) В детстве у Агнии Барто была большая мечта – стать балериной. Она даже закончила балетное училище. Молодая, красивая, высокая, с лёгкой походкой, артистичная. Давайте послушаем её стихотворение, которое так и называется «В театре».
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет,
Ребятам я сказала.
Ученик 5: Но на сцене балета Барто была недолго – у неё появилось другое призвание – писать стихи. После выхода цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" в 1936 году, Барто стала одним из самых любимых читателями детских поэтов.
Учитель: Давайте с вами откроем странички небольшой книги, (Слайд 7) которая называется «Игрушки» и проведём предметную викторину.
Игра “Корзина с потерянными вещами”.
В корзине собраны различные предметы, (или рисунки), относящиеся к стихам Барто. Предмет считается угаданным, если дети прочитают наизусть стихотворение из серии «Игрушки»
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
(Просмотр видеофрагмента
из к/ф «Слон и верёвочка» (Слайд 8))
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И поеду к маме в гости.
(Слайд 9)
Учитель: Не знаю, как вы ребята, а я как будто опять вернулась в детство. Давайте ещё поиграем.
Игра «Резиновая мина» (Слайды 10-18)
В названиях стихотворений А. Барто неверно написана одна из букв. Как правильно называются эти стихи?
«Бивень» («Ливень»), «Бочок» («Бычок»), «Вам не нужна морока?» (Сорока), «Чайка» («Зайка»), «Молотая осень» («Золотая осень»), «Мошка» («Кошка»), «Повесть» («Совесть»), «Проза» («Гроза»), «Резиновая мина» («Резиновая Зина»), «Сом переехал» («Дом переехал»), «Стон» («Слон»).
Ученик 6: В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. (Слайд 19) Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде).
Ученик 7: Во время Отечественной войны Барто (Слайд 20) часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.
На заставе
Лесная застава... Приземистый дом.
Высокие сосны за тёмным окном...
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля.
Горит на заставе ночной огонёк.
Начальник не спит, ни на час не прилёг.
Тревожно он смотрит в слепое окно.
Ночь не проходит, всё так же темно.
Война
Сигнал тревоги над страной:
Подкрался враг, как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
В дни войны
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Партизанке Тане
На лице твоём смертный покой.
Мы запомним тебя не такой,
Мы запомним тебя смуглолицей,
Смелой девушкой с сердцем бойца.
Ты недавно была ученицей,
Поджидала подруг у крыльца.
Избивали фашисты и мучали,
Выгоняли босой на мороз.
Были руки верёвками скручены.
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоём шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.
Нет, не плачут седые колхозники,
Утирая руками глаза,
— Это просто с мороза, на воздухе
Стариков прошибает слеза.
Юный голос звучит над пожарищем,
Над молчаньем морозного дня:
— Умирать мне не страшно, товарищи,
Мой народ отомстит за меня!
Юный голос звучит над пожарищем,
Юный голос звенит на ветру:
— Умирать мне не страшно, товарищи,
Я горда, что с победой умру.
На лице твоём смертный покой,
Мы запомним тебя не такой!
Ученик 8: В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.
Ученик 9: Так появилась (Слайд 21) новая книга стихов "Звенигород" – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. В ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме.
Дети читают отрывки из цикла «Звенигород»
Учитель: Случилось так, что поэма «Звенигород» попала в руки женщины, у которой пропала дочь Нина. Мать считала её погибшей. Она написала письмо А.Л.Барто: «Читала поэму и думала, а может моя Ниночка жива, и выросла в хорошем детском доме?» Тогда Барто решила заняться поисками. И через несколько месяцев мать с дочерью встретились. К Барто стали приходить письма с просьбами: « Найдите моего сына…», «Помогите разыскать дочку…». И Агния Львовна занялась новым делом – поисками детей. Родилась повесть «Найти человека» (Слайд 22) - эта книга для взрослых, очень интересная, её нельзя читать без слёз.
Ученик 10: Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве.
Ученик 11: После войны 9 лет А. Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной.
Учитель: После войны Барто вернулась к веселым стихам, над которыми всегда с увлечением работала.
Стихи Агнии Барто полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые стихи А.Барто. Сейчас вы послушаете весёлую, задорную песню «Любитель-рыболов». Музыку к ней написал М.Старокадомский. (Слайд 23)
Дети исполняют и инсценируют песню «Любитель-рыболов»
Учитель: (Слайд 24) В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто “Я расту” – новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Героями её стихов являются такие же ребята, как и вы. Иногда они поступают хорошо, а иногда не совсем. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Учитель: Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
(Подготовленные ученики инсценируют стихотворения.)
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Сонечка.
Тронь её нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит...
Я бы полежала бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Лялечка.
Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
- Не надену белое -
Плохо отутюжено!
Не надену жёлтое -
Жёлтое измятое.
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая!
Бабушка сконфужена -
Гладит после ужина.
Для вожатой платьице
Будет отутюжено.
Есть такие люди -
Им всё подай на блюде.
- Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?
Учитель: Послушайте ещё одно известное музыкальное произведение (Слайд 25) Д.Кабалевского на стихи А.Барто «Песенка про Петю» о том, как не надо себя вести. (звучит песня).
Учитель: Да ребята, к сожалению, такие люди встречаются и в нашей жизни не только в книжках. Они не знают, что такое бескорыстие, не умеют помочь в трудную минуту просто так, бесплатно. И, наверно, у таких людей никогда не будет настоящих и верных друзей.
ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Учитель: Присмотритесь к себе внимательнее, может и среди нас есть такие же Любочки, Сонечки, Лёшеньки… Постарайтесь исправить свои недостатки. Будьте отзывчивыми, чуткими, уважайте старших.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Учитель: Что и говорить, хорошо бы иметь лекарство от подобных "болезней", проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Жаль, конечно. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А. Барто - любимый поэт неугомонного ребячьего племени.
Учитель: Агния Барто встречалась не только с детьми нашей страны. (Слайд 26) У неё были встречи со своими маленькими читателями и из других стран. Писательница читала им свои стихи. А некоторые дети читали ей свои.
Сегодня ребята прочтут несколько стихотворений, которые А.Барто перевела на русский язык с языков разных стран мира.
«Африканский танец»
Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы...
Если в звуках рокотанье,
Тихий плеск речной волны,
Мы танцуем под тамтамы
Плавный танец тишины.
Если звонко, в бурном ритме
Разговор ведёт тамтам:
- Ты танцуй! - он говорит мне,
Он как будто пляшет сам.
Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики
Пляшут, на ногу легки.
Бьют тамтамы, бьют тамтамы...
Кончен день счастливый самый.
Но, хотя замолк тамтам,
Ходит музыка тамтама
Вслед за нами по пятам. От имени Джонсона Уиснант, ему 14 лет.
«Собака и крокодил»
Однажды собака
Бежала к реке
И вдруг увидала
Бревно вдалеке.
Залаяла громко
Она на бревно...
Оно шевелится!
Живое оно!
Приблизиться страшно
К такому бревну!..
А это лежал,
У реки крокодил.
Испуганный лай
Его вмиг разбудил,
И, в воду скатившись,
Ушёл крокодил.
Собака у берега
Долго бродила:
Наверно, искала
Следы крокодила. От имени Чарльзетты Мур 9-ти лет.
«В большом гнезде на деревце…»
В большом гнезде на деревце
Птенцов не сосчитать.
Их накормить надеется
Заботлиная мать.
Их много, их одиннадцать!
Их ротики разинуты.
Пищат сынки и дочери,
А мать вокруг снуёт
И, по порядку, в очередь,
Им гусениц суёт.
Когда детей одиннадцать,
И ротики разинуты,
И каждого корми -
Не так легко с детьми!
Но вот закрыты ротики,
И вся семья сыта,
А мамин хвост коротенький
Торчит из-под куста. Стихи Дитыра К. (6-ти лет)
Учитель: Агния Львовна Барто писала не только стихи. (Слайд 27) У нее есть несколько сценариев для кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Черный котенок". Посмотрите отрывок из фильма "Слон и веревочка" . (Слайд 28)
Вот ребята мы и познакомились со стихотворениями Агнии Львовны Барто. (Слайд 29) Понравились они вам? Конечно, понравились. Если некоторые поэты пишут стихи о природе, о Родине, то А.Л. Барто очень любила детей. Она постоянно с ними общалась, узнавала их характер. И свои наблюдения выражала в виде стихотворений. А сейчас я предлагаю вам викторину по произведениям А.Барто.
Викторина с ответами. (Слайды 30-38)
1. Из какого материала была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?
1. из ткани
2. из резины
3. из пластмассы
2. Какой из этих предметов взят не из произведений А. Барто?
1. Самолет
2. Мячик
3. Самовар
3. Какого цвета была юбка у девочки из стихотворения «Любочка»?
1. Жёлтого
2. Синего
3. Красного
4. Что делает бычок когда идёт и качается?
• мычит
• вздыхет
• прыгает
5. Какое из этих произведений написала не Барто?
• лошадка
• Настенька
• Огниво
6. Как называется стихотворение, в котором есть эти строки:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать. (Бычок, Слон. Мишка)
7. Какое слово есть в произведении «Зайка»?
- Друг
- Снег
- Скамейка
8. Как звали девочку, в произведении «Помощница», которая ничего не делая, очень уставала?
Танюша
Лидочка
Настенька
9. Какое стихотворение заканчивается словами: «…А потом вернемся к маме»?
Грузовик
Самолет
Кораблик
10. Назовите транспортные средства, про которые написала А. Барто, в цикле «Игрушки»:
грузовик
вертолет
кораблик
(Слайд 39) Её стихи учат нас быть человечными, скромными, трудолюбивыми. Учат уважать других людей, помогать родителям, бабушкам и дедушкам. И я верю, что не одно стихотворение не оставило вас равнодушными. А это самое главное для поэта. Значит, творчество поэта будет жить вечно! Агнии Львовны нет. Но с нами ее стихи, тепло ее сердца, добро ее дел.
Исполняется песня «Дорогою добра»
(Автор слов: Энтин Ю. Композитор: Минков М.)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра,
Но если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Но если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Гёте - знакомый и незнакомый"
Внеклассное мероприятие...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
урок литературного чтения "И. Суриков "Детство"
конспект урока по ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Дегустация блюд "Вкус знакомый с детства"
буклет по организации питания...
Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого;развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Детство моё, постой!" Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. КозловаЗадачи:Дидактические:1) дать понятие о ...