Внеклассное занятие "В книжном царстве" 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Внеклассное занятие по литературному чтению в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.zanyatie_v_knizhnom_tsarstve.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Филиал Белянская ООШ

Учитель: Королева Т.А.

Тема: «Народная мудрость. Книги-сборники».

Форма: комбинированный.

Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок.

Задачи:

Образовательные: Учить  чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.

Развивающие: Развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать.

Воспитательные: Воспитать интерес к пословицам и поговоркам.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД: способы быстрого воспроизведения изученной информации.

Регулятивные УУД: управление своим эмоциональным состоянием.

Личностные УУД: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация, закладки, видео - ролик, интерактивная доска, карточки с пословицами и поговорками.

                                                                                          Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организация класса.

1.Приветствие. 2.Проверка готовности к занятию.

(2 мин)

1.Здравствуйте, девочки и мальчики!

- Время нас торопит в класс,

-Ведь занятие у нас!

-Пожелаем всем удачи-

-За работу, в добрый час!

Принимают учебную задачу.

(дети здороваются с учителем).

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний обучающихся.

Сообщение темы и цели занятий.

2.У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих. Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок. (1 слайд) 

3.Я сейчас прочитаю вам маленькие отрывки из сказок, а вы  угадайте  из каких они сказок:
1)«Битый небитого везет»
(«Лисичка-сестричка и Волк»). (2 слайд)
2)Ищи меня «за тридевять земель», в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…» («Царевна-Лягушка».) (3 слайд)
3) Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, « белены объелась?»
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
(
4 слайд)
4)Как аукнется, так и откликнется.
(«Лиса и журавль»)
(5 слайд)
5)"Не в свои сани не садись"!
(«Лягушка путешественница») (6 слайд)

Внимательно слушают.

Слушают. Отвечают на вопросы.

Умение организовывать и осуществлять

сотрудничество с обучающимися.

III.Изучение нового материала.

  1. «Рассказ учителя».

  1. «Беседа по рассказу».

3. «Закончи пословицу».

4.«Пропущенное слово».

5. «Пословицы и поговорки в жизненных ситуациях».

6. «Чтение рассказа и беседа по его содержанию».

7. «Угадай-ка».

 

  1.Некоторые пословицы вошли в народ из            басен И. А. Крылова,   например: «У сильного        всегда бессильный виноват» или «А воз и ныне там».

-Ребята, а вы знаете, что такое пословица?
 
(7 слайд)

Пословица -  это меткое выражение, законченное по смыслу. Она учит: как жить, работать, учиться и т.д. Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

(8 слайд)

-А что такое  и поговорка? (9 слайд)

Поговорка — это образное выражение, которое служит лишь для украшения речи и для того, чтобы ярче и точнее описать явление или человека. Например, если вам скажут, что вы вещь будете искать словно иголку в стоге сена, то вы сразу поймёте, что пропажа не отыщется. (10 слайд)

-Чем же отличаются пословицы от поговорок? (отвечают на вопрос)
(11 слайд)
Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

 (12 слайд)

Отличие в том, что сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (как цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (как ягодка). В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

Молодцы!

А сейчас проверим, знаете ли вы пословицы!

Я буду говорить начало пословицы, а вы должны ее закончить.(слайд 13)

• Ученье-свет, а... (неученье - тьма).

• Волков бояться - ... (в лес не ходить).

• Не имей сто рублей, а... (имей сто друзей).

• По одежке встречают, а... (по уму провожают)

Поспешишь-…..(людей насмешишь.)

Готовь сани летом,….(а телегу зимой).

Правильно! Молодцы! (14 слайд)

А сейчас задание для каждого ряда в классе. Для каждого ряда на слайде будет написана одна пословица. Вы должны в этой пословице угадать пропущенное слово. (15 слайд)

  1. Когда ... на горе свистнет. (Рак.)
  2. ... рубят – щепки летят. (Лес.)
  3. Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

-Правильно, молодцы ребята! (16 слайд)

Я вам прочитаю жизненные ситуации, в которых часто могу  употребляться пословицы и поговорки. Вы слушайте внимательно. А пока вы будете слушать, подумайте, какая пословица или поговорка подходит к рассказу.

1)Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган. Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

-Какая поговорка или пословица подходит к этому рассказу? (Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде  тебя родилась.)

2)Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

-Какая поговорка или пословица подходит к этому рассказу?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Я сейчас  прочитаю вам фрагменты пословиц. Вы  догадайтесь, о каком предмете, качестве или явлении идет речь.

• Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки.)

• Приходит во время еды. (Аппетит.)

• Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка.)

• По нему провожают. (Ум.)

• Залог здоровья. (Чистота.)

• Зеркало души. (Глаза)

• Птица, с которой сравнивают вылетевшее слово. (Воробей.)

• Мать ученья. (Повторенье.)

Верно, молодцы!

Слушают. Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают информацию.

Слушают. Дополняют пословицы.

Слушают внимательно задание для каждого ряда. Выполняют задание.

Слушают. Отвечают на вопросы.

Слушают. Угадывают и отвечают о каком предмете, качестве или явлении идет речь.

Умение воспроизводить полученную информацию.

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество с обучающимися.

Умение мыслить и слушать информацию.

Умение мыслить и воспроизводить информацию.

Умение организовывать

сотрудничество с обучающимися.

8. «Физкультминутка»

(1-мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.

Давайте- ка с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку. Всё внимание ребята на экран, к вам в гости из соседнего класса пришел мальчик, которого зовут Иванушка. (Видео-ролик)

Принимают участие в динамической паузе

Умение организовывать и осуществлять

сотрудничество с обучающимися.

9. «Отгадывание пословиц и поговорок».

-Сейчас я раздам каждому на парту лист.  На листе написаны начало и конец поговорок и пословиц. Ваша задача - как можно быстрее восстановить пословицы. Затем  правильно прочесть поговорку или пословицу. После того, как завершится время, сначала одна пара (кто-то один) прочитает с первого ряда выполненное задание. Если задание выполнено неверно, то отвечает следующая пара из первого ряда. (Всё так же и со вторым и третьим рядом). (На задание даётся 3 минуты)

Для 1 ряда: Ученье — свет, а не ученье —тьма.

Было бы начало, будет и конец.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Для 2 ряда:

От лени — болезнь, от работы — здоровье.

Добро побеждает зло

Старый друг лучше новых двух.

Для 3 ряда:

Жизнь короткая, а слава долгая.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Как пришлотак и ушло.

Работают вместе с учителем. Беседуют в ходу урока. Отвечают на вопрос.

Соблюдать последовательность алгоритма.

IV. Подведение итогов.

Рефлексия.

-Ребята о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

-Вспомните, чем же отличаются пословицы от поговорок?  (отвечают на вопрос) (Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.)

-Какое задание вам показалось самым интересным?

Молодцы!

Слушают. Отвечают на вопросы.

Оценивают результат своей деятельности.

Умение

контролировать и оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие во 2 классе. Тема: «Час веселых конкурсов».

Конспект внеклассного занятия во 2 классе.Игра-соревнование....

Внеклассное занятие в 1 классе "Умение договариваться"

Внеклассное занятие в 1 классе по формированию коммуникативных УУД....

Внеклассное занятие во 2 классе " Конкурс грамотеев"

расширить словарный запас учащихся, , прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику...

Внеклассное занятие в 3 классе

расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику...

Внеклассное занятие во 2 классе ко "Дню матери" "Мамам посвящается"

Цель: Развивать у детей желание дарить тепло и доброту близким. Задачи: 1. Способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в разных видах музыкальной...

внеклассное занятие для 1 класса по ПДД

Методическая разработка по внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с новыми ФГОС второго поколения.  Тема занятия "Ты пешеход" помогает первоклассникам закреплять не только  ПДД ...