Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе « А. С. Пушкин «Зимний вечер»»
методическая разработка по чтению

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

на тему А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Вид урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: проблемно-поисковая.

Система обучения: развивающая.

Цель урока: 

  • добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

Задачи:  

образовательные: 

  • продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
  • познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
  • показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

развивающие: 

  • содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
  • развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
  • развивать познавательные  интересы детей; 
  • отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

воспитательные: 

  • формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
  • воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
  • воспитывать ответственность за выполненную работу.

УУД:

Предметные результаты

Ученик научится:

  • понимать смысл стихотворения;
  • понимать настроение лирического героя.
  • Ученик получит возможность научиться:
    навыкам выразительного чтения лирического текста;
    сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • знания основных моральных норм поведения,
  • представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
  • Ученик получит возможность для формирования:
    первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
    представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
    анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл небольшого текста;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

  • иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
  • методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);
  • методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
  • метод музыкального обобщения и систематизации.

Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки, выставка книг произведений А.С. Пушкина, картина Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».  

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация.

-Какой раздел начали изучать? ( Великие русские писатели)

-Для чего изучаем произведения великих русских писателей? (Они мастера русского языка, русского слова, многому учат)

III. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

А вот как изобразил зиму известный художник Николай Крымов. Его картина называется «Зимний вечер»

Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?Какие изобразительные средства использует художник?

Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.

- Откройте учебник и прочтите тему урока.  (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)

Как вы думаете, о ком или о чём будет стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»?

Проверить правильность ваших предположений мы  сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.

– Перед нами новое произведение А.С. Пушкина. Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

  • Научиться анализировать стихотворение
  • Научиться его выразительно читать

IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.

Это уже не первое произведение А.С.Пушкина, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о жизни этого поэта?  

Перед вами лежит текст,прочитайте его с карандашом в руках и подчеркните ту информацию, которая для вас ранее была незнакома. Поделитесь этой информацией со своим соседом по парте.

- Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях.  Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французскомязыке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. У Пушкина во время учебы в лицее была кличка «француз».. Кроме фехтования, российской и французской словесности, в которых он был отличником, с другими предметами у него как-то не сложилось..В рейтинге успеваемости А. Пушкин занимал 28 место из 30 возможных.Годы обучения в лицее для Пушкина были временем становления духа и прекрасной юности.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины.Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя из жизни и творчества Пушкина.

А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза.

V . Первичное чтение стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем.

Учитель наизусть читает стихотворение.Под звуки вьюги

2.Проверка первичного восприятия стихотворения.

  • Что вы себе представили, слушая это стихотворение?
  • Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.

VII.Словарно - лексическая работа.

Работа в парах, Где можно найти значение непонятных слов?(работа с толковым словарем)

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. 
Кроет - покрывает. 
Лачужка - небольшая, старенькая избушка. 
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша. 

Б) В тексте этого произведения встречаются названия природных явлений. Как вы понимаете их значение?Самостоятельная работа.

Буря-ненастье с сильным разрушающим ветром.
Мгла
 - это сырой, холодный туман, непрозрачный воздух от тьмы, сумерек.

Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.

Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с этим заданием.
Самопроверка (на доске)

Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Подберите синоним к слову Буря-, к слову лачужка-    Вывод : Значения слов можно узнать и в словаре синонимов

VIII. Физкультминутка.

IX. Анализ лирического стихотворения.

– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.

Автор делит своё произведение на части?

а) Работа над первой строфой.

Чтение учеником вслух.

- Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)

- Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)

-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение и олицетворение) - А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит».)

- Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?

(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

- Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

- Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

- Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

- Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

Чтение первой строфы вслух.

б) Чтение второй строфы.

- Прочитайте вторую строфу.

Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?

 - О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

– Как поэт относится к няне? (С любовью и нежностью).(Лирический герой обращается к старушке, няне Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. Рассказчика беспокоит, почему же «приумолкла старушка». Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)

- Как в этой строфе поэт называет няню?

- Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением. Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение второй строфы вслух.

в) Чтение третьей строфы.

- Прочитайте третью строфу.

- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)

-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение:«Сердцу будет веселей»)

- Как лирический герой пытается изменить ситуацию? (Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали.Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства).

- Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора). Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение  строфы вслух.

г) Чтение учеником четвертой строфы

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

- Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?(Повтор).

- То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)

Обратите внимание на глаголы в начале и в конце стихотворения. В каком времени употребил их поэт и почему?

ХФормирование умений и отработка навыков.

 Обобщающая беседа.

-Для чего автор написал это стихотворение?

(-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

XI. Выбор тона чтения стихотворения.

-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне.Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

XII. Чтение стихотворения учениками.

1) Выразительное чтение двух учеников.

Чьё чтение вам понравилось больше и почему?

XIII. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

(Да, можно)

- При помощи, каких средств композитор пишет музыку?

( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)

- Назовите их.

( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).

- Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Д. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»

Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужные характеристики.

ХIV.Работа в группах.

 Карточка

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

- Что выбрали – прочитайте.

Дети зачитывают различные варианты ответов.

- Попробуйте тихо напеть эти строки

Дети по желанию напевают четверостишие вслух. Возьмите лист самооценки
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина

(Звучит романс «Зимнмй вечер» в исполнении Олега Погудина.)

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

Вывод: Передать настроение можно не только красками, но и словами, и музыкой.

XIV .Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Смогли ли мы выполнить задачи, которые ставили перед собой на этом уроке?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.

Пусть в вашей жизни  будут вьюги и метели, но на смену всегда приходит солнечное утро.

XV . Домашнее задание (по выбору):

. Домашнее задание по выбору.
• Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».
• Выучить две первые строфы стихотворения наизусть.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

 -Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

Используя ссылки, которые я дала можно подготовить виртуальную экскурсию по экспонатам, находящимся в этих музеях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

План-конспект Литературное чтение 3 класс А.С. Пушкин «Зимний вечер»

План-конспект по литературному чтению 3 класс в рамках изучения раздела «Великие русские писатели» по теме А.С. Пушкин «Зимний вечер». Вид урока: комбинированный урок. Тип урока: урок изучения нового ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

урок литературного чтения 3 класс А.С.Пушкин "Зимний вечер"

Материал можно использовать на уроке литературного чтения в 3 классе по теме "Стихотворение А.Пушкина "Зимнтй вечер"...

Урок по литературному чтению, 3 класс. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

Урок по литературному чтению, 3 класс. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения....