Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Терешкина Елена Юрьевна

Урок изучения нового материала. Цель:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучшая разработка урока с использованием ИКТ»

Конспект урока литературного чтения         во  2 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Филипок»

Подготовила: Терешкина Е.Ю. учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г.Ершова Саратовской области

2019

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся воспринимать на слух произведение;
  • Научатся давать характеристику героям;
  • Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
  • Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

Слайд 1.

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 2.

На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

Как вы понимаете это высказывание?

Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» (вопрос на доске).

  1. Организация познавательной деятельности.
  1. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Слайд 3.

Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине?

На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?

Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.

Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение з адачи.

Н. Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником крестьянских детей.

Предположите, о чем мы сегодня будем читать?

Сегодня мы будем читать произведение о школе.

Подумайте, а кто учится в этой школе?

Наверное, крестьянские дети.

Кто же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.

Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель?

Этот писатель – Лев Николаевич Толстой.

Слайд 4.

А что интересного из жизни Л.Н. Толстого вы знаете. Поделитесь своими знаниями со своими товарищами.

Учитель и ученики заслушивают ответы детей.

В самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?

Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А помогали ему дочери.

Слайд 5.

Правильно, ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Пришла пора узнать название нашего рассказа.

Слайд 6.

Расшифруйте запись.

Филипок.

Молодцы, ребята. Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Слайд 7.

Как вы думаете, кто такой Филипок?

Филипок-это крестьянский мальчик.

Он взрослый или маленький?

Филипок – маленький мальчик.

Почему вы так решили?

Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.

Посмотрите на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать?

Ответы учащихся.

  1. Первичное восприятие. Чтение текста с остановками.

Читает учитель. Книги учащихся закрыты.

    Сейчас мы начнем читать произведение. Во время чтения рассказа будьте внимательны. Я буду делать остановки и задавать вам вопросы. А вы – отвечать на них.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

Что произошло дальше?

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Что случилось потом?

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок.

Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. 

Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Что увидел Филипок?

Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или остался? Что сделал учитель?

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

  1. Проверка первичного восприятия.

Понравился ли вам рассказ?

Ответы детей.

Что особенно понравилось?

Ответы детей.

Когда было страшно? Почему?

Ответы детей.

Что вызвало ваш смех?

Ответы детей.

Когда героя было жалко? Почему?

Ответы детей.

  1. Анализ произведения. Словарная работа.

Что вы узнали о Филипке в начале?

Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё маленький и мать не пускала его в школу.

Почему Филипок остался дома с бабушкой?

Все ушли. Отец – в лес. Мать – на падённую работу.

        Слайд 8.1        

Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?

Ответы детей.

Обратимся к Толковому словарю Ушакова.

Прочитайте, что такое «падённая работа».

Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.

Продолжим работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?

Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу.

Почему он взял отцовскую шапку?

Свою он не нашёл.

Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую?

Он очень торопился.

Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа?

Школа была за селом у церкви.

Что случилось по дороге в школу.

Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки.

Как вы понимаете слово «слобода»?

Слайд 8.2

Слобода – большое село, деревня.

Почему же собаки залаяли на него?

Собаки его не знали. А Филипок очень торопился.

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками.

Ответы детей.

Кто помог Филипку?

Вышел мужик, отогнал собак.

Как мужик назвал мальчика?

Пострелёнок.

Слайд 8.3

Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.

Пострелёнок – непоседа, шалун.

Ответил ли Филипок мужику? Почему?

Филипок ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался.

Что он сделал?

Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Слайд 8.4

Что значит «полы»? Прочитайте.

Дети читают на доске.

Как это «во весь дух»?

Во весь дух – быстро.

Какое чувство испытал Филипок около школы?

Филипок испытал страх.

Чего он испугался?

Он испугался, что учитель его прогонит.

Кто помог Филипку решиться войти в школу?

Его пристыдила баба.

Что он сделал, когда вошёл в школу?

Он снял шапку.

Почему?

Так было принято.

О каком качестве мальчика это говорит?

Он был хорошо воспитан.

Каким Филипок увидел учителя?

Учитель в красном шарфе ходил посередине.

Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул?

Он так испугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.

Почему Филипок заплакал?

Ему стало обидно, что вдруг ему не разрешат ходить в школу.

Кто поддержал мальчика?

Ребята.

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Дети читают.

Когда же Филипок осмелел?

Когда понял, что учитель похвалил его.

А за что учитель похвалил Филипка?

За то, что знает буквы и сумел сложить свое имя.

Как о себе говорит Филипок?

Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.

Слайд 8.5

Что значит «бедовый»? Прочитайте.

Бедовый – ловкий, сообразительный.

Что изменилось в жизни Филипка в конце?

Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником?

Ответы детей.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа в парах.

На столе у вас лежат карточки со словами. Выбирете те, которые характеризуют мальчика.

У детей карточки: маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.

Вспомним правила работы в парах. Приступили к работе.

Дети работают. Когда пара заканчивает работу, они поднимают руки «домиком».

Проверим, какие слова вы выбрали.

Дети читают слова.

Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Слайд 9

смелый

один отправился в школу

бесстрашный

не испугался собак

робкий

смутился перед незнакомым человеком

смышленый

научился складывать буквы, когда читал брат

любознательный

стремился в школу

целеустремленный

очень хотел учиться

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

  1. Работа в группах.

А теперь разделимся на три группы (по рядам). И вместе вы выполните последнее задание урока.

Слайд 10.

Перед вами и на доске картинный план. Он не соответствует последовательности событий в рассказе. Исправите ошибки.

Проверим вашу работу.

Слайд 11.

V. Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок.

С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто автор этого произведения?

Что нового узнали?

Какие бы черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

В начале урока мы поставили перед собой цель узнать: «Чему учит нас это произведение?».

Так чему же учит нас это произведение?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу.

Дети оценивают свою работу с помощью смайликов.

Слайд 12.

Какая из пословиц подойдет к нашему произведению?

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Друзья познаются в беде.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Слайд 13.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...