Доклад на тему Технология правильного типа читательской деятельности.
учебно-методический материал по чтению (1, 2 класс)
Выступление на школьном объединении. Доклад на тему Технология правильного типа читательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 25.04 КБ |
tehnologiya_prav_tipa_chitat_deyat.ppt | 746.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Этапов работы с текстом будет три.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».
Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».
I этап. Работа с текстом до чтения.
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
1. - Прочитайте ключевые слова: (На доске: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку)
2. Работа с иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.
3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны.)
4. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)
(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)
5. Этап завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.
Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста?2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
1-й абзац
- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?
2-й абзац
-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)
- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…
(был разноцветный)
3-й абзац
- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.
ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать Ответы на эти вопросы
- Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк). Это проблемный вопрос ко всему тексту:
- Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации:
- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста
- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?
- -А если бы животные умели говорить… - озвучьте иллюстрацию.
Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или «Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»
в 1 классе являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Список использованной литературы:
- «Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».
- «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольга
- http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
Как цыплёнок рисовал
Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.
Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.
Стали цыплёнка спрашивать:
— Почему ты так делал? А он смеётся:
— Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)» Формирование личностного и ценностного отношения к чтению Формирование личностного и ценностного отношения к чтению Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель технологии:
Описание технологии чтение фамилии автора чтение заглавия произведения чтение ключевых слов рассматривание иллюстраций высказывание предположений о героях, теме, содержании текста 1 этап: Работа с текстом до чтения Цель: развитие антиципации чтение текста по частям с комментариями диалог с автором словарная работа озаглавливание частей текста выборочное чтение беседа по содержанию текста сравнивание содержания текста со своими предположениями 2 этап: Работа с текстом во время чтения Цель: достижение понимания текста на уровне содержания
Приёмы работы с текстом на втором этапе - читать должны дети, а комментировать – учитель - интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор - комментарии должны быть краткими и динамичными - комментарии не должны превращаться в беседу - соблюдать чувство меры Условия осуществления: Комментированное чтение - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы - задавать свои вопросы - обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста - проверять, совпадают ли они с замыслом автора - включать воображение Условия осуществления: Диалог с автором
Описание технологии постановка проблемного вопроса к тексту беседа о личности писателя повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации высказывание и аргументация отношения к прочитанному характеристика событий, места действия анализ поступков героев выполнение творческих заданий 3 этап: Работа с текстом после чтения Цель: достижение понимания текста на уровне смысла
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока возрастосообразна и доступна ориентирована на развитие личности читателя развивает умение прогнозировать результаты чтения способствует достижению понимания на уровне смысла
Формирование типа правильной читательской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
доклад по теме "технология проблемного диалога"
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на урок...
Доклад на тему: «Технология проблемного обучения в начальной школе"
Одна из технологий ,используемых в начальной школе ,является проблемная технология.О ней и говорится в докладе....
Доклад на тему: «Технология самооценивания в начальной школе »
Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е. учителя начальных классов...
доклад на тему: "Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Этот доклад был представлен на школьном МО учителей начальных классов. Материалы для доклада взяты из разных сборников и также интернет ресурсов, проработаны мною, есть советы практического испо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Технология формирования правильного типа читательской деятельности
Технология формирования правильного типа читательской деятельности...
Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА».
Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»....