Статья "Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению".
статья по чтению (1 класс)
В статье кратко проанализированы причины отсутствия у детей начальных классов интереса к чтению и приведены некоторые советы, как развить у ребенка любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 87.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ И КАК
СФОРМИРОВАТЬ У НИХ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ»
«Почему ребенок не любит читать»
В наше современное время высоких технологий и компьютеризации
человек не может обойтись без такого источника информации как книга.
Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать.
Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас,
пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на
результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное
необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление
процесса чтения, падение интереса к нему приводит к замедлению развития
интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома
чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины
стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой
повседневной жизни.
Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими
проблемами, связанными с чтением:
- школьник читает медленно, с большим количеством ошибок
- ребенок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать
больше того, что задал учитель
- ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не
запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и
приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?
Навык чтения состоит из нескольких параметров:
- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.
- Скорость чтения (к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 120
слов в минуту ).
- Правильность, беглость чтения.
- Понимание прочитанного.
Беглым и выразительным чтение ребенка становится к 5 классу. Но
некоторые дети несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают
читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких
отклонений могут быть индивидуальные особенности ребенка. От
психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или
дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть
связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса
роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Нарушению
чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы
этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск
целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребенку
требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к
дислексии.
Рассмотрим проблемы, связанные с воспитанием интереса к чтению.
Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения,
воспринимают чтение как провинность. Причины этого могут быть в
семейном воспитании.
1)Если родители, обучая ребенка читать, часто прерывали эти занятия
интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение
превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить.
Естественно, ребенок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой
организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
2)Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр
телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей
с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление,
школьную повинность. Ребенок рассуждает так: «Вот вырасту, тоже буду
отдыхать, как захочется, а читать не буду».
3)Нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что детям просто неинтересно
читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён,
названий, непонятных, не пережитых ими.
Было проведено исследование,которое помогло понять причину нежелания
детей читать художественную литературу.
Если родители заставляли ребенка читать, то в 100%случаев он делал это с
большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают
художественную литературу. В лучшем случае, им однажды попадается
интересная книга, и они все-таки начинают читать.
Родители, которые никогда не принуждали ребенка к чтению, в 100% случаев
стали счастливыми обладателями ребенка-книголюба. Такие дети взахлеб
проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии,
расширению кругозора и ускоренному становлению личности.
Читающих детей можно разделить на две категории. Первая категория – это
люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки
полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы,
которых никогда не заставляли читать.
Оказалось, что количество прочитанных книг людьми из второй категории, в
93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой
категории.
Выявлена причина, которая вызывает нелюбовь к чтению у детей, которых
заставляли читать «из-под палки, нежелание детей учиться в школе:
“Реакция подсознания на принуждения”.
Совет родителям: если вы хотите вызвать у ребенка стойкую ненависть к
определенным действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то,
когда он меньше всего этого хочет и когда занят интересным делом.
Пример из жизни:
«Вообще-то, когда я только начал учить буквы, мне ужасно хотелось
научиться читать! Я быстро выучил слоги и хорошо ориентировался в
буквах. Но, как и любой начинающий, я делал ошибки в чтении.»
Что делали мои родители, когда я пропускал ошибку? Они тут же
останавливали меня и заставляли перечитать. Я перечитывал и снова не мог
правильно прочесть. Родители принуждали перечитать снова и снова, причём
делали это с укором, давлением и обвинительной интонацией.
Иногда они могли обозвать меня. Иногда могли вопросительно произнести:
“Ты что, слепой?!” Короче, мне настойчиво давали понять, что за любую
ошибку я должен быть морально наказан.
Проще говоря, родители учили меня читать методом “ТОЛЬКО КНУТ”. И если
я прочитывал предложение правильно, то никаких поощрений не получал.
Что я чувствовал в эти моменты? Меня просто разрывало на части от злости!
Я ощущал нетерпение, горечь и обиду. Хотелось просто убежать и
прекратить это ужасное занятие. Но убежать я не мог.
Что происходит на уровне подсознания? Подсознание видит взаимосвязь:
чтение = страдания. Это правило быстро «прошивается» на неосознанном
уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками.
И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.
«Подсознание зафиксировало: ага, читать – это насильственная преграда,
запрещающая заниматься тем, что мне действительно нравится. Усилилось
ли от этого моё желание читать? Вы сами знаете ответ. А вот мои родители
искренне недоумевали: “Почему это наш сын так н любит книги?»
Они свято верили, что если меня не заставить читать, то я никогда и не
начну. Ошибка сводилась к ложному пониманию первопричины. Я не любил
читать, потому что заставляли. Они же пытались привить любовь к книге
через принуждение. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или
что-либо через принуждение? Ответ очевиден.
Как только я брал книгу в руки, мгновенно возникали негативные эмоции,
вызванные ассоциативно. Из памяти всплывали ощущения, которые я
переживал в моменты принуждения и насильственного давления со стороны
родителей»
“Почему дети не любят учиться?”
Причина та же – принуждение при полном отсутствии интереса.
Рекомендация очевидна: необходимо вызвать интерес у ребенка и сделать
так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как?
Эффективные способы:
“Воспитываем интерес к чтению”
Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических
наук хорошо разбирается в этом вопросе.
“1.Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет
читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с
ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
2.Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»:
читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я
должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с
книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было
дальше, мне это очень интересно!
3.Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам
это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это
удовольствие.
4.Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или
комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому
сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему
больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы,
которые ребенок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем
книга.
6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст,
когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные
истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети не любят читать
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра...
Почему дети не любят читать?
По А.В.Бочкаревой...
Почему современные дети не любят читать?
В данном материале раскрываюся причины нежелания детей читать...
Родительское собрание: Почему дети не любят читать,
Дать рекомендации родителям, о том, как привить любовь к чтению младшим школьникам,...
Статья "Почему дети не любят читать"
В статье для родителей приведены основные причины, почему дети с интеллектуальными нарушенями не любят читать и пути преодоления этих трудностей....
Почему современные дети не любят читать
Существует много причин отсутствия интереса к чтению. Автор выделяет 3 основных причины: информационную, медецинскую и педагогическую....
Почему дети не любят читать
Почему дети не любят читать...