Анализ литературного произведения в начальной школе
статья по чтению
Подходы к литературному чтению в начальной школе были определены уже давно профессором М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились.
Литературное чтение предполагает:
1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);
2) введение литературного произведения в литературно-исторический контекст (знакомство с автором до чтения, самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради, путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного, знакомство с историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии – портреты);
3) установление связей с жизненным опытом ребёнка;
4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_literaturnogo_proizvedeniya_v_sisteme.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ литературного произведения в начальной школе
Подходы к литературному чтению в начальной школе были определены уже давно профессором М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились.
Литературное чтение предполагает:
1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);
2) введение литературного произведения в литературно-исторический контекст (знакомство с автором до чтения, самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради, путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного, знакомство с историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии – портреты);
3) установление связей с жизненным опытом ребёнка;
4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
Цель анализа текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и корректировка её объективным авторским смыслом. Таким образом, основная задача учителя – помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно только в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Существует несколько путей анализа текста: пообразный, проблемно – тематический, «композиционный»… Но в начальной школе оптимальным является путь анализа «вслед за автором».
Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приёмы работы:
- выделение ключевых слов;
- беседа;
- составление плана;
- наблюдение за системой образов (без введения понятия в начальной школе)
- построение структурной модели текста;
- комментированное чтение;
- диалог с автором через текст и т.д.
В системе «Школа 2100» используется технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная проф. Н.Н.Светловской. Эта технология предполагает использование в качестве основных приёмов комментированного чтения и диалога с автором через текст.
Первый этап работы с текстом в системе «2100» - просмотровой, работа с текстом до чтения:
а) читаем название текста, дополнительную информацию, данную в скобках (Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот (главы);
б) выясняем, знакомо ли нам имя автора, вспоминаем темы произведений, уже прочитанных нами;
в) рассматриваем иллюстрацию к тексту;
г) читаем опорные слова (в тетради или на доске);
д) высказываем предположения, о чём будет текст (то, что ранее мы называли антиципацией).
Первый этап завершается постановкой цели, мотивацией: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап работы с текстом - собственно чтение, диалог с автором.
Третий этап – рефлексия, возвращение к поставленной проблеме, формулирование темы урока.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время чтения
( достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и косвенные авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
В ходе чтения текстов надо учить детей вычитывать фактуальную (о чём текст?), подтекстовую (чтение «между строк») и концептуальную (идея, тема) информацию.
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства читателей её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – всё зависит от особенностей текста.
Методисты системы «2100» советуют соблюдать такую последовательность действий:
а) научить детей видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, самим задавать их:
К. Паустовский: «Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания». (Здесь нужно поставить вопрос, который в конце урока выведет нас на тему: « …заслуживает описания…Интересно, почему?)
б) включать творческое воображение учащихся (Вопрос учителя: « Представили?»);
3) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Для этого в ряд текстов по литературному чтению введены соответствующие сигналы: В – вопрос (найди, задай),
О (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало ( включи воображение, не торопись читать дальше, загляни в волшебное зеркало).
Не всякий поставленный вопрос можно назвать вопросом к автору. Так к предложению Паустовского можно поставить несколько вопросов:
- Какой дом?
- Кто в нём живёт?
- Где находится дом?
- Почему дом заслуживает описания?
Только последний вопрос можно назвать вопросом к автору, он мотивирует детей на чтение текста и выводит на тему урока (Тема: Что заслуживает описания?)
Таким образом, вопросы к автору чаще всего носят концептуальный, а не фактуальный характер, они направлены на анализ текста и могут быть различными:
- на выяснение причинно – следственных связей (!!!!!);
- на обоснование, аргументацию, доказательство (!!!)
- оценочные ( Что значит «сухая душа?», «Как думаете, какая душа у самого Паустовского? Почему так решили?»)
- формирующие внимание к языку и художественным особенностям текста (задание в тетради: Выбери из слов в скобках и подчеркни то слово, которое ты считаешь авторским. Проверь себя по книге:
«Впереди – (длинный, скучный, пустынный) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, (тихих, затишливых, спокойных) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как (радость, праздник, счастье)».
Что такое комментированное чтение?
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.
Что надо сделать, чтобы получилось именно комментированное чтение?
- Озвучивают текст дети, а учитель его комментирует, выступая в роли квалифицированного читателя.
- Если дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их надо всячески поощрять.
- Комментарий должен быть кратким и динамичным, не превращаться в беседу.
- Текст комментируется не тогда, когда предложение или абзац дочитан до конца, а когда это действительно необходимо, прерывая чтение.
- Для прерывания чтения рекомендуется использовать следующие приёмы:
- рефрен (повторяем слово или словосочетание за читающим ребёнком, затем следует комментарий или вопрос: « … заслуживает описания. Интересно, почему? «…обшитая серым тёсом.» - То есть досками);
- включение воображения ( « Потом какой–нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу.» Представили?);
- сам вопрос максимально сжат («…берут дом в осаду» – то есть окружают со всех сторон. Вы поняли, почему?);
- учить детей догадываться о значении незнакомых слов из контекста, не обращаясь сразу к словарю, что может нарушить целостность восприятия текста;
- иметь чувство меры, т.к. далеко не каждый текст требует подробного комментария.
Третий этап работы с текстом предполагает следующие шаги:
- Формулирование основного смыслового вопроса (часто как проблемного) и ответ на него.
- Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям.
- Беседа об авторе (дети рассказывают, что узнали о нём из прочитанного текста). Рассказ учителя об авторе (один или несколько эмоционально окрашенных эпизодов их биографии).
- Выполнение творческих заданий.
Виды творческих заданий направлены на развитие четырех сфер читательской деятельности:
эмоциональной, воображения, осмысления содержания, реакции на художественную форму.
Задания, направленные на осмысление содержания:
-рассказ о герое, событии;
- выборочный и краткий пересказ;
- составление плана;
-постановка вопросов, ответ на вопросы учителя.
Задания, направленные на развитие реакции на художественную форму:
-подробный художественный пересказ;
-стилистический эксперимент;
-стилизация;
-наблюдение над языком, художественными особенностями;
- сопоставление литературного произведения с его художественной основой (сказки Пушкина и сказки Арины Родионовны).
Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:
-выразительное чтение;
-оживление личных представлений в связи с текстом ( ком из героев вы видите собственные черты?);
- сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.
Задания, направленные на развитие сферы воображения:
-составление диафильма; комикса, сценария;
-творческий пересказ;
-иллюстрирование;
-изготовление карт, схем, макетов;
-чтение по ролям, инсценирование;
Творческие задания на третьем этапе работы с текстом выбираются с учётом:
-художественной задачи текста;
-особенностей класса;
-учебными задачами.
Так, например, после чтения рассказа К.Паустовского «Мой дом» дети получают творческое задание на выбор авторских слов из предложенных в контексте, выписывание понравившихся цитат на страницу «Осень».
Список использованной литературы:
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3 классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение. 3-й класс. («Маленькая дверь в большой мир»). М.: Баласс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Анализ литературного произведения"
Данный материал содержит теоретический и практический материал по анализу литературного произведения в начальной школе....
Анализ литературных произведений (нач.школа)
Данный материал поможет сделать полный анализ литературных произведение различных жанров. Можно использовать в качестве индивидуальной или групповой работы....
Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"
Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"...
Список литературных произведений для начальной школы на лето
Перечень литературных произведений по классам для чтения летом...
Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...
Приемы и методы анализа стихотворных произведений в начальных классах на уроках литературного чтения
Статья по литературному творчеству о приемах и методах анализа стихотворений в начальной школе (звукопись, цветопись и др.)...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...