Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Заренбина Екатерина Владимировна

В работе представлен конспект открытого урока на тему "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".  Урок уже проведён, нареканий нет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literatura.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД 1 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

                               Ум и сердце в работу вложи,

                               Каждой минуткой своей дорожи!

- Добрый день,  ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу хорошее настроение и улыбки. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

Садитесь.

СЛАЙД 2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы)

- Всем удалось справиться с заданием? (да)

- Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить пословицы в виде ягодок. У всех на столах замечательные ягодки, покажите их, а у меня есть кузовок. Только вот незадача… Он пуст…  Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной стороне записаны пословицы о труде.

Прочитайте друг-другу в группе и я соберу их в кузовок

3.Работа над новым материалом.

СЛАЙД 3 А теперь послушайте мою пословицу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 

- Как вы ее понимаете?

- Подумайте и скажите! О чем эта пословица (о труде)

- Правильно! Молодцы! Кладем и ее  наш кузовок.

- Ребята, а кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

- Откроем учебник на стр 127, дома вы знакомились с этим произведением

СЛАЙД 4 - Поставим перед собой цели:

- познакомиться с автором;

- понять смысл рассказа, его основную мысль;

- сравним героев и их поступки;

- сделаем вывод.

- Ребята, а кто является автором этого произведения?

СЛАЙД 5 -Автор произведения – Борис Викторович Шергин

СЛАЙД 6 А над биографией писателя вы поработаете в группах

  1. Годы жизни и семья писателя
  2. Увлечения писателя
  3. Образование
  4. Произведения автора

Б.В.Шергин – русский писатель. Родился  в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал.  В дальнейшем, окончив художественное училище, многие сои книги оформлял сам. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

  Борис Викторович Шергин (16 (28) июля 1893, Архангельск — 31 октября 1973, Москва) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник. 
    Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 — мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. 
    В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).

    В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

    Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Сегодня утром получила посылку, когда шла в школу, давайте посмотрим, что в ней.

- В посылке какие-то вещи. Давайте разберемся кому они принадлежат? (вещи достаются по порядку)

1 - папка с чертежами.

- Наверно она принадлежит какому-то важному человеку. Ведь в папке эскизы, чертежи.

- Как вы думаете, чья она? (мастера)

2 – очки, клубок со спицами.

- А это чьи вещи? (бабушки)

3 – альбом.

СЛАЙД 7 - Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127.

- Посмотрите внимательно на картинку в учебнике.  Как вам кажется, кто изображен на картинке? (мастер)

- Опишите его. - Хорошо. Молодцы!

- А как ведет себя мальчик?

- Бабушка довольна происходящим в мастерской?

Сегодня мы разберем это произведение и ответим на вопрос

СЛАЙД 8 «Какой урок дал мастер мальчику Мите?»

- Прежде чем начать читать, проведем речевую разминку.

СЛАЙД 9 4.Речевая разминка. В группах!

(речевая разминка на листках у каждого ребенка на парте)

5.Работа над текстом.

- Давайте напомним друг другу некоторые правила:

- каким должно быть чтение? (выразительным, неторопливым)

- что нужно делать, если в тексте встретились незнакомые слова? (нужно попытаться объяснить их смысл)

- Ребята, а как вы думаете, легко ли пересказывать все произведение целиком? (нет, нелегко)

- Для облегчения пересказа, текст можно разделить на части и озаглавить каждую часть.

- По ходу чтения мы с вами разделим текст на части и к каждой части подберем свое название.

- Название каждой части у вас появится на полотне, в виде плана.

- Но это еще не все! Когда мы с вами будем выполнять разные интересные задания и успешно с ними справляться, то ваши  белые листы превратятся в расписное полотно. В конце урока вы увидите эту красоту.

- Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти ответ на главный вопрос. Вспомним его.

- Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?»)

- Я начну читать, а вы внимательно следите и будьте готовы выполнять мои задания.

Текст читает учитель.

- Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело)

- Давайте посмотрим их значения в словарике на странице 217 учебника.

- Кто владеет штукарным и малярным ремеслом? Мы можем ответить на этот вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка)

- А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124.

(добрая, уважительная, любит малышей)

- Как вы понимаете слово красовито?

- А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)

- Можем ли мы так озаглавить I часть этого произведения? (да)

Найдите у себя лист с этим названием, разместите на полотне.

- Итак. Первая часть нашего плана – «Мастер малярного дела».

- Продолжим чтение (читает Фадей).

- Какие 2 пословицы встретились в тексте? («Работа любит не молодца, а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают»)

- Как вы их понимаете?

-Значит эти пословицы тоже о труде?

- Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш кузовок.

О чем нам рассказывает 2 часть произведения?

- Кем же работает Митя? (Митя – художник)

- Можем ли мы так озаглавить вторую часть? (можем)

- Итак II часть получает название – «Митя – художник». Отметим это на доске в нашем плане.

- Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось?

- Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение III части. И узнаем, что же случилось однажды с Митей.

Продолжает чтение ученик.

- Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет)

- Что ему мешало закончить работу во время? (лень)

- Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)

- Оправдал Митя доверие? (обманул)

- Как назовем III часть? (обманутое доверие)

- Хорошо. Третья часть – «Обманутое доверие».

- А теперь нам пора немного отдохнуть.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы с текстом.

- Давайте вспомним, какой вопрос я задала вам перед началом чтения произведения? (какой урок дал мастер Мите?)

- Мы уже можем на него ответить? (нет)

- Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части.

Продолжает чтение ученик.

- Вернитесь на страницу 127.

- Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да, зачитают отрывок)

- Как можно озаглавить 4 часть? («Урок мастера»)

- Итак, 4 часть – «Урок мастера».

- А какая еще пословица о труде вам встретилась? («Глаза страшатся, а руки делают»)

- Как вы ее понимаете?

- Мы можем поместить ее в наш кузовок? (да)

- Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чуть-чуть и мы с вами и набрали полный кузовок пословиц. И нам осталось только справиться с последним заданием.

- В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника изображен мастер.

- Кто же это на самом деле? (Митя-художник)

- Бабушке  нравился Митя? (да)

- За что? (У Мити «золотые руки»)

- Как вы понимаете эти слова?

- Как можно назвать V часть нашего произведения?

- Предложите свои варианты.  Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим на – «Золотые руки».

- Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения.

- Давайте его зачитаем:

I часть – «Мастер  малярного дела»

II часть  – «Митя – художник»

III часть – «Обманутое доверие»

IV часть – «Урок мастера»

V часть– «Золотые руки»

- Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания.

- Ребята! И меняем последнюю полоску на цветную.  Посмотрите что же у нас получилось! Красивое, расписное полотно – столешница.

- Давайте вспомним то слово, которое раньше употребляли старики в давние времена -  «Красовито». Можно сказать так – «Красовито выглядит наша столешница!»

8. Закрепление пройденного.

- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

- А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да)

- Почему? (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)

- Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»? (да)

- Они пригодятся нам в нашей жизни? (да)

- Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?

- познакомиться с автором;

- понять смысл рассказа, его основную мысль;

- составить план рассказа для краткого пересказа текста;

- сравним героев и их поступки;

- сделаем вывод.

- Как вы думаете мы достигли всех целей? (да)

Вывод:

- Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень не просто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают это делать с детства. Дайте учиться доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам помогут «золотые слова».

9. Рефлексия.

- И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке.

- У меня в руках небольшая анкета с вопросами. Читайте и отвечайте на них.

1. Было интересно                           не очень               нет

2. Было все понятно                        не очень               нет

3. Я работал активно                     не очень               пассивно

4. Оцениваю себя на «пять»        «четыре»              «три»

В заключение урока оцените свое настроение. Выберите тот смайлик который вам сейчас ближе по настроению и прикрепите его на доску. (оценить настроение по настроению смайликов)

10.Домашнее задание.

Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПр...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством Б.Шергина  и его произведений;Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Б. Шер...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок» (3 класс УМК "Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шерг...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Б. Шергин \'Собери по ягодке - наберешь кузовок».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Б. Шергин «Собирай по    ягодке - наберешь кузовок»» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жизнью и творче...