Интегрированный урок. Карлсон. Кто он?
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тищенко Марина Валерьевна

Не все, проводимые в школе уроки «толкают» ученика задуматься, осмыслить, самостоятельно вернуться еще раз к тому, что он увидел и услышал. Без этого возвращения, без умения задуматься и осмыслить все образовательные усилия оборачиваются равнодушием и пассивностью ученика. Как правило, возвращаются только к тому, что имеет личностный смысл именно для него и значимо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok._karlson._kto_on.doc588 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема:    Карлсон. Кто он?

Цель: сформировать целостное представление о мультипликационном герое.

Задачи:

учить детей понимать и анализировать поступки и поведение героев;

 развивать внимание, зрительную память, умения запоминать детали;

 формировать устную речь учащихся и пополнять активный словарь;

 развивать творческие возможности и фантазию учащихся;

 воспитывать интернациональное отношение к сказкам народов мира;

 воспитывать культуру просмотра фильмов.

Оборудование: интерактивная доска; презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в паре; маркеры; текст (отрывок из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»); запись песни «Есть герой в мире сказочном…», рисунки сказочных героев Карлсона, Чиполлино, Буратино.Ход урока

I. Организационный момент.

-А о ком сегодня пойдет речь?

II. Целеполагание.

«Узнай сказочного героя». (На доске рисунки сказочных героев – Карлсона, Чиполлино, Буратино).

     

– Рассмотрите рисунки. В каком жанре мы встретим этих героев? (Литературная сказка). Что еще объединяет их? (Веселые человечки, герои мультипликационных (анимационных) фильмов.)

– О каком мультипликационном герое идет речь? (Презентация. Слайд 1). Прочитайте, пожалуйста.

III. Работа над целостным представлением о мультипликационном герое.

1. – Сегодня разговор пойдет о мультипликационном герое Карлсоне из хорошо известной вам литературной сказки «Малыш и Карлсон». - Что бы вы хотели узнать о Карлсоне? (Презентация. Слайд 2)

2. Кто же придумал Карлсона? (Презентация. Слайд 3)

– Придумала Карлсона и написала сказку известная шведская писательница Астрид Линдгрен. Есть еще один человек, который придумал и нарисовал Карлсона – русский художник-мультипликатор Анатолий Савченко, благодаря которому мы увидели Карлсона – смешным и самое главное добрым.

3. Кто же он – Карлсон? Характеристика героя. (Презентация. Слайд 4)

(Просмотр фрагмента мультфильма – эпизод знакомства Карлсона и Малыша)

– Посмотрите фрагмент мультфильма, где происходит первая встреча с Карлсоном. Обратите внимание на внешность Карлсона.

1) Описание внешности Карлсона.

– Как выглядит Карлсон? Вспомните и дополните предложения словами, которыми можно описать этого сказочного человечка.

(работа на интерактивной доске – слайд 1)

(Карлсон – … и …человечек. У него … и …волосы, … глаза, … и…ручки. Стройный, высокий, маленький, толстенький. Русые, рыжие, черные, длинные, короткие. Голубые, серые. Пухлые, тонкие, маленькие).

2) – С кем знакомится Карлсон?

3) – Некоторые детские писатели придумывают новые слова. Можно ли отнести к словотворчеству – Карлсон? (работа на интерактивной доске- слайд2) Карлсон – самая распространенная фамилия в Швеции.

4) Авторская характеристика и самохарактеристика героя. Работа с текстом.

– Читая сказку, вы обратили внимание на авторскую характеристику, которую дает Астрид Линдгрен сказочному герою и что Карлсон говорит сам о себе. (Работа на интерактивной доске-слайд3)

Задание. Распределить слова на 2 группы. В первую слова с авторской характеристикой и во вторую самохарактеристику Карлсона.

5) Работа с текстом. Выборочное чтение.

– Вам, ребята, необходимо в тексте найти отрывок, в котором говорится о том, чем же необычен был Карлсон и прочитать.

6) Проверка выполнения задания.

7) Отрицательные черты характера Карлсона.

– Как и у людей у Карлсона были свои недостатки. Посмотрите эпизод из мультфильма. Есть ли у Карлсона отрицательные стороны характера, и какие? (Презентация. Слайд 5)

(просмотр фрагмента мультфильма – 1,5 мин)

– Заметили ли вы недостатки Карлсона?

– Каким был Карлсон? (ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый)

– Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует.)

– Что еще при просмотре мультфильма нам помогает определить характер героя, его поступки? (мимика, жесты, движение, пластика).

8) Положительные стороны Карлсона, его душевные качества.

– А что же вас все-таки привлекает в Карлсоне? (работа на интерактивной доске – слайд 4) (Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)

Карточка. Задание. Прочитайте слова, словосочетания. Как вы, считаете, какие из них относятся к Карлсону? Подчеркните эти слова маркером (пером).

(Веселый, добрый, хороший друг, отзывчивый, фантазер, смелый, выдумщик, ленивый, трусливый, жадный, шалун, драчливый, находчивый).

4. Озвучивание. Домашнее задание.

– И умел Карлсон по-своему успокаивать друга. Сейчас мы посмотрим эпизод из мультфильма. Озвучивать его будут _________ и ___________.

(Презентация. Слайд 6, просмотр фрагмента мультфильма – 30 сек)

– Сравним. Как выдумаете, получилось ли у наших ребят? (Повторный просмотр фрагмента).

5. Монтаж мультфильма.

 Работа в парах. На партах лежат картинки-фрагменты из мультфильма.(Работа на интерактивной доске-слайд5)(Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)

– Карлсон – это приятные воспоминания, улыбки и смех, задор и выдумка. Вместе с героями сказки мы радуемся, огорчаемся, проживаем вместе с ними все события.

– Перед вами сюжеты из сказки. Расположите их в той последовательности, в которой они происходили.

Проверка выполнения задания.

– Проверьте правильность выполнения задания. Так ли у вас?

6. – Все ли события литературной сказки показаны в мультфильме? Почему? Поделитесь своими мнениями друг с другом. (Творчество художников-мультипликаторов, сценарий, …)

7. Сопоставление героев.

– Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? (Робкий, стеснительный, играл всегда один)

– Почему они стали друзьями? Ведь они такие разные? (Были одинокие, добрые, каждый из них имел положительные стороны характера, учились друг у друга)

– Каким стал Малыш? (открытым, веселым, жизнерадостным, его жизнь изменилась)

– Человеку плохо быть одному, обязательно человеку нужен друг. И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.

8. Тестовая рефлексия. Работа в парах.

– Научил Карлсон Малыша нескольким фразам. Перед вами карточки. Прочитайте и найдите слова, которым научился Малыш у Карлсона.

9. Действующие герои сказки.

– Вспомним, как звали героев сказки «Малыш и Карлсон». (Презентация. Слайд 7)

(Дети договаривают имена героев)

Мальчик (Малыш), домоуправительница (Фрекен Бок), веселый человечек (Карлсон), собачка (Бимбо), кошка (Матильда)

IV. Рефлексия.

 (Презентация. Слайд 8)

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Я учился…. , Я научился…. ,Мне было интересно…. ,Мне было трудно….. ,Я узнал…

V. Творчество А. Линдгрен и А. Савченко.

 (Презентация. Слайд 9)

– Прочитав другие интересные произведения Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой Мио», «Ронья, дочь разбойника», «Мадикен и Пимс из Юнибакена», «Эмиль из Ленеберги» и посмотрев мультфильмы художника-мультипликатора Анатолия Савченко «Возвращение блудного попугая», «Петя и Красная шапочка», «Вовка в тридевятом царстве» вы узнаете много увлекательных историй, вы научитесь ценить друзей, станете еще добрее.

VI. Дифференцированное домашнее задание.

 (Презентация. Слайд 10)

– Из 2 предложенных заданий выберите одно, с которым вы сможете справиться хорошо.

1) Рассказать по плану о сказочном человечке Карлсоне. (План на синей карточке.)

Имя героя.

Место жительства.

Внешние данные.

Интересы и особенные черты героя.

Поведение и поступки героя.

Выразите свое отношение к герою.

 

2) Перечитать понравившейся эпизод из сказки и выполнить рисунок к нему.

VII. Итог.

 (Презентация. Слайд 11)

– Каждый ребенок на земле мечтает о том, чтобы к нему прилетел сказочный герой по имени Карлсон, Этот маленький проказник с моторчиком на спине всегда что-нибудь выдумывает, создает хорошее настроение и порадует своими веселыми историями. И даже хочется, чтобы все детские болезни лечились вишневым вареньем, а не таблетками. И если тебе одиноко, или у тебя неприятности и испортилось настроение, закрой на минутку глаза и представь, что сейчас в твое окно постучится маленький смешной человечек Карлсон…

Рисование Карлсона и раскрашивание.

 – Каким он будет? Это ваша фантазия, творчество. С помощью маркеров нарисуйте своего Карлсона. (2 ученика работают у доски, рисуют на белой доске маркерами на водной основе). (интерактивная доска-слайд 6)

 «Собери картинку. Карлсон» (1 ученик работает на интерактивной доске)

 – Главный сказочный герой сегодня у нас – это … (Карлсон). Соберите картинку «Карлсона».

 Карточки (индивидуальные). Раскрашивание.

 

– Посмотрите на Карлсона. Какой из них вам больше нравиться, тот и соответствует вашему настроению. Раскрасьте его. (звучит песня «Есть герой в мире сказочном….»)

 

Есть герой в мире сказочном

Он смешной и загадочный

На крыше дом ну а в нем живет он

Толстый Карлсон

Малыши просят Карлсона

Рассмеши нас пожалуйста

И к нам в окно залети и спой нам

Толстый Карлсон

И пропеллер свой заводит

Смешной чудак смешной чудак

И к ребятам в окна входит

Ну просто так ну просто так

Поднимает насторенье

Дразнит тормошит

Ест клубничное варенье

И ребят смешит

Толстый Карлсон

Хоть и мы люди взрослые

Вечно ходим с вопросами

И как тут быть если нет тебя здесь

Толстый Карлсон

День и ночь ждем мы Карлсона

Прилетай к нам пожалуйста

Нам трудно жить без тебя чудак наш

Толстый Карлсон

Вот мы слышим вот мы слышим

Мотора стук веселый стук

Это с крыши прямо с крыши

Спешит к нам друг наш чудесный друг

Это значит сказка

Может доброй явью стать

Если Карлсон нам поможет

Этот мир понять

Толстый Карлсон

Вот мы слышим вот мы слышим

Мотора стук веселый стук

Это с крыши прямо с крыши

Спешит к нам друг наш чудесный друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Конспект урока «Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классеФорма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению.     В ходе урока используются различные методы и форм...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...