Рабочая программа по предмету Литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс)

Андреева Надежда Валентиновна

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Рабочая программа по обучению грамоте представляет собой целостный документ, включающий:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета;

- описание места учебного предмета в учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 

- требования к уровню подготовки выпускников;

- содержание учебного предмета;

- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное чтение» 4 класс.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник по литературному чтению для 4 класса, в 2-х частях, автор Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской, "УМК «Перспектива", М., «Просвещение», 2016 год;

                  2.   Творческая тетрадь «Литературное чтение». Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. М., «Просвещение», 2016 год

                  3.  Творческая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов». Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. М., «Просвещение», 2016 год

                    4.  Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 4 класс, изд-во "Вако" 2016, составитель С.В. Кутявина.

             5.   Работа с текстом. ФГОС, автор О.Н. Крылова, изд-во "Экзамен" 2016.

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

             3. Иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru

4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

5.Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

Цели и задачи обучения

Программа направлена на достижение следующих целей: 
          • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Количество учебных часов

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 136 часов 4 часа в неделю, в учебном плане школы – 102 часа, 3 часа в неделю; 1 час отводится на курс ОРКСЭ.

Содержание  рабочей программы

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач – сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение – это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» для 1-4 классов и программы, которая включает следующие разделы:

1.    «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3.   «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4.   «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся ».

Каждый из разделов имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре.

Литературные произведения: произведения древнерусской литературы; рассказы и повести классиков русской литературы, произведения зарубежных писателей; басни; литературные сказки.

«Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и Древнего Рима; героические песни; библейские предания.

Литература  искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее истории, природе родной земли, взаимоотношениям человека с другими людьми и окружающим миром. Произведения патриотической и нравственно-мировоззренческой тематики.

Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно-познавательная литература.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

-  Способ чтения: беглое чтение словами, сочетаниями слов.

- Увеличение «поля» чтения путем овладения приемами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.

- Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

- Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом 80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию свое отношение к прочитанному.

  1. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения

- Умение самостоятельно пересказать текст (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

- Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами,

- Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др,) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.

- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

- Культура общения с собеседником: точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

- Формирование выразительной стороны речи и чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением и паузой, мелодикой речи), умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т. д.

- Ориентировка в учебной книге по ее оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, заголовок, подзаголовок.

- Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

  1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

- Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

- Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать свое настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.

- Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

- Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

2. Слушание художественных произведений.

- Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов, басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

- Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединенных общей темой, общим настроением.

- Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

- Слушание литературных произведений (по выбору учащихся).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

- Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

- Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т. д.

- Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

- Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

- Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нем с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

- Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

- Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.

- Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

- Драматизация прочитанных произведений (по выбору).

- Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

- Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г. X. Андерсена.

- Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т. д.

- Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета.

- Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

- Различение жанров художественных  произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Былина  героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина  жанр, имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ  небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение  небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

- Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

- Совершенствование умения по созданию своего варианта сказки на известный сюжет.

- Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

- Формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

- Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображенных событий; составление обобщенного представления об авторе произведения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные:  учащиеся научатся

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Учащиеся должны знать:

- отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

- наизусть 10-12 стихотворений;

- 5-6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

- читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

- читать про себя произведения различных жанров;

- читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

- передавать при чтении свое отношение к содержанию, героям произведения;

- выражать свое отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

- находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

- находить метафоры и сравнения на примере загадки;

- различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

- пересказывать тексты произведений подробно,  выборочно и кратко;

- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

- составлять план, озаглавливать текст;

- различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать свое отношение к прочитанным произведениям;

- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

- находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

- находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

- пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

- выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

- определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.


Календарно-тематическое планирование уроков

по литературному чтению

в 4 классе

к учебнику Л. Ф. Климановой,

УМК «Перспектива»

102 часа (3 часа в неделю)

№ п/п урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения: предметные знания и УУД

Вид и формы

контроля

Книга в мировой культуре – 6 ч.

1.

Вводный урок по курсу. Содержание учебника.

1

Урок открытие новых знаний

Личностные:

- проявлять интерес и ценностное отношение к книге,  как источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

- позитивно относиться к чтению, книге;

- творчески относиться к составлению рассказа о прочитанном произведении.

Познавательные:

- определять значение и смысл новых слов и понятий;

- осмысливать прочитанный текст;

- определять тему, главную мысль и обосновывать свое мнение;

- составлять пословицу о книге и объяснять ее смысл;

- использовать приобретенные умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения. 

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать

речевые средства для представления результата работы.

Уметь ориентироваться в учебнике по литературному чтению;

объяснять условные обозначения;

находить нужную главу в содержании учебника;

предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.

Текущий, устный опрос

2.

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

1

Урок открытие новых знаний

Уметь рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Текущий, устный опрос

3.

М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

1

Комбинированный урок

Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Уметь классифицировать книги по темам.

Текущий, самостоятельная работа, работа по карточкам

4.

История книги. Подготовка сообщения на тему.

1

Комбинированный урок

Уметь участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Текущий, устный опрос, самостоятельная работа

5.

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

Комбинированный урок

Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Текущий, устный опрос, самопроверка

6.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах Контрольная работа

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Текущий, устный опрос Контрольная работа

Истоки литературного творчества-16ч.

7.

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов.

1

Комбинированный урок

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Уметь определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. 

Уметь различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.

Текущий, устный опрос, самостоятельная работа

8.

Библия-главная священная книга христиан.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч.

Текущий, фронтальный опрос

9.

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

Милосердный самарянин (из Нового Завета).

1

Урок открытия новых знаний

Уметь объяснять особенности

притч.

Уметь объяснять нравственный смысл притч

Текущий, самостоятельная работа

10.

Былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине.

Текущий, самостоятельная работа

11.

Исцеление  Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь сравнивать былину со сказочным текстом. Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине.

Текущий, работа по карточкам

12.

Ильины три поездочки.  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине.

Текущий, устный опрос, взаимопроверка

13.

Устное сочинение по картине В. Васнецова Славянский миф. Особенности мифа.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь рассказывать о картине. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

Текущий, фронтальный опрос

14.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь выявлять особенности мифа.Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

Текущий, взаимопроверка

15.

Внеклассное чтение. Произведения устного народного творчества.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять одну из книг по заданным параметрам. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Текущий, взаимопроверка

16.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

Комбинированный урок

 Уметь рассказывать сказки по иллюстрациям.

Текущий, самопрверка

17.

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

1

Комбинированный урок

Уметь составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Определять ключевые слова в будущем тексте.

Текущий. взаимопроверка

18.

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

1

Комбинированный урок

Уметь распределять роли. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы.

Текущий, работа в группе

19.

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.

Текущий

20.

Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

Текущий

21.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

Урок совершенсвования знаний и умений

Уметь находить необходимый материал для подготовки сценария.

Инсценировать произведение.

Текущий, работа в группе

22.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Самостоятельная работа

 1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Текущий, самостоятельная работа

О Родине, о подвигах, о славе-13ч.

23

Вводный урок по содержанию раздела.

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

Урок открытия  новых знаний

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- работать над лексическим значением слов;

- создавать сочинение по картине;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определять смысл понятий: поступок, подвиг.  

Объяснять смысл пословиц. 

Уметь сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий.

Текущий, фронтальный опрос

24.

Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский.Русь

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь подбирать  близкие по смыслу слова к слову «Родина».

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Текущий, фронтальный опрос

25.

Александр Невский.. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.

Читать вслух и про себя.

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

Текущий, устный опрос

26.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.

Текущий, фронтальный опрос

27.

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь называть особенности исторической песни.

Текущий

28.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.

Текущий

29.

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь составлять план текста, делить текст на основе плана.

Текущий

30.

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.

Текущий, устный опрос

31.

Внеклассное чтение. Историческая литература для детей.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.

Текущий

32.

Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

1

Урок совершенствования знаний и умений.

Уметь выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. 

Строить речевые высказываний в устной и письменной форме.

Текущий, устный опрос

33.

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь находить нужную книгу по тематическому каталогу. 

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения.

Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

34.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь участвовать в работе групп, договариваться друг с другом.

Текущий, работа по карточкам

35.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Текущий, работа в группе

Жить по совести, любя  друг друга-14 ч.

36.

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа.

1

Урок открытия новых знаний

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Уметь читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.

Текущий, фронтальный опрос

37.

 И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь объяснять смысл  поступков героев. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным.

Текущий, работа в паре

38.

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь характеризовать героев рассказа; называть их качества,  объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему.

Текущий, индивидуальный

39.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.

Текущий, работа в паре

40.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы.

Уметь составлять текст по аналогии с данным.

Текущий, работа в группе.

41.

И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.

Уметь соотносить содержание текста и пословицу.

Текущий, индивидуальный

42.

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Текущий, фронтальный

43.

Н. Носов. Дневник Коли Синицына.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Текущий, индивидуальный

44.

 Внеклассное чтение. Создание выставки «Писатели-детям»

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

Текущий, индивидуальный

45.

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста.

 

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь выявлять особенности юмористического текста.

Текущий, индивидуальный

46.

Семейное чтение. В. Драгунский. Смысл рассказа.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь выбирать  вид  чтения в зависимости от цели; извлекать  необходимую  информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

Текущий, индивидуальный

47.

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

1

Уметь работать в группе, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.

48.

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

1

49.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Контрольная работа.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Текущий, контрольная работа

Литературная сказка-23 ч.

50.

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль,

К. Ушинский, Л. Толстой.

1

Комбинированный урок

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных

произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определять тему и название выставки книг.

Текущий, фронтальный

51.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь выявлять особенности литературной сказки.

Текущий, работа в паре

52.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.

Текущий, работа в паре

53.

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

Комбинированный урок

Уметь сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Текущий, фронтальный

54.

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета.

1

Комбинированный урок

Уметь выявлять особенности поэтического текста сказки.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Текущий, работа в группе

55.

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки.

1

Комбинированный урок

Уметь соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

56.

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь составлять аннотацию на книгу.

Текущий, индивидуальный

57.

Сказки Г.-Х. Андерсена.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь определять средства выразительности, работать над лексическим значением слов.

Текущий, фронтальный

58.

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь сравнивать сказки разных писателей. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Текущий, работа в группе

59.

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей.

Текущий, фронтальный

60.

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь писать отзыв на книгу.

Текущий, индивидуальный

61.

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь самостоятельно читать произведения и осмысливать их. Определять главную мысль произведения. Уметь сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Текущий, работа в группе

62.

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

Текущий, работа в паре, группе

63.

Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Текущий, фронтальный опрос

64.

Создание сказки по аналогии.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. 

Текущий

65.

Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

Текущий, фронтальный опрос

66.

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь определять  главную мысль произведения. Характеризовать героев сказки.

Текущий, фронтальный опрос

67.

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Коллективно обсуждать прочитанное.

Текущий, устный опрос

68.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь самостоятельно читать произведения и осмысливать их. Определять главную мысль произведения. Сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Текущий, индивидуальный

69.

Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь самостоятельно читать произведения и осмысливать их. Сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Текущий, фронтальный опрос

70.

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

1

Уметь работать в группе, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение

71.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий, фронтальный опрос

72.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь составлять аннотацию к книге.

Текущий, индивидуальный

Великие русские писатели-25 ч.

73.

Вводный урок по содержанию раздела.

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

Урок открытия новых знаний

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- работать над лексическим значением слов;

- создавать сочинение по картине;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности-метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Текущий, фронтальный опрос

74.

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина

1

 Урок открытия новых знаний

Уметь составлять собственный текст «Что для меня значат  сказки А.С. Пушкина».

Текущий, работа по карточкам

75.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.

Текущий, фронтальный опрос

76.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки.  

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Текущий, фронтальный опрос

77.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение литературных сказок.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Текущий, фронтальный опрос

78.

Внеклассное чтение. Великие русские писатели.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

Текущий, устный опрос

79.

А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Текущий,  фронтальный опрос

80.

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений  живописи и литературы

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Текущий, устный опрос

81.

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь составлять рассказ по картине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Самостоятельная работа

82.

И.Козлов. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Комбинированный урок

Уметь читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Текущий

83.

М. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Перевод В.Брюсова.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Текущий, устный опрос

84.

М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Утёс. .

1

Урок открытия новых знаний

Уметь употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Текущий, устный опрос

85.

М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь выявлять особенности исторической песни.

Читать по ролям.

Текущий. работа по карточкам

86.

Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Текущий, устный опрос

87.

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»).

1

Урок открытия новых знаний

Уметь задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.

Текущий, устный опрос

88.

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

1

Комбинированный урок

Уметь находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Текущий

89.

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь сравнивать произведения живописи и литературы.

Текущий, фронтальный опрос

90.

И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

1

Урок совершенствования знаний и умений

Уметь сравнивать произведения литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Текущий, работа по карточкам

91.

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

1

Комбинированный урок

Уметь работать в  групе; договариваться друг с другом.

Самостоятельная работа

92.

Внеклассное чтение.

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

1

Уметь работать в группе; договариваться друг с другом.

Текущий, фронтальный опрос

93.

Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого

.

1

Комбинированный урок

Уметь анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Текущий, устный опрос

94.

Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.

1

Урок открытия новых знаний

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Текущий, индивидуальный

95.

Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Пересказывать тексты подробно и кратко.

Текущий, устный опрос

96.

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

1

Уметь распределять роли. Инсценировать произведение.

97.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь готовить экскурсию по материалам содержания раздела. 

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Самостоятельная работа

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч. 

98.

Обобщение. Ритм. Рифма.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Уметь находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Текущий, фронтальный опрос

99.

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь сравнивать лирические тексты: текст живописи и текст стихотворения.

Текущий, фронтальный опрос

100.

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

1

Комбинированный урок

Уметь находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения

Текущий, фронтальный опрос

101.

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

1

Урок контроля знаний и умений

Уметь анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Самостоятельная работа

102.

Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Презентация понравившихся произведений.

Текущий, фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...