Познавательные УУД на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Устьянцева Ирина Николаевна

Познавательные УУД на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Развитие

      познавательных

       универсальных

    учебных действий

           на уроках  

     литературного

             чтения

                                                                              Составитель:

                                                                              Устьянцева И.Н.

                                                                              МБОУ «СОШ №90»

                                                                              г. Кемерово

Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературного чтения обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. (слайд 1)

                                       Познавательные УУД:

             1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

             2) умение представлять информацию в виде схемы;

             3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

             4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

             5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

             6) умение ориентироваться на развороте учебника;

             7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 Добиться этого можно разными способами, и один из самых эффективных— использование метода чтения с  применением технологий  алгоритмического усвоения текстов. Об этом подробно говорится в книге Королёвой Г.В. «Технологи я эффективного чтения».

В основе метода эффективного чтения—алгоритм эффективного чтения с применением дифференциального и  интегрального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии. (слайд 2)

С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста— чаще всего абзац— на логические от дельные элементы .Он представляет собой следующее:

1)опорные слова;2)опорная сеть;3)смысловая доминанта.

Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными слова называются потому, что они служат опорой конкретного текста.

Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста. Именно опорная сеть является основой  содержания текста. Зрительный образ опорной сети может быть таким. (слайд 3)

https://html1-f.scribdassets.com/6kexlrckn41idj5n/images/15-c3f0bc95cc.jpgО

Опорные слова и опорная сеть выявляются в самом тексте, который претерпевает как бы количественные преобразования— сжимается. Но кроме этого  сообщение всегда подвергается и качест в е н н о му     п р е о б р а з о в а н ию.  Э т а  и н т е л л е к т у а л ь н а я   о п е р а ц и я   соответствует   третьему   блоку   алго ритма— выявлению доминанты. (слайд 4)

 Доминанта— главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя.

Объяснить понятие «смысловая доминанта» детям не так уж трудно— это и главная  мысль текста, и то, чему хотел научить нас автор, и идея  произведения.

Так как сам термин «смысловая доминанта» может показаться слишком громоздким  для  повседневного обращения  в начальной школе, то мы успешно пользуемся его образно описательным синонимом— «мешочек со смыслом».

https://html1-f.scribdassets.com/6kexlrckn41idj5n/images/18-34f0055d7d.jpg

Это название  подсказывает, что отыскать в тексте «смысл» не такое простое дело. Чаще всего он спрятан, скрыт, «завязан в  мешочек», и чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. Опираясь на доминанту ученик может «вытащить» из  мешочка со смыслом весь текст-вернее ,опорную сеть этого текста.

Зрительный образ  смысловой доминанты-«мешочка со смыслом»- может быть ещё более конкретным: доминанта-это золотая рыбка, пойманная опорной сетью.(слайд 5)

 https://html1-f.scribdassets.com/6kexlrckn41idj5n/images/18-34f0055d7d.jpg

Доминанту можно назвать и «клубок со смыслом»: нитка может быть длинной, а в свёрнутом состоянии умещаться на ладони , а если надо-из этой нитки легко сплетается в памяти весь текст.

Ещё один удачный образ- доминанта-зёрнышко. В этом зёрнышке хранится текст-но стоит только начать вспоминать, и текст взойдёт сам собой из «смыслового зерна», как большое и красивое  растение.

Следующий образ доминанты-ключ от двери огромного, полного красот и секретов дворца-текста. По дворцу-тексту можно ходить, бродить, а потом выйти , заперев дверь на ключ- т.е. придумать доминанту. А когда захочется вспомнить подробности текста-дворца, можно взять ключ , открыть дверь во дворец и он снова будет в вашем распоряжении.

----Сейчас я предлагаю вам поработать с 1 текстом, который у вас на столах  и найти в нём опорные слова. (слайд 6)

                                    Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить , и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидела промеж них мясо , подхватила его и убежала.    

                                                                                                                                            Л. Толстой

-Как вы думаете, какие опорные слова?(лев, медведь, лиса)

-Проверяем(слайд7)

Опорные слова: лев, медведь, лиса.

-Составим из них опорную сеть-дополните  их подходящими словами из текста (Что делали  лев и медведь?-добыли мяса, дрались, не уступали, бились, ослабели) (Как поступила лиса?-подхватила мясо и убежала)

-Проверяем(слайд)

Опорная сеть: лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала.

-Находим доминанту-золотую рыбку (Чему хотел научить автор? Идея произведения? )

-Проверяем (слайд)

Домината: если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.

Начинать работу по дифференциальному алгоритму чтения надо с небольших текстов. Дальше можно усложнять алгоритм:

-вести самостоятельный поиск опорных слов

-отыскивать ошибочные слова в опорной сети

-сравнивать несколько вариантов опорной сети и выявлять лучший.

Интегральный алгоритм чтения

Из интегрального алгоритма используется графическая форма, состоящая из 7-ми блоков. (слайд 8)  

Семь блоков интегрального алгоритма:
1. Название.
2. Автор.
3. Герои.
4. События.
5. Новизна (чего раньше не знали).
6. Непонятное.
7. Идеи (что самое главное).

Первые четыре блока понятны всем. Блоки 5 и 6 могут быть разнообразны: то, что одному ученику  известно, другой открывает для себя впервые. 7 блок  -идеи — это самостоятельно сформулированное главное из текста. Он не опирается на текстовый материал и может оказаться сформулированным в 25 вариантах, если в классе 25 человек. 

 Интегральный алгоритм можно представить в зрительном образе. (слайд 9) Для создания можно использовать некую фигуру, например, звезду с количеством лучей, соответствующим числу героев книги.

4 героязвезда15 героевзвезда 2

Как вписать в этот зрительный образ все составляющие алгоритма?                    Для этого вводятся условно - графические обозначения соответствующих блоков (постепенно или всех сразу). (слайд 10 )( рассмотреть)

эфф чтение картинка

Работу по интегральному алгоритму стоит начинать только тогда, когда учащиеся хорошо овладели дифференциальным алгоритмом чтения. Они должны понять, что в графической схеме нужно размещать только опорные слова этого текста и  и его опорную сеть.

----Сейчас я предлагаю вам поработать со 2  текстом, который у вас на столах. (слайд 11)

Осенью улетают на юг ласточки, скворцы, зяблики. В опустелом лесу можно увидеть большую и тихую птицу. Она одиноко  сидит на берёзовой ветке или на проводе у дороги. Эта молчаливая птица осталась верной родному лесу. Вместе с ним она переносит мороз, вьюги и метели. Верная птица-деряба!

                                                                                                            По В.Медведеву

Основу схемы надо начать со смысловых лучей. Определить, сколько будет лучей, не всегда  бывает  просто. Необходимо научить детей следовать простому правилу: каждое последующее предложение накладывается  на предыдущее до тех пор, пока «характер» картинки не изменится.

-Сколько смысловых лучей выделите?

-Проверяем (слайд 12)

(В этом тексте можно выделить 3 смысловых луча).

Продолжим с построения  схемы для каждого  героя изучаемого текста.

- Какие события происходят с ласточками, скворцами, зябликами?(осенью улетают на юг)-слайд

-Какой стал лес?(опустелый)-слайд

-Найдите описание дерябы(большая и тихая птица)-слайд

-Что она делает?(сидит на ветке , на проводе)-слайд

-Из следующего предложения что ещё узнаём о птице?(верная)- слайд

-Верная чему?(родному лесу)-слайд

-Как она связана с лесом?(вместе переносят мороз, вьюги, метели)-слайд

- Что для вас было новым  в этом тексте? (ответы разные, но –Деряба-зимующая птица лесов)-слайд

-Что было непонятно в тексте?(ответы разные, но-Что означает название птицы»деряба»?)-слайд

-Что самое главное в тексте?(ответы  разные, но -Деряба-верная птица, потому что вместе с родным лесом переносит все невзгоды)-слайд

Вывод:

Использовать метод эффективного чтения можно не только на уроках чтения, но и  окр. мира, риторики и  русского языка (особенно при написании изложения) .

Я совсем недавно стала использовать этот метод на своих уроках и заметила, что ученики стали активней работать с текстом, лучше  находить   в тексте  нужное и важное, быстрее и качественнее усваивать информацию, дольше её сохранять.

.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательные УУД: 1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) умение представлять информацию в виде схемы; 3 ) умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) умение ориентироваться на развороте учебника; 7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Слайд 2

Дифференциальный алгоритм чтения опорные слова (несут основную смысловую нагрузку), опорная сеть (комбинация опорных слов и дополнительных слов, помогающих в сжатом виде понять содержание), смысловая доминанта (главная смысловая часть текста, которая может быть выражена своими словами, — это главная мысль текста).

Слайд 6

Лев, медведь и лисица Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить , и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидела промеж них мясо , подхватила его и убежала. Л.Толстой

Слайд 7

Опорные слова: лев, медведь, лиса. Опорная сеть : лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала. Домината: если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.

Слайд 8

Интегральный алгоритм чтения Семь блоков интегрального алгоритма : 1. Название. 2. Автор. 3. Герои. 4. События. 5. Новизна (чего раньше не знали). 6. Непонятное. 7. Идеи (что самое главное).

Слайд 9

4\

Слайд 11

Осенью улетают на юг ласточки, скворцы, зяблики. В опустелом лесу можно увидеть большую и тихую птицу. Она одиноко сидит на берёзовой ветке или на проводе у дороги. Эта молчаливая птица осталась верной родному лесу. Вместе с ним она переносит мороз, вьюги и метели. Верная птица-деряба! По В.Медведеву

Слайд 12

Ласточки, скворцы, зяблики Деряба Лес В.Медведев Осенью улетают на юг Опустелый Большая и тихая птица Сидит на ветке, на проводе Верная Вместе переносят мороз, вьюги, метели Деряба – зимующая птица лесов. Что означает название птицы «деряба»? Деряба – верная птица, потому что вместе с родным лесом переносит все невзгоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"

Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания  комфортных условий, необходимых д...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».

Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие  познавательных процессов на уроках литературного чтения  в условиях информационного пространства»....

Из опыта работы "Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения"

Познавательные УУД включают умения:а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;в) делать выводы в результат...

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становленииТребования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходим...

Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Одной из важнейших проблем, на которых сосредоточены современные педагоги и методисты-предметники, является поиск методов и приемов эффективного формирования универсальных учебных действий...