Из опыта работы "Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения"
статья по чтению (3 класс) по теме

Познавательные УУД включают умения:

а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;

в) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

г) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Далее на примере рассказа Б.Емельянова "Игра" раскрываются приемы работы над текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.rar17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках «Литературного чтения»

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения» формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и чтении текстов познавательной литературы.         

Особое внимание в курсе уделено заданиям, формирующим такие  общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опор-ных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники

по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познава-тельного и художественного); обобщение; классификация.

Конкретно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

А грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

. Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

. Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.

. Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.

Познавательные УУД включают умения:

а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;

в) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

г) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Рассказ «Игра» Бориса Емельянова.

Предварительно перед чтением рассказа прочитать текст на с. 68 учебника..Работа с тестом до чтения.

·Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста [11, с. 68]?

·Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?

(мы будем читать рассказ - быль)

·Можно ли предположить, кто главный герой?

(Главный герой - писатель А. Гайдар - ведь так называется книга, из которой взят рассказ)..Работа текстом после первичного чтения.

.Беседа по первой части:

·Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1. Что значит «приходит слава»? 2. Почему старушка так себя ведет? 3. Что это значит идет баталия?)

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: гимнастерка, корчажка, завалинка (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Корчажка - маленький глиняный кувшин, гимнастерка - плотная тканевая рубашка, завалинка - насыпь вдоль наружных стен деревянного дома.

·Озаглавь первую часть.

(Встреча со старушкой).

.Беседа по второй части:

·Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1. Чьи голоса доносились из окон дома? 2. Что означает слово разведчик? 3. Чему удивился Гайдар?).

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: рогатка, чердак, разведчик. (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Рогатка - метательное оружие, служащее для охоты - в данном контексте представляет предмет игры у мальчиков; чердак - это верхняя часть строения, разделяющее крышу и основную часть строения, применяют для хранения различных вещей; разведчик - так называют человека, которого направили узнать секретную информацию.

·Озаглавь вторую часть.

(Чердак)

.Беседа по третьей части:

Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1.Что за сигнальное колесо? 2. Что рассказали ребята Гайдару? 3. Почему мальчик смущался?)

Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: сигнальное колесо, склянки, тимуровская команда. (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Сигнальное колесо - это приспособление тимуровской команды, которое подает сигнал - позывной; склянки - это предметы, изготовленные из стекла; тимуровская команда - это группа ребят, помогающая населению.

·Озаглавь третью часть.

(Встреча).Работа с текстом после чтения:

·Раскрой главную мысль рассказа.

Главная мысль - показать читателю, каким поступкам, добрым, приносящим людям пользу, нужно подражать.

Рассказ «Кот - ворюга» Константина Паустовского..

Работа с тестом до чтения.

·Кто автор? Знакомо ли вам это имя?

(Константин Паустовский)

·Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?

(жанр - рассказ)

·Можно ли предположить, кто главный герой?

(главный герой - кот).Работа текстом после первичного чтения.

.Беседа по первой части:

·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1.Отчего пришли в отчаяние? 2. Зачем нужно ловить рыжего кота? 3. Почему кот выглядит потрепанным?)

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: совесть, выследить, грабёж, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Совесть - это внутренне чувство, которое не позволяет нам совершать плохие поступки; выследить - это действие означает найти кого-либо по следам; грабеж - воровство чужих вещей на глазах у хозяина.

·Озаглавь первую часть.

(Рыжий вор)

.Беседа по второй части:

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: заброшенный дом, дикие яблоки, венчики, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Заброшенный дом - дом, в котором никто не живет; дикие яблоки - это плоды яблони, неухоженной, не обработанной; венчики - это органы растений, на которых скапливается пыльца.

·Озаглавь вторую часть.

(Заброшенный дом)

.Беседа по третьей части:

·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1.Как попался кот? 2. Каким способом Ленька вытащил кота из - под дома? 3. Почему кот вышел пошатываясь?)

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: лаз, рыболовная сеть, чулан, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Лаз - узкое, тесное место для прохода куда-либо; рыболовная сеть - приспособление для ловли рыб; чулан - помещение в доме служащее кладовой.

·Озаглавь третью часть. (Знакомство с котом)

.Беседа по четвертой части:

·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 3)

(1.Что за поступок совершил кот? 2. Почему куры перестали воровать? 3. Зачем кот терся головой о ноги?)

·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: прижился, воровать, сторож, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Прижился - стал вести себя как дома; воровать - брать чужие вещи, пока не видит хозяин; сторож - это тот кто оберегает что-либо.

·Озаглавь четвертую часть.

·(Благородный поступок).Работа с текстом после чтения:

Раскрой главную мысль рассказа.

Главная мысль - показать то, что если к кому-либо относится хорошо, делать добрые дела, то и он отплатит тебе тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"

Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания  комфортных условий, необходимых д...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».

Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие  познавательных процессов на уроках литературного чтения  в условиях информационного пространства»....

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становленииТребования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходим...

Познавательные УУД на уроках литературного чтения

Познавательные УУД на уроках литературного чтения...

Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Одной из важнейших проблем, на которых сосредоточены современные педагоги и методисты-предметники, является поиск методов и приемов эффективного формирования универсальных учебных действий...