Есенин С.А. "Лебедушка"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Познакомить обучающихся со стихотворением С.А. Есенина «Лебёдушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_lebedushka.docx | 870.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение | Класс | 4 Б |
УМК | Школа России | ||
Тема урока | С. А. Есенин «Лебёдушка» | ||
Цели | Образовательные | ||
1. Познакомить обучающихся со стихотворением С.А. Есенина «Лебёдушка». 2. Формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения. 3. Формировать умение работать со стихотворным текстом. 4.Учить находить средства выразительности в стихотворении. | |||
Воспитательные | |||
1. Воспитывать интерес к предмету, любознательность культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания. | |||
Развивающие | |||
1. Развивать речь обучающихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. 2. Развивать самостоятельно решать поставленные задачи, память, мышление. 3.Создать условия для развития интереса к литературному творчеству. | |||
Планируемые результаты | Предметные | ||
Умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению. | |||
Личностные | |||
Умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику; совершенствование навыков техники чтения, осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения | |||
Метапредметные | |||
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; формировать умения работать с текстом, делать выбор необходимой информации; делать выводы. Регулятивные: умение высказывать свое мнение, предположения, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать деятельность свою и товарища. Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в группе; сотрудничество в группах, овладение навыками смыслового чтения, готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | |||
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык | ||
Оборудование | Учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, презентация к уроку, карточки для работы в парах, индивидуальной работы, в группах. | ||
Техническое оборудование | Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки. | ||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный | Какие прекрасные, напевные, мелодичные строки. А кто может сказать, на чьи стихи положена песня? (Слайд 1) | высказывают свои предположения, вспоминая авторов из изученного раздела | Звучит песня на стихи С.А. Есенина «Клён ты мой опавший» |
Мотивация учебной деятельности | Вам помогут узнать автора отрывки из его произведений, которые уже изучали в предыдущих классах. Узнали автора этих строк? (Слайд 2) | Читают про себя, затем вслух | На индивидуальных карточках строки из произведений Есенина «С добрым утром!», «Берёза», «Черёмуха» |
Речевая разминка | Поработаем с первым отрывком. Ещё раз прочитаем его шёпотом, с усилением голоса. Прочитайте, выделяя голосом подчёркнутые слова. Прочитайте отрывок восхищённо, с вопросительной интонацией, выразительно | Работают над выразительным чтением стихотворения. | |
Этап целеполагания | Вспомните название раздела. Напомните стихотворение какого автора будем изучать. Какие задачи перед собой поставим на уроке? | Формулируют тему и задачи урока | |
Актуализация знаний и умений учащихся | Вспомним биографию поэта и добавим новые факты из его жизни, чтобы понять, почему могло появиться в его творчестве такое стихотворение. Поработаем в группах. Прочитайте факты из биографии Есенина, обсудите и расскажите нам. | Работают в группах, обсуждают, выбирают выступающего для ответа | Карточки для групповой работы. Выступление детей сопровождается слайдами (3-6) |
Работа с текстом А) подготовка к восприятию текста | С.120. прочитайте название стихотворения. Предположите о ком или о чём будет текст. Какое произведение и какого автора о лебедях мы уже читали в этом году? Что интересного знаете о лебедях? Как объясните смысл фраз (Слайд 7) Лебедина поступь, лебединая песня, лебединая верность На Руси издавна почитали лебедя- величавую, грациозную птицу. Символ частоты, благородства, верности. | Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение, рассуждают | Учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой |
Словарная работа | Проведём словарную работу, объясним значение непонятных слов Прочитаем трудные слова сначала по слогам, затем целым словом | Объясняют значение слов Работают над правильным чтением | На доске записаны слова: багровые, ватага, лазоревый, дозорила, заводь, затрн, расщелина, схоронилися На доске слова: златотканные, лебежатушки перешёптывались, тихозвонными, пестреющий, чужедальние, распластанный, встепенулася |
Первичное знакомство с текстом и осознание нового текста | Чтение по частям | Читают части хорошо читающие ученики | Слайды к смысловым частям (8-11) |
Этап первичного анализа текста | Какое первое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства испытывали? Волновало ли оно вас? Не напоминает ли это стихотворение народную песню? Найдите слова и выражения, близкие к тем, что используются в народных произведениях. Кто главные герои стихотворения? Как их называет автор? Почему? (лебёдушка, лебежатушки- с любовью) Понаблюдаем за особенностями поэтического слова. Объясните, что имел в виду автор, используя эти эпитеты и сравнения Как думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (описание природы) А мы знаем, что Есенин любил природу, поэтому с любовью описывал её. | Отвечают на вопросы, рассуждают Работают с текстом и делают вывод, что встречается много устаревших слов Читают, обсуждают прочитанное | Карточки для работы в парах |
Чтение стихотворения по частям с анализом каждой части | На сколько смысловых частей можно разбить текст стихотворения? О чём рассказывается в первой части? Во второй? В третьей? Поработаем с первой частью. Есенин любил в своих стихотворениях использовать приём олицетворения. Вспомните, что такое олицетворение? (наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ). Читаем первую часть, а во время прочтения отмечаем олицетворения Какое настроение в этой части? Почему? А какой матерью была лебёдушка? Найдите строки, которые подтверждают сказанное («не спускала глаз, дозорила») | Отвечают на вопросы Читают 6 человек. Все отмечают простым карандашом олицетворения Отвечают на вопросы, рассуждают | Олицетворения: зорюшка рассыпала, сетки наряжали, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цвкты улыбались |
Музыкальная физминутка | |||
Продолжение работы с частями текста Обобщение прочитанного | Продолжим работу с текстом. С какой интонацией надо читать вторую часть? (тревожно) Почему? Какой приём использует автор? (противопоставление добра и зла) Зачитайте, как автор изображает орла Как меняется настроение третьей части? (грусть, печаль) Прочитайте эту часть с соответствующим настроением и интонацией. Какое место в стихотворении будет самым трагичным, печальным? Зачитайте Как вела себя лебедь-мать в момент опасности? О ком думала? Порассуждаем, а могла ли она спастись? Почему она этого не сделала? О чём говорит поступок матери- лебеди? (не пожалела своей жизни ради спасения детей). Такой поступок можно назвать самопожертвованием Как понимаете это слово? Какие слова из последней строфы уже встречались? (слайд). Последняя строфа замыкает композицию. Всё осталось в природе, но нет лишь лебёдушки. И материнское крыло заменили «кочки зелёные». Образ родины слит у Есенина с образом матери. Мать его очень любила и оберегала.в своём стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери- лебеди, которая геройски оберегает своих детей. Как думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории? Чему учит это стихотворение? (любить природу, всё живое, любить Родину, видеть красоту природы) Какой вывод можете сделать? ( лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к детям) | Читают 4 ученика по две строфы Находят и зачитывают строки Читают 3 ученика | На доску вывешивается карточка со словом самрпжертвоаание |
Творческое задание | Не хочется урок заканчивать на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? | Работают в парах. Высказывают свои версии | |
Итог урока | Закончить урок хочется словами из стихотворения (Слайд 12) Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так, Как любят эти птицы! Ведь если взять Вселенную, Ни с чем… Любовь такая не сравнится. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувства невозможно передать, Они подобно истинному чуду! И если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина, вы проникли в мир милосердия. Сострадания. | ||
Рефлексия | Закончите фразу Стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка» научило меня…… Мне хочется….. | Заканчивают фразу, делают выводы | |
Домашнее задание | С.126, вопрос 4. Составить и записать словесный портрет лебёдушки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.Есенин "Лебедушка"
Презентация к уроку чтения в 4 классе "С.А.Есенин "Лебедушка" для детей с нарушениями зрения...
Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)
Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации...
Литературное чтение в 4-м классе. С.Есенин. "Лебедушка"
кнспек урока...
Сергей Есенин.Лебедушка.
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Тема урока. C. А. Есенин «Лебедушка»
Данный материал может быть использован как учителем начальных классов, так и учителем литературы . Урок помогает обучающимся совершенствовать навыки анализа произведений, позволяет развивать творчески...
Урок по литературному чтению С.Есенин "Лебедушка"
Это презентация к уроку "Лебёдушка" С.Есенина, надеюсь пригодится моим коллегам....
Конспект урока по литературному чтению "С. Есенин. Лебедушка."
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. А. Есенина ...