Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
статья по чтению (1 класс)

Абасова Татьяна Николаевна

«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и узнают мир и самих себя.» В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя школа № 3» г. Калача – на – Дону Волгоградской области

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

                                                                                          Подготовила

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                       МКОУ СШ № 3

                                                                                       Абасова Т.Н.

   

Калач – на – Дону, 2019г.

                                                       «Чтение – это окошко, через которое

                                                 дети видят мир и узнают мир и самих себя.»

                                                           В.А. Сухомлинский.

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой  бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение - это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.

Ведущие принципы:

- принцип деятельности

- комфортности

- непрерывности

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Задача курса начальной школы подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих  уроков:

– конкурсы

– викторины

– уроки-праздники

– путешествия по сказкам

Также провожу  тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабочитающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения. 

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается  постановкой целей урока.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

3этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.

В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".

Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

2.Комментированное чтение

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Приемы прерывания чтения обучающихся:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

форулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.

Методические приемы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Презентация к докладу "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа"...