Конспект урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Азанова Юлия Юрьевна

Техенологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева. Волшебное слово". С применением технологии РКМЧП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока44.63 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по литературному чтению во 2-м классе.

Автор: Азанова Юлия Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Чернореченская СОШ №1»

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».

Класс: 2

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, чтение с остановками (РКМЧП).

УМК: Школа России.

Цель: Формирование умения извлекать нравственную идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Предметные:

Научатся оценивать литературного героя по его поступкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения;

соотносить содержание рассказа с пословицей;

формулировать правила поведения; 

прогнозировать события.

Личностные: 1. положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности; 2. оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм, 3. осуществлять моральный выбор.

Метапредметные:

Регулятивные: 1.работать в соответствии с поставленной учебной задачей; 2.участвовать в совместной деятельности; 3. оценивать свои достижения на уроке; 4. соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: 1. иметь мотивацию к чтению, расширению читательского опыта; 2. понимать цель чтения; 3. отвечать на простые и сложные вопросы учителя; 4. наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные: 1. участвовать в диалоге; 2. слушать и понимать других; 3. высказывать свою точку зрения на события, поступки;  

4. уметь работать в паре и коллективе; 5. читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, учебники, карточки с зашифрованным названием рассказа, конверт с письмом, сердечки, магниты.

Ход занятия

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания и вопросы для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный момент.

Словесное приветствие .

Приветствие.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Улыбаются друг другу.

Поднимают карточку, соответствующую настроению.

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Юлия Юрьевна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Какое у вас настроение? Поднимите карточку, которая отражает ваше настроение.

Личностные: положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности

II.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Наглядные: учебная презентация.

Словесные: ответы на вопросы.

Практические: разгадывание названия произведения

Словесные: определение темы урока

Прогнозирование. Стадия вызова

Словесные: ответы на вопросы.

Практические: поиск волшебных слов

Практические.: Словарная работа

Включает слайд с портретом В.А.Осеевой.

Читает биографию писательницы.

Читает письмо от писательницы.

Организует работу на листочках, чтобы расшифровать название произведения.

Организует постановку цели на урок.

Подводит учащихся к выводу о том, что волшебные слова это вежливые слова.

Читает стихотворение.

На слайде появляется слово, учитель спрашивает предположения учеников, затем появляется определение слова.

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение

-О волшебных словах.

-Нет.

-Узнать в чём волшебство слов.

Предположения учеников.

- Слова-заклинания. Абра- кадабра. Сим салабим…

-Спасибо, пожалуйста…

Рассуждения учеников.

Подбирают подходящие по смыслу слова по ходу чтения стихотворения учителем

Рассуждения учеников.

-Вежливые

Дети говорят свои предположения.

-Ребята, я хочу вас познакомить с писательницей Валентиной Александровной Осеевой.

Приложение 1.

 (слайд – выставка книг В. Осеевой)

- Сегодня к уроку мы получили письмо от Валентины Осеевой. Я вам его прочту, но вы внимательно слушайте и подумайте, какую главную мысль сказала мама Валентины:

«Дорогие ребята…»
Приложение 2

-Как вы понимаете слова Валентины Осеевой?

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Осеевой. Но его название зашифровано. Посмотрите, у вас на партах лежат голубые листы, возьмите их и зачеркните буквы английского алфавита.  

( ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО )

 У вас получится название текста.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Вы знаете в чём волшебство слов?

-Какую цель поставили бы вы на урок?

–Предположите, каким будет рассказ: шуточный, серьёзный, поучительный?

- Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще?

- Да, волшебными могут быть слова-заклинания, а еще?

- Верно! А в чем же их волшебство?

Послушайте маленькие стихотворения и вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.

Приложение 3

Растает ледяная глыба…

- Почему эти слова называют волшебными?

- Как еще иначе называют эти слова?

- Что значит быть вежливым?

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Приложение 4

 - Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя;  наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

III.

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка

Стадия осмысления.

Приём чтение с остановками

Словесные: ответы на вопросы

Здоровьесберегающая технология

Работа в парах

Включает аудиозапись произведения.

 1 остановка после слов: «подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край».

Организует прогнозирование.

2 остановка после слов: «что же, не берет тебя брат?»

3 остановка после слов:  «Он вскочил и побежал домой…» аудиозапись останавливается. (2:55)

Проводит физкультминутку.

Организует работу в парах для написания продолжения рассказа.

Учитель выслушивает концовки рассказа.

1 остановка после слов: …тихим голосом мальчик сказал…

2 остановка после слов: Лена широко раскрыла глаза…

3 остановка после слов: - Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста...

4 остановка после слов: … прислушивался к каждому слову брата.

Дети слушают рассказ.

-Наверное он грубо просит об этом.

Отвечают на вопросы учителя.

-Павлик: невоспитанный, драчливый, обидчивый, грубый, сердитый.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Предположения.

Дети записывают концовку в парах. И потом рассказывают всему классу.

Предположения.

Высказывают предположения

Предполагают дальнейшее развитие событий.

Дочитывают рассказ до конца.

 -У вас есть текст этого рассказа, вы следите и слушайте.

- Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение?

- Что произойдет дальше?

- Почему же Павлика брат не берет с собой?

-Как думаете, что будет дальше?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А как разговаривал Павлик со стариком?

- Что можете сказать о Павлике до встречи со стариком? Дайте ему характеристику.

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

Приложение 5

-Как вы думаете, как изменится жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

-Предлагаю вам сейчас побыть в роли писателей - придумать в парах, что будет дальше, после того, как Павлик узнал о волшебном слове.

А сейчас мы с вами узнаем, чем же закончится история про Павлика.

-Что скажет Павлик?

-Как думаете, даст Лена краску Павлику?

- Как отреагирует бабушка на такую просьбу внука?

- Что будет дальше и почему?

Использовать простейшие приемы анализа текста.

Самостоятельно давать характеристику героям произведения.

Выразительно читать,  передавать настроение при чтении.

Коммуникативные: слушать и понимать других.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Личностные:  оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; уметь работать в паре

Познавательные: понимать цель чтения;

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения на события, поступки.

IV. Первичная проверка понимания

Словесные: ответы на вопросы

Фронтальная работа

Практические: работа с пословицами

Подводит учащихся к выводу.

Организует чтение пословиц со слайда. Предлагает выбрать ту, которая выражает главную мысль рассказа.

Отвечают на вопросы учителя

-Чтобы поблагодарить старичка.

-Пожалуйста

-Это слово действует на людей, как волшебство. Люди становятся добрее друг к другу

-Нет!

-Он был грубый.

-Родные Павлика стали к нему относиться по-другому.

-Внимательный, добрый, вежливый, уважительный…

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Как вы думаете, зачем Павлик побежал в сквер к той скамейке?

- Так о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

- А в чем же волшебство?

-А старичок был волшебником, ребята?

- Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа?

- Что изменилось после встречи со стариком?

-Как мы теперь можем охарактеризовать Павлика? Каким он стал?

Устанавливать причинно-следственные связи.

Самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки;  

уметь работать в паре и коллективе.

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: понимать цель чтения; отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

V. Обобщение и систематизация

Словесные: ответы на вопросы

Организует обощение.

Делятся мнениями

Отвечают на вопросы, обобщая сказанное ранее на уроке

- Довольны ли вы окончанием рассказа?
- Почему же В.Осеева заканчивает рассказ именно так?

- Верно, писательница хотела подчеркнуть, что важно вовремя говорить слова благодарности, потому что потом может не представиться возможность.
- Что В. Осеева хотела сказать нам этим рассказом?

 

Регулятивные:

участвовать в совместной деятельности.

VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Стадия рефлексии: закончи предложение

Организует познавательную и личностную рефлексию.

Листочки с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Подводят итоги

Рефлексируют.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

-Всем спасибо за урок, до свидания.

Регулятивные:  оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: осуществлять моральный выбор.

Приложение 1

В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.

Приложение 2

«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
-
Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.

Приложение 3

Растает ледяная глыба

От слова теплого…спасибо.        

Зеленеет старый пень,

Когда услышит …добрый день.

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… прости, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…до свидания.

Приложение 4

Буркнул  - говорил  ворчливо, невнятно

Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил

Засопел  - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки

Робко – боязливо и несмело

Стряпает– готовит пищу

Сквер– сад в городе

Приложение 5

Физкультминутка.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

 Руки на пояс!

 Пожалуйста, руки на пояс!

 Выполняем приседания!

 Приседаем 2 раза, пожалуйста!

 Прыгаем, как зайчики!

 Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

 Пожалуйста, садимся на свои места!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Буркнул - Чуть не поддал хорошенько- Засопел - Робко – Стряпает – Сквер –

Слайд 5

Волшебное слово

Слайд 6

Родина – мать, умей за неё постоять. Под лежачий камень вода не течёт. Волшебное слово всегда помочь готово. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Слайд 7

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …

Слайд 8

Я уважителен и доброжелателен к людям Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. Мне трудно быть уважительным и вежливым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....


 

Комментарии

Прекрасная разработка! Очень пригодился конспект