Конспект урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Техенологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева. Волшебное слово". С применением технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 44.63 КБ |
Презентация к уроку | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по литературному чтению во 2-м классе.
Автор: Азанова Юлия Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Чернореченская СОШ №1»
Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Класс: 2
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, чтение с остановками (РКМЧП).
УМК: Школа России.
Цель: Формирование умения извлекать нравственную идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Предметные:
Научатся оценивать литературного героя по его поступкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения;
соотносить содержание рассказа с пословицей;
формулировать правила поведения;
прогнозировать события.
Личностные: 1. положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности; 2. оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм, 3. осуществлять моральный выбор.
Метапредметные:
Регулятивные: 1.работать в соответствии с поставленной учебной задачей; 2.участвовать в совместной деятельности; 3. оценивать свои достижения на уроке; 4. соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные: 1. иметь мотивацию к чтению, расширению читательского опыта; 2. понимать цель чтения; 3. отвечать на простые и сложные вопросы учителя; 4. наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные: 1. участвовать в диалоге; 2. слушать и понимать других; 3. высказывать свою точку зрения на события, поступки;
4. уметь работать в паре и коллективе; 5. читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, учебники, карточки с зашифрованным названием рассказа, конверт с письмом, сердечки, магниты.
Ход занятия
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания и вопросы для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
I.Организационный момент. | Словесное приветствие . | Приветствие. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Улыбаются друг другу. Поднимают карточку, соответствующую настроению. | - Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Юлия Юрьевна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Какое у вас настроение? Поднимите карточку, которая отражает ваше настроение. | Личностные: положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности | |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Наглядные: учебная презентация. Словесные: ответы на вопросы. Практические: разгадывание названия произведения Словесные: определение темы урока Прогнозирование. Стадия вызова Словесные: ответы на вопросы. Практические: поиск волшебных слов Практические.: Словарная работа | Включает слайд с портретом В.А.Осеевой. Читает биографию писательницы. Читает письмо от писательницы. Организует работу на листочках, чтобы расшифровать название произведения. Организует постановку цели на урок. Подводит учащихся к выводу о том, что волшебные слова это вежливые слова. Читает стихотворение. На слайде появляется слово, учитель спрашивает предположения учеников, затем появляется определение слова. | Слушают учителя. Высказывают свое мнение -О волшебных словах. -Нет. -Узнать в чём волшебство слов. Предположения учеников. - Слова-заклинания. Абра- кадабра. Сим салабим… -Спасибо, пожалуйста… Рассуждения учеников. Подбирают подходящие по смыслу слова по ходу чтения стихотворения учителем Рассуждения учеников. -Вежливые Дети говорят свои предположения. | -Ребята, я хочу вас познакомить с писательницей Валентиной Александровной Осеевой. Приложение 1. (слайд – выставка книг В. Осеевой) - Сегодня к уроку мы получили письмо от Валентины Осеевой. Я вам его прочту, но вы внимательно слушайте и подумайте, какую главную мысль сказала мама Валентины: «Дорогие ребята…» -Как вы понимаете слова Валентины Осеевой? - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Осеевой. Но его название зашифровано. Посмотрите, у вас на партах лежат голубые листы, возьмите их и зачеркните буквы английского алфавита. ( ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО ) У вас получится название текста. - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Вы знаете в чём волшебство слов? -Какую цель поставили бы вы на урок? –Предположите, каким будет рассказ: шуточный, серьёзный, поучительный? - Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще? - Да, волшебными могут быть слова-заклинания, а еще? - Верно! А в чем же их волшебство? Послушайте маленькие стихотворения и вставьте последнее слово в каждом из них в рифму. Приложение 3 Растает ледяная глыба… - Почему эти слова называют волшебными? - Как еще иначе называют эти слова? - Что значит быть вежливым? - Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Приложение 4 - Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе. | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. | |
III. Первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка | Стадия осмысления. Приём чтение с остановками Словесные: ответы на вопросы Здоровьесберегающая технология Работа в парах | Включает аудиозапись произведения. 1 остановка после слов: «подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край». Организует прогнозирование. 2 остановка после слов: «что же, не берет тебя брат?» 3 остановка после слов: «Он вскочил и побежал домой…» аудиозапись останавливается. (2:55) Проводит физкультминутку. Организует работу в парах для написания продолжения рассказа. Учитель выслушивает концовки рассказа. 1 остановка после слов: …тихим голосом мальчик сказал… 2 остановка после слов: Лена широко раскрыла глаза… 3 остановка после слов: - Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста... 4 остановка после слов: … прислушивался к каждому слову брата. | Дети слушают рассказ. -Наверное он грубо просит об этом. Отвечают на вопросы учителя. -Павлик: невоспитанный, драчливый, обидчивый, грубый, сердитый. Учащиеся выполняют физкультминутку. Предположения. Дети записывают концовку в парах. И потом рассказывают всему классу. Предположения. Высказывают предположения Предполагают дальнейшее развитие событий. Дочитывают рассказ до конца. | -У вас есть текст этого рассказа, вы следите и слушайте. - Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение? - Что произойдет дальше? - Почему же Павлика брат не берет с собой? -Как думаете, что будет дальше? -Что случилось с Павликом? -Как об этом узнал старик? -А как разговаривал Павлик со стариком? - Что можете сказать о Павлике до встречи со стариком? Дайте ему характеристику. -Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо? Приложение 5 -Как вы думаете, как изменится жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова? -Предлагаю вам сейчас побыть в роли писателей - придумать в парах, что будет дальше, после того, как Павлик узнал о волшебном слове. А сейчас мы с вами узнаем, чем же закончится история про Павлика. -Что скажет Павлик? -Как думаете, даст Лена краску Павлику? - Как отреагирует бабушка на такую просьбу внука? - Что будет дальше и почему? | Использовать простейшие приемы анализа текста. Самостоятельно давать характеристику героям произведения. Выразительно читать, передавать настроение при чтении. | Коммуникативные: слушать и понимать других. Коммуникативные: участвовать в диалоге. Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. Коммуникативные: участвовать в диалоге; уметь работать в паре Познавательные: понимать цель чтения; Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
IV. Первичная проверка понимания | Словесные: ответы на вопросы Фронтальная работа Практические: работа с пословицами | Подводит учащихся к выводу. Организует чтение пословиц со слайда. Предлагает выбрать ту, которая выражает главную мысль рассказа. | Отвечают на вопросы учителя -Чтобы поблагодарить старичка. -Пожалуйста -Это слово действует на людей, как волшебство. Люди становятся добрее друг к другу -Нет! -Он был грубый. -Родные Павлика стали к нему относиться по-другому. -Внимательный, добрый, вежливый, уважительный… | - Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец? -Как вы думаете, зачем Павлик побежал в сквер к той скамейке? - Так о каком волшебном слове идет речь в рассказе? - А в чем же волшебство? -А старичок был волшебником, ребята? - Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа? - Что изменилось после встречи со стариком? -Как мы теперь можем охарактеризовать Павлика? Каким он стал? | Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы. | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; уметь работать в паре и коллективе. Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: понимать цель чтения; отвечать на простые и сложные вопросы учителя. |
V. Обобщение и систематизация | Словесные: ответы на вопросы | Организует обощение. | Делятся мнениями Отвечают на вопросы, обобщая сказанное ранее на уроке | - Довольны ли вы окончанием рассказа? - Верно, писательница хотела подчеркнуть, что важно вовремя говорить слова благодарности, потому что потом может не представиться возможность. |
Регулятивные: участвовать в совместной деятельности. | |
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия | Стадия рефлексии: закончи предложение | Организует познавательную и личностную рефлексию. Листочки с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. | Подводят итоги Рефлексируют. | Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием. -Всем спасибо за урок, до свидания. | Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке. Личностные: осуществлять моральный выбор. |
Приложение 1
В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.
Приложение 2
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.
Приложение 3
Растает ледяная глыба
От слова теплого…спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…до свидания.
Приложение 4
Буркнул - говорил ворчливо, невнятно
Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил
Засопел - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки
Робко – боязливо и несмело
Стряпает– готовит пищу
Сквер– сад в городе
Приложение 5
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буркнул - Чуть не поддал хорошенько- Засопел - Робко – Стряпает – Сквер –
Волшебное слово
Родина – мать, умей за неё постоять. Под лежачий камень вода не течёт. Волшебное слово всегда помочь готово. Умел ошибиться, сумей и поправиться.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …
Я уважителен и доброжелателен к людям Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. Мне трудно быть уважительным и вежливым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
Комментарии
Прекрасная разработка! Очень
Прекрасная разработка! Очень пригодился конспект