Технологическая карта урока адыгейской литературы в 4 классе по сказке "Добрая девушка".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока адыгейской литературы в 4 классе по сказке "Добрая девушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_adyg_lit.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Адыгейская народная сказка «Добрая девушка».
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности | Метапредметные: Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: иллюстрации к сказке. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Какие бывают сказки? - В чем особенность волшебной сказки? - О чем рассказывают бытовые сказки? - Что положено в основу сказок о животных? - Приведите примеры волшебных, бытовых, сказок о животных. | Отвечают на вопросы учителя. Сказка – это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. В отличие от других прозаических жанров фольклора (предания, легенды, мифологического рассказа), которые передаются как достоверные повествования, сказка всегда имеет установку на вымысел. Это значит, что рассказчик и слушатель понимают, что того, что рассказывается в сказке, не было на самом деле. Главное в сказке – занимательность, игра творческого воображения. Но за вымыслом всегда скрывается глубокий смысл, в сказках отражаются представления народа о добре и зле. Сказочные герои четко делятся на «хороших» и «плохих». Добро, правда, справедливость, дружба, любовь побеждают, а зло, ложь, несправедливость, вражда терпят поражение. В волшебных сказках действуют фантастические герои и происходят фантастические приключения героев, чудесные превращения. В бытовых сказках герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора, самоотдачу без помощи чудесных предметов и волшебных помощников. Часто в центре бытовой сказки оказывается хитрец, ловко находящий выход из трудных жизненных ситуаций, а иногда – простак, проявляющий беспредельную глупость, вызывающую смех слушателей. В сказках о животных обычно человек не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только человеческой речью, но и человеческими качествами, решающие человеческие проблемы. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | Задает вопросы по выставке книг. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите выставку книг. Что общего у этих книг? На какие две группы можно распределить эти сказки? – Как отличить адыгейскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем? Кто ее автор? – Сегодня будем исследовать, анализировать сказки, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие выразительные средства использовал адыгейский народ в своей сказке, дадим характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки. – Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку. Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Книги можно разделить на адыгейские народные сказки и на литературные. Объясняют смысл пословицы «Делай добро и бросай его в воду» Объясняют смысл пословицы «Сделанное добро не продается». – В конце урока мы определим, чему учит сказка «Добрая девушка» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Первичное знакомство с произведение. | Читает сказку. Задает вопросы по содержанию произведения. – Прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки. - Какие постоянные сказочные элементы вы встретили в этой сказке? - Какие черты характера доброй девушки раскрываются в этой сказке? - Что олицетворяет собой Нагучица? - Какие ситуации повторяются в сказке и почему? - Как можно было бы проиллюстрировать один из эпизодов сказки? - Какие русские народные сказки напоминает эта? Работа с иллюстрацией к сказке. - Какими вы представляете героев сказки? - Какой эпизод изобразил художник? - Подберите подпись к иллюстрации – слова из сказки. - Какие иллюстрации нарисовали бы вы? | Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значения слов, записанных на доске: Дуней – свет, мир, вселенная. Нагучица - старуха-колдунья, Баба-яга. | Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить монологические высказывания |
IV. Художественные средства, | Организует работу по теме урока. Задает – Какие художественные средства использует автор в сказке? – Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Найдите в тексте сравнения. – Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет. Найдите в тексте олицетворения. – Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения. Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры – ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож». Найдите в тексте эпитеты и метафоры. –Какие вы нашли в сказке пословицы? – Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени. | Отвечают на вопросы учителя. Подтверждают свое мнение строчками из текста. – Автор использует в сказке такие художественные средства, как олицетворения, сравнения, – В сказке мы нашли приемы олицетворения: «старый колодец сказал», «попросила девушку старая печь», «сказала печь, передавая девушке булки». – Мы нашли эпитеты и метафоры, которые делают сказку поэтичной, выразительной, музыкальной. Их в сказке очень много, например: добрая дочь, светлый дуней, злая женщина, редкой красоты, красивая золотая кружка, счастливого пути, бедный человек, жирных овец, свежий белый хлеб, прекрасная и холодная вода и т. д. Читают пословицу из сказки: «Том,кто сделал добро, впереди заготовлено добро» Читают сказочные выражения: «Жили старик и старуха», «Пошла девушка куда глаза глядят», «Девушка пошла дальше своей дорогой» | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания |
V. Черты народной сказки . | Перечитывание текста сказки с предварительным заданием. – Назовите признаки народной сказки. – Докажите, что в сказке есть все черты народной сказки. – В сказке есть черты народной сказки: есть волшебные силы, троекратные повторы, предметы и добро побеждает зло. - Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле? - Какие события явления, предметы носят фантастический характер? - Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке? | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – В народной сказке можно выделить зачин, присказку, концовку. – Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. «Жили старик и старуха, была у них единственная дочь». – Есть присказка: «Так жили они в ладу и в счастье». – Есть также концовка. Сказка заканчивается так: «Правду говорят люди: том, кто сделал добро, впереди заготовлено добро». | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы |
VI. Анализ названия | Организует проблемную беседу. – Почему сказка называется «Добрая девушка»? Подберите синонимы к словам «девушка», «доброта». Разберите слово «девушка» по составу, определите способ образования. Меняется ли значение слова? – Докажите примером из сказки. –Докажите строчками из текста. | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Синонимы: дева,девица,девонька,девчушка. Синонимы к слову «доброта»:добросердечие, (добро)сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость. – Суффиксальный способ образования: девушка – а(суффикс -ушк-) В этом слове суффикс уменьшительно-ласкательный, он меняет значение слова: это нежный, хрупкий, беззащитный человек. | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки, сделать к нему рисунок. | Внимательно слушают, задают уточняющие | Сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? – Чем литературная сказка отличается от народной сказки? Что общего во всех сказках? – Какова главная мысль этой сказки? Чему был посвящен урок и какова его тема? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Главное в сказке – добро побеждает зло. | Осуществлять |
Использованная литература :
- Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
- А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
- Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.
- С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв. - М., 2003.
- песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.
- Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
- Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
- Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
- З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
- Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
- А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.
- А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.
- М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
- Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.1,2,3,4. М., отд. кн.изд., 1979 - 84.
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе 2 класс
Е. Благинина «Простокваша», В. Орлов «На печи»....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Перспектива" Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Винни-пух».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Винни-пух».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Особенности переводной литературы. Р. Киплинг «Братья Маугли»
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Особенности переводной литературы. Р. Киплинг «Братья Маугли».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель ур...
Технологическая карта урока по литературе "А.П.Платонов «Еще мама». Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «А.П.Платонов «Еще мама». Анализ произведения»Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П....
Технологическая карта урока по литературе "Великие путешественники" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: продолжать знакомство с М. М. Зощенко ; формирование умения анализиро...
Технологическая карта урока по литературе «М.М.Зощенко «Золотые слова" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористи...
Технологическая карта урока по литературе «Н.Н.Носов «Телефон" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с ра...