Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_4_kl_literaturn.cht_.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное некоммерческое
образовательное учреждение
Троицкая Православная школа
Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 4 класса
Составитель:
Коценко Елена Александровна
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний»).
Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности . Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения , знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
Задачи:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями.
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обуславливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическом состоянии детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые могут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводится, прежде всего, для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формирование навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных ими. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояния окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным они начинают преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается некоторыми ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курс литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые в программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике четвертого класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствую формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
4 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч.― М.: АСТ, Астрель,2014.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради №1, №2.― М.: АСТ, Астрель, 2018.
Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.― М.: АСТ, Астрель,2014.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным планом курс литературного чтения изучается в четвертом классе по три часа в неделю. Общий объём учебного времени 102 часа. Вариант первый. УМК «Планета знаний». Программа составлена на основе авторской программы Э. Э. Кац «Литературное чтение»
Содержание программы
Раздел учебного курса | Элементы содержания | Количество часов |
Мифы | Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо», славянские мифы | 6 |
Народные сказки | Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба» | 10 |
Былины | «Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец». | 9 |
Авторские сказки | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас» | 15 |
Басни | И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворона и лисица» | 7 |
Слово о родной земле | Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь» | 9 |
О прошлом Родины | «Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин» | 7 |
Прошла по земле война | А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» | 6 |
О добре и красоте | А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» | 13 |
Мир детства | Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики». | 14 |
Удивительные приключения | Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок). Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ« (главы). | 5 |
Планируемые результаты подготовки выпускников на конец учебного года
В результате изучения курса у выпускника, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, будут сформированы следующие умения:
Личностные
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• чувства сопричастности с жизнью своего народа и родины, осознание этнической принадлежности;
• представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях. В детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям литературное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме , телевизионной передаче;
• читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащийся получит возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательная
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;
• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны овладеть навыками беглого, осмысленного, правильного, выразительного чтения.
Скорость чтения вслух – примерно 120 слов. Скорость осознанного чтения «про себя» - примерно 150 слов.
Учащиеся должны знать:
- основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, пьес, басен;
- не менее 12 стихотворений русской и зарубежной классики; не менее 10 пословиц и крылатых выражений; сюжеты не менее 3 значительных по объему литературных произведений, их авторов и главных героев;
должны уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- делить текст на части, составлять разные виды плана;
- выделять в тексте ключевые слова, определять главную мысль произведения;
- выделять слова автора, действующих лиц, пейзаж, описание внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- выбирать слова из предложенного ряда для характеристики эмоционального настроя произведения, персонажа, авторского отношения;
- различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.); находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл;
- писать небольшие сочинения-повествования, описания, рассуждения, опираясь на читательский и жизненный опыт;
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- самостоятельно выбирать книгу для чтения и определять ее содержание по структурным элементам (титульному листу, аннотации, предисловию, послесловию, оглавлению);
- ориентироваться в различных источниках информации (учебные книги, детские справочные издания).
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Тема урока |
Мифы (6 часов ) | |
1 | Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты» |
2 | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо» |
3 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции |
4 | Славянские мифы |
5 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай» |
6 | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас» |
Народные сказки (10 часов) | |
7 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой |
8 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. Контрольное чтение № 1 |
9 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка) |
10 | «Мужик и царь» (русская народная сказка) |
11 | «Портной и царь» (армянская народная сказка) |
12 | Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат» |
13 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) |
14 | Составление плана сказки «Кола-Рыба» |
15 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира |
16 | Викторина «Сказки народов мира» |
Былины ( 9 часов) | |
17 | «Как Илья из Мурома богатырём стал» |
18 | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
19 | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
20 | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого» |
21 | А.К.Толстой «Илья Муромец» |
22 | Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья» |
23 | Былина «На заставе богатырской» |
24 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях |
25 | Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова |
Авторские сказки (15 часов) | |
26 | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». |
27 | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». |
28 | Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. |
29 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. |
30 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». |
31 | Биография и творчество К. Чапека. |
32 | К.Чапек «Случай с русалками». |
33 | Статья о Р.Киплинге. |
34 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
35 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
36 | Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа. |
37 | Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь». |
38 | Анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности. |
39 | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». |
40 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. |
Басни (7 часов) | |
41 | И.А. Крылов «Любопытный ,«Трудолюбивый медведь» |
42 | Эзоп «Ворон и лисица» |
43 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица» |
44 | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». Контрольное чтение |
45 | Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград» А.Е. Измайлов «Филин и чиж» |
46 | Читальный зал. Томас де Ириатре «Утка и змея» |
47 | Наш конкурс (викторина) |
Слово о родной земле (9 часов ) | |
48 | Ю. Яковлев «Мама» |
49 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» |
50 | С.А. Есенин «С добрым утром!» |
51 | М.М. Пришвин «Моя родина» |
52 | И. Северянин «Запевка» |
53 | И.С. Никитин «Русь» |
54 | Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок) |
55 | Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина» |
56 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине |
О прошлом Родины (7 часов) | |
57 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
58 | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь» |
59 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» |
60 | Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. |
61 | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва» |
62 | Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской» |
63 | А.А. Ахматова «Мужество» |
Прошла по земле война (6 уроков) | |
64 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» |
65 | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина» |
66 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» |
67 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» |
68 | А. Ахматова «Памяти друга» |
69 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях |
О добре и красоте (13 уроков) | |
70 | А.А. Фет «На рассвете». |
71 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» |
72 | Н.А. Некрасов «Саша» |
73 | Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк» |
74 | Жизнь и творчество К.Г. Паустовского |
75 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
76 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
78 | А.Н.Майков «Мать» |
79 | Х.К.Андерсен «Соловей» |
80 | Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей» |
81 | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева» |
82 | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина» |
83 | Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь» |
Мир детства (14 часов ) | |
84 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» |
85 | Создание словесных иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети» |
86 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях |
87 | Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство» |
88 | Л.Н. Толстой «Детство» |
89 | И.А. Бунин «Детство» |
90 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
91 | Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера» |
92 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». Итоговое контрольное чтение |
93 | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой» |
94 | М.И. Цветаева «Наши царства» |
95 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати» |
96 | А.П.Чехов «Мальчики» |
97 | Работа с текстом «Мальчики» |
Удивительные приключения ( 5 уроков ). | |
98 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» |
99 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера» |
100 | Озаглавливание частей истории Гулливера |
101 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ» |
102 | Литературная викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...