Конспекты уроков по предмету чтение
план-конспект урока по чтению

Зубкова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Биография и творчество М.В. Исаковского».

Цель: Дать представление о жизни и творчестве известного поэта — песенника, любившего и воспевавшего свою родину, совершенствовать технику чтения, учить находить нужную информацию в тексте, развивать речь детей через ответы на поставленные учителем вопросы, формировать умение делать выводы, вызвать уважение к личности поэта, восхищение его творчеством, воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет, карточки — вопросы.

Ход урока.

Начинается урок, думаю пройдет он впрок. Урок чтения. Прочитайте, пожалуйста девиз: Книга книгой, а своим мозгом двигай!

М. Горький

  • Как вы понимаете смысл этого девиза? (смекай, читай с умом, с толком, думай, делай выводы)
  • Надеюсь, что своей активностью и вдумчивыми ответами вы оправдаете этот девиз.

Актуализация знаний.

Вспомним пройденный материал. Начнем с таблиц. Работаем в группах. Посовещайтесь, с чьим именем связана эта информация, озаглавьте и исключите ту информацию, которая кажется вам лишней. (карточки)

  • Как озаглавила первая группа? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  • Назовите лишнюю информацию. Почему вы так считаете? Кто написал?
  • Как озаглавила вторая группа? (Алексей Максимович Горький)
  • Лишняя информация? Кто написал?
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией еще одного замечательного человека. Кто этот человек, мы попытаемся отгадать, и поможет нам в этом та информация, над которой вы работали.

1. Зовут его так же, как поэта, погибшего в 26 лет. (Михаил)

2. Творчество его совпадает с отчеством дедушки Максима Горького. (Васильевич)

3. Фамилию попробуем отгадать с помощью математического шифра .(буквы в алфавите) 10\ 19\ 1\ 12\ 16\ 3\ 19\ 12\10\11 (Исаковский)

Итак, тема нашего урока: «Биография и творчество Михаила Васильевича Исаковского».

Постановка целей.

О чем бы вы хотели узнать? Когда и где родился? В какой семье? Какое получил образование? О чем писал? Когда стал писать стихи? На эти и другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы. Объяснение нового материала. Какую информацию вы можете получить из этой таблицы. (Михаил Васильевич Исаковский 1900 — 1973)

когда родился, умер, сколько лет прожил, в каком веке жил?

Край мой смоленский,

Край мой любимый,

Здесь моя юность когда — то бродила.

И где же родился Исаковский? (На Смоленщине деревня Глотовка)

Действительно, родной край Исаковского на Смоленщине, деревня Глотовка. Там 19 января 1900 года родился поэт. О любви к родной стороне, о далеких годах молодости Исаковский вспоминает в книге: «На Ельнинской земле». Сквозь горести и нужду пронес любовь к своей малой родине поэт в своем сердце.

Чтение отрывка учителем.

А сейчас самостоятельно попытаемся найти ответы на вопросы.

  1. В какой семье родился?
  2. Какое получил образование?

Дети читают про себя. На какой вопрос нашли ответ те, у которых карточка №1(в какой семье родился). У которых карточка №2 (какое получил образование). Самоучка — человек, который выучился чему — либо самостоятельно. Чтение отрывков вслух.

Вывод.

Исаковский родился в бедной крестьянской семье. Сам научился читать и писать. Писать стихи Исаковский начал еще в школе. Когда ему исполнилось 14 лет, его стихи печатали в газете. Во многих его стихах звучит мысль об учении. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой для них написать письма для близких, ушедших в город. Послушаем, как он об этом вспоминает: с 11 лет начал писать письма.

В этом отрывке встретятся слова свекор — отец мужа, свекровь — мать мужа, клеть — кладовая при избе или отдельной постройке.

Читает ученик.

За письмо ему платили 5 копеек . На эти деньги он покупал продукты.

Благодаря этим письмам Исаковский познавал жизненные трудности, он учился понимать жизнь, страдания. Он понимал, как тяжело человеку, когда он сам не может даже письмо написать. Поэтому в стихах Исаковского звучит мечта об учении, о лучшем завтрашнем дне, он с любовью пишет о деревне, о человеке — труженике, о Родине, о красоте родной земли.

- О чем писал?

Его стихи легко запоминаются, они написаны простым языком.

Чтение стихотворения «Вишня».

- Что решил сделать с вишней старик? (посадить вишню у дороги)

- Зачем? (для красоты, для отдыха)

Главная мысль стихотворения. Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы и рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его, но это для него не главное. Не хотят, не вспоминай не надо, все равно я вишню посажу.

- Когда начал писать стихи?

-О чем писал? (о родине, о деревне, о людях)

Но особенно он прославился своими песнями. Поэт — песенник.

Его стихи не только легко запоминаются, их еще хочется петь . Многие композиторы написали музыку к его произведениям. Это «Ой цветет калина», «Каким ты был», «Одинокая гармонь», «Услышь меня, хорошая».

Но особенно ярко песенное творчество проявилось в годы Великой Отечественной войны. А когда была война? Какую годовщину со дня Победы будем отмечать 9 мая? (58 — ую)

Тяжелая болезнь глаз не позволила ему надеть солдатскую шинель, но стихи и песни помогали солдатам бить врагов. На стихи Исаковского написаны замечательные песни «Враги сожгли родную хату» - боец возвращается домой, а дом сожгли фашисты. Ни дома, ни семьи.

«Ой туманы, мои растуманы» (как бойцы отправились в поход). Особо известно стало стихотворение «Катюша», которое было написано накануне войны, а в годы войны « Катюша» стала песней — воительницей, песней — героиней. Эта песня и поныне печатается в школьных учебниках во многих странах. Сейчас мы с удовольствием послушаем и споем эту легендарную песню. (Звучит песня).

  • Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(вдохновляет, воодушевляет, призывает защищать Родину от врагов).

Эта песня действительно помогала жёнам, сёстрам, невестам ждать своих мужей, братьев, женихов, а солдатам защищать свою Родину. Не зря новое оружие -реактивные миномёты, в годы войны бойцы ласково называли «Катюша».

По заказу командования Исаковский написал новое стихотворение «Песня про Катюшу». В нём были такие слова: - читает Владик.

(показ реактивных миномётов).

На родине Исаковского, там, где поднимается над рекой Угрой «Берег крутой», стоит памятник песне «Катюша». На прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом беседка из бревенчатых скамеек под навесом. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.(показ памятника)

На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы.

  1. Когда и где родился?
  2. В какой семье родился?
  3. Какое получил обращение?
  4. Чем особенно прославился?
  5. Когда начал писать?

А вот когда Исаковский стал считать себя поэтом, мы узнаем из учебника. Это и будет вашим домашним заданием.

  • Удалось ли вам следовать девизу урока?

Я думаю удалось. Вы должны читать с умом, с толком, думать, смекать, сделать выводы.

Вывод: Основным творчеством поэта является тема Родины, природы. И хотя его нет с нами, его поэзия могла бы сказать о себе:

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона.

Мы с вами должны также видеть красивое, живое, родное, любить и беречь природу, а значит, и Родину.

И ласточки крыльями машут,

И топится чья-нибудь печь...

И всё это- родина наша, а родину надо беречь.

Беречь так, как сберегли для нас наши деды, прадеды.

Поздравляю вас с днём Победы.



Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу В.Г. Паустовского «Последний чёрт»

1. Кто, по словам деда, завелся на озере?

  • Кикимора
  • Леший
  • Черти

2. Что черт сделал с дедом?

  • Укусил за палец
  • Порвал рубаху
  • Клюнул в ногу

3. Как деда прозвали в деревне?

  • Бесталанным
  • Десять процентов
  • Бедоносцем

4. С кем так подрался дед, что в нем осталось всего десять процентов от прежней силы?

  • С волком
  • С медведем
  • Со свиньей

5. На кого был похож черт?

  • На свинью
  • На птицу
  • На человека

6. Чем, по предположению деда, питался черт?

  • Мясом
  • Лягушками
  • Ягодами

7. Кем оказался черт на самом деле?

  • Фламинго
  • Пеликаном
  • Цаплей

8. Как пеликан оказался на Глухом озере?

  • Сбежал из зверинца
  • Сбился с пути во время миграции
  • Он был птенцом пеликана, много лет назад сбежавшего из зверинца

9. Сколько рублей дед получил в награду от зверинца?

  • 25 рублей
  • 40 рублей
  • 100 рублей

10. Что дед купил на эти деньги?

  • Новую двустволку
  • Удочку
  • Штаны

Ответы к викторине:

  1. Черти
  2. Клюнул в ногу
  3. Десять процентов
  4. Со свиньей
  5. На птицу
  6. Ягодами
  7. Пеликаном
  8. Сбежал из зверинца
  9. 40 рублей
  10.  Штаны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЕ ЬТАЛЕД ЬТАЧАН ОДАН , ОРБОД В ЬТИРЕВОП ЫБОТЧ

Слайд 2

ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО . Л.Н. Толстой

Слайд 4

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. 2.Вся семья вместе, и душа на месте. 3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Слайд 5

• Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел...



Предварительный просмотр:

Тема: Лев Николаевич Толстой. Биография.

Дата: 13.12.2018

Класс: 8

Учитель: О.А. Зубкова

Цель: познакомить обучающихся с биографией и творчеством Л.Н. Толстого.

Задачи:  воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение»;

развивать образное мышление, речь, память детей;

развитие интереса обучающихся к русской классической литературе;

Тип урока: урок изучения творчества писателя.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, компьютер, экран; портрет Л.Н.Толстого, выставка книг.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Будем мы читать, на вопросы отвечать,

Мир Льва Толстого изучать!

2.Формулирование темы и цели урока

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран - Прочитайте, что написано на доске. Как правильно прочитать запись?.

ОГЕ ЬТАЛЕД ЬТАЧАН ОДАН ,ОРБОД В ЬТИРЕВОП ЫБОТЧ

(справа — налево, снизу - вверх)

и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Прочитаем эпиграф нашего урока

ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО.

Л.Н. Толстой

-  как вы понимаете эти слова? (Объяснение обучающихся).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока,

(речь пойдет о Л.Н. Толстом, его творчестве)

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы  поговорим о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

4. Рассказ обучающегося.

Дима подготовил материал о биографии и творчестве Л.Н. Толстого.

5. Работа по учебнику чтение биографии.

6. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны вперед и вниз.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

7.Работа с выставкой книг.

- Ребята, а сейчас посмотрите на выставку книг Л.Н.Толстого.

- Какие книги вам знакомы?

8.Закрепление изученного материала

- А сейчас мы посоревнуемся и выясним, кто же из вас больше всего знает о Л.Н.Толстом. За каждый правильный ответ получаете жетон. Кто больше всего их наберёт, тот станет победителем «Лучший знаток произведений Л.Н.Толстого».

«Факты из биографии писателя»

1. Кем был Л.Н.Толстой?

(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, учитель крестьянских детей)

2. Где он родился и провел свое детство?

(в Ясной поляне)

3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?

(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)

4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?

(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)

5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?

(Николая)

6. Кто был любимым поэтом Толстого?

(А.С.Пушкин)

7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?

(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)

8. Как относился Толстой к крестьянским детям?

(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)

9. Какие учебники написал Толстой для детей?

(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)

10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?

(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)

11. Кем была жена Льва Николаевича?

(Дочерью врача)

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

-Творчеством Льва Николаевича Толстого гордится Россия. Гордится тем, что великий писатель творил на благо народа.

Актуализация знаний учащихся.

- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

- Возьмите карточки.

- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы.

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе, чем родная матушка

Нет лучше дружка, тот вовек не погибнет

Слайд 8 .

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Посмотрите на экран. У кого также получилось?

- Прочитайте первую пословицу.

- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

- Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья)

 

Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

12.Итог урока.— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?

-- Дети, чему же учат произведения Л.Н.Толстого?

(Произведения великого писателя Л.Н. Толстого учат быть добрыми, отзывчивыми,  дружными, честными, воспитанными,  учат любить родной язык,  животных,  учат восхищаться красотой,  поэтичностью русского языка).

13.Домашнее задание

стр 122-126 читать

Выставление оценок.- Ребята, попробуйте оценить работу ваших товарищей.

- Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.



Предварительный просмотр:

 Творческий проект «Русские народные сказки».

Автор проекта:  Зубкова О.А. учитель  ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат»."

  Творческий проект «Русские народные сказки».

2  «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Л.Толстой

3  Цели проекта: 1. Приобщить к русским традициям, к непрерывному общекультурному совершенствованию. 2. Систематизировать, углубить знания по теме: "Русские народные сказки". 3. Содействовать формированию гуманных, правильных качеств личности. 4. Создать условия для развития творческих способностей ребят.

4  Задачи проекта: Обучающие: - Научить школьников различать виды русских народных сказок. - Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок. Развивающие: - Развивать у учащихся познавательный интерес. - Развивать творческие способности учащихся. - Совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитательные: - Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. - Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

5  Проблемные вопросы: -Что такое сказка? -Какие виды сказок существуют? -Композиция сказки. -Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации? -Смогу ли я написать свою сказку? Для чего нужны сказки? Чему учат сказки?

6  Планируемые результаты: Организация выставки иллюстраций и поделок по теме «Моя любимая сказка». «Герои русских народных сказок в рисунках». Проба пера «Сочини свою сказку». Презентация на тему «Русские народные сказки» Проведение викторины «Что за прелесть эти сказки».

7  Время выполнения проекта: октябрь – ноябрь 2014 года. Возраст учащихся: учащиеся 2 класса. Предметные области: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

8  Что такое сказка? Русская народная сказка - это жанр устного народного творчества. Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

9  Виды сказок Традиционно сказки подразделяют на три вида: О животных Волшебные Социально- бытовые

10  Сказки о животных Главные герои: Животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным «Медведь и лиса» «Лиса и тетерев» «Лиса и журавль»…

11  Социально-бытовые сказки Главные герои: Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»…

12  Волшебные сказки Главные герои: Люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный»

14  Наши поделки

15  Наши рисунки

17  - выразительно читать, - грамотно и образно выражать свои мысли, - анализировать иллюстрации к сказкам, - придумывать сказки по готовой иллюстрации, - научились работать с материалами, - бережно относится к творчеству друг друга, - работать в группе…

18  Наш совет : Дорогие ребята, читайте сказки, хотя они и являются поэтическим вымыслом, в них исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух, это подлинная энциклопедия жизни русского народа, они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем многообразии и многогранности!

Наглядное изображение результатов обследования навыков чтения учащихся 5 – 9 классов в сравнении с результатами на начало учебного года.

Слоговое чтение;

Чтение целыми словами;

Беглое чтение;

Осознанное чтение;

Выразительное чтение;

Пересказ;

Выделение главного смысла.

Среди обучающихся старшего звена были получены следующие результаты.

В 10 классе не читают только Карев Д. и Садамкина А., но они знают буквы. 67% учащихся класса читают целыми словами. Беглостью чтению владеют Мастеров В., Смирнов А.,. Не смотря на то, что все ребята читают осознанно, смысл прочитанного не выделяют Чурянин Д., Колоколов А. 42 % учеников класса читают с выражением: Мастеров В., Смирнов А. Больше половины ребят пересказывают рассказ самостоятельно, но Колоколов А. не умеет пересказывать.

90% учеников 11 класса читают целыми словами (за исключением Чернова А.). Бегло читают половина обучающихся класса: Аверьянов Д. Андреева О., Дашков К., Кадямов И., Лухманов А. Интонационной стороной чтения владеют Андреева О., Дашков К., Кадямов И., Лухманов А. Не умеет пересказывать только Чернов А., самостоятельно пересказывают Андреева О. ,Кадямов И. и Лухманов А., остальные ученики нуждаются в наводящих вопросах педагога. Не смотря на то, что все обучающиеся читают осознанно, Аверьянов Д., Зардов Р., Манихин Д. и Салахов Р. испытывают затруднения при выделении смысла прочитанного. Чернов А. не выделяют главный смысл прочитанного совсем.

Из всех учеников 12А класса не владеет навыком чтения только Антипина Ю. 64% из них читают целыми словами (кроме Камаевой И.). Также только эти ученики не читают бегло. Только Камаева И. механически сливает буквы в слоги, остальные читают осознанно, с различной степенью успешности выделяют главный смысл прочитанного. Интонационной стороной чтения владеют Медведева Н., Насырова Г., Сарбитов А., Лебедев А., Перцев Д., что составляет 45% учеников класса. Самостоятельно пересказывают Медведева Н., и Насырова Г., не умеют пересказывать Камаева И., Антипина Ю.

В 12 Б классе не владеет навыком чтения только Рышталовский Н., остальные ученики читают осознанно, бегло, целыми словами. Но только 43 % учеников класса читают с выражением (Зайцева Л., Котляр Е). Котляр Е. пересказывает прочитанный рассказ самостоятельно, Князева Л., Воробьев А пересказывают с опорой на вопросы педагога. Смысл прочитанного рассказа не выделяют только Князева Л. и Орешкина И.

Т.о. основной критический момент заключается в том, что всем учащимся для самостоятельного пересказа требуется 2 – 3 раз прочитать рассказ.

Данные проблемы могут быть связаны с конкретностью мыслительной деятельности учащихся, с трудностями установления логических связей, с нарушением формирования мыслительных операций: обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, в то время как относительно сохранными остаются лишь анализ и синтез.

Рекомендации для педагогов и воспитателей по повышению эффективности формирования навыков чтения:

использовать ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур слов, что позволит избежать дислексических ошибок;

активно использовать аудиозаписи в работе над интонационной стороной речи;

проводить словарную работу с привлечением наглядности, словарей для объяснения значений непонятных детям слов;

соблюдать охранительный режим на уроках, следить за темпом чтения;

эмоциональная, грамматически правильная речь учителя – образец для учеников;

следить за тем, что бы учащиеся регулярно читали внеучебную, художественную литературу, адекватную для их понимания;

развивать и поддерживать у учащихся интерес к чтению через такие формы работы, как выставки любимых книг, конкурсы, классные часы о героях детских и юношеских книг, читательские дневники;

включать в работу упражнения и задания по развитию ВПФ.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения. На каждом уроке чтения организую учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели: научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;

приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

развитие устной и письменной речи;

развитие творческих способностей детей;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения. По мере их совершенствования все больше места на уроках отвожу работе с текстом, формированию приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Ребенок, неовладевший навыками чтения в начальных классах, не в силах освоить программу в среднем звене. Нечитающий ребенок - проблема школы.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

3. Артикуляция.

4. Неумение найти главное в тексте.

5. Отсутствие внимания.

Работа по преодолению этих трудностей начинаю с первых уроков обучения грамоте, на которых идет формирование навыков чтения, и продолжаю в последующих классах на уроках чтения. В процессе обучения применяю специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:

упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение;

упражнения, развивающие скорость чтения.

Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Цели: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.

Урок обучения грамоте и урок чтения начинается с фонетической зарядки. В фонетическую зарядку включаю упражнения на выделение ударного слога голосом, чистоговорки, скороговорки, игры "Лесенка", "Дополни до слова", Упражнения на правильное произношение звуков.

Этап 1. Работа с отдельными звуками.

Упражнение 1.

Дети сначала просто прочитывают текст, а затем читают, обращая внимание на ударение.

Упражнение 2.

Дети читают, начиная с О, а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.

Упражнение 3. Работа с согласными звуками.

Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

Этап 2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.

Шо-шо-шо

Все будет хорошо.

Шпри-шпря-шпра-шпро-шпре-шпру

Начинаем мы игру.

Этап 3. Чтение скороговорок.

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе, без каких-либо затруднений. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, отрабатывается чистота звука и интонация.

Развитие техники чтения (комплекс приемов и упражнений).

Для того чтобы повысить технику чтения, пользуюсь методом динамического чтения. Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".

Задания на увеличение поля зрения.

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2.При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.

3. "Путешествие в слово".

Последняя буква одного слова является началом следующего.

4. Путаница "Найди начало и конец слова".

Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.

5. "Собери слово".

6. Чтение по таблице.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

7. "Шифрограмма"

Какое слово спрятано?

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

Совершенствуется навык чтения выполнением следующих упражнений:

"Буксир"

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.

"Чтение-спринт"

Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст.

"Чтение "Кенгуру"

Под счет 1. 2. 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет раз, два, три, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

"Чтение "Слалом"

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно,пытаемся найти существенную информацию. Это упражнение является тренировкой в скорочтении.

Чтение "Разведка".

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Т.о. учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

"Молния"

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя, с чтением вслух. Переход на чтение в масимально ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния!" и продолжается с 20 секунд до 2 минут.

Чтение со счетом слов.

Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительного диктанта имеет 6 предложений. Особенность такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной- две букве, с первого по шестое.

Ребята молча читают предложение (4-7 с) и стараются запомнить. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает его записать. И так с каждым предложением из набора. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.

Для работы над скорочтением из системы И.Т.Федоренко заимствовала упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Значительно расширяют поле зрения широко известные таблицы Шульте. При работе с ними учащиеся, сконцентрировав взгляд в центре таблицы, должны видеть всю ее целиком и найти все видимые цифры в порядке возрастания за 15 секунд. Для тренировок используются 8 таблиц в любом порядке.

Правила работы с таблицами Шульте;

Включает два этапа: подготовительный и исполнительный.

Подготовительный: перед началом работы взгляд фиксируется в ее центре.

Задача: видеть всю таблицу целиком. Отыскивать цифры - не главное. Главное - при взгляде в центр видеть одновременно с центральной цифрой верхние цифры левую и правую, нижние - левую и правую.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 без пропуска. При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены, вертикальные допустимы.

Каждая найденная цифра фиксируется только взглядом без проговаривания.

Для тренировки используются все 8 таблиц в любом порядке.

Главное условие такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные диктанты, работа с таблицами Шульте, элементы динамического чтения должны проводиться ежедневно.

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

Цели: овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, мышления, восприятия.

Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК

    РЕ         МО

РО МАТ СЫ

3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

краска                кран

искра                крапива

красота                украл

красный                краб

4. Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

5. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

! ьтатич ьтему ошорох каК

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.



Предварительный просмотр:

                                                                Урок чтения в 5 классе. 
Тема урока: А.Платонов «Сухой хлеб» 
Цели: 
- Познакомить уч-ся с рассказом А.Платонова «Сухой хлеб», развивать навыки правильного, беглого чтения, учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу. 
-Корригировать логическое мышление на основе заданий, развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно; коррекция памяти, внимания. 
- Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким. 
Тип урока: комбинированный. 
Оборудование: портрет А.Платонова. 
Межпредметная связь: русский язык. 
Ход урока: 
1.Организационный момент. 
Дружно за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся! 
Будем вместе мы трудиться, 
Не пристало нам лениться! 
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения. 
- Что мы делаем на уроках чтения? (Ответы детей.) 
( читаем, говорим, размышляем, слушаем). 
- Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны. 

2. Речевая разминка. 
* Чтение слогов. 
Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за 
Ка ли лю ля ми му-у-у мы 
Не ни но ну по? Ра ре си су та те 
То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе? Че чу ша! 
Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс… 
*Артикуляционная гимнастика 
Скороговорка 

Кто хочет разговаривать, 
Тот должен выговаривать 
Все правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно. 
Мы будем разговаривать 
И будем выговаривать 
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно. 

– После такой разминки мы должны читать и говорить как? 
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей). 
3. Упражнение на развитие внимания. 
• кюрталкайтс (юрта) 
а) Найти среди набора букв слово. 


4.Индивидуальная работа. 
Чтение по ролям. 
5.Опрос домашнего задания. 
-А кому не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему? 
-Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?) 
-Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”) 
-Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) 
-Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте стр. 4 
-Что осталось? (Шкатулка.) 

*Дыхательная гимнастика 
Есть еще один рассказ, 
Замечательный, для вас. 
Он о том, как пахнет степь, 
Куст сирени, и какое 
Будет утро в час покоя… 
Вы вдохните – не дышите, 
Ветра в поле не будите, 
А тихонько выдыхайте, 
Отдыхайте… 
** Гимнастика для глаз. 
- зажмурьте глаза, а потом откройте их (5раз) 
- поморгайте, как бабочка крылышками. 
- сделайте круговые движения глазами (5раз) 

6. Изучение нового материала. 
Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951) « Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать, родные плетни и поле над всеми ими…. В нём цвела душа, как во всяком ребёнке, в него входили тёмные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека». Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, 
лишая юности». Несмотря на безрадостные картины детства, память о своём отце, Платоне Фирсовиче, и о матери, Марии Васильевне, Платонов пронесёт через всю свою жизнь. Судьбы героев многих его повестей и рассказов будут похожи на его судьбу. 
7.Физкультминутка. 

8.Чтение учителем рассказа 1 главы «Сухой хлеб» 
Словарная работа: междурядье, мотыжить, уморился. 

9.Беседа по содержанию: 
-Где и с кем жил Митя Климов? 
-Где трудилась мать Мити? 
-Тяжёлая ли была у неё работа? 
-В каких словах и поступках Мити выразилась его любовь к матери? 

10.Чтение вслух по отрывкам 
-Прочитайте описание радости Мити от улыбки матери. 
- Прочитайте описание природы во время засухи. 
-Что называют засухой? 
11. Итог урока. Выставление оценок. 
С произведением какого писателя мы познакомились на уроке? 

12. Д\З: стр. 118-121 



Предварительный просмотр:

Тема урока: А.М. Горький. Из повести «В людях» 7 класс.

Цели обучения: знакомство с автобиографической повестью А.М. Горького «В людях»

Задачи: формирование знаний учащихся о жизни А.М. Горького, о его первых детских впечатлениях;

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной речи, выразительное чтение, логическое мышление;

воспитание у учащихся читательского интереса, стремления к красоте; бережного отношения к природе.

Оборудование : учебник, экран

Ход урока

І. Организационный момент. ( парты заранее расставлены для работы в группах, на столах листы формата А-3, фломастеры, карандаши, стикеры, листы самооценки, картинки птиц, зверей, растительный мир)

Чтение учителем стихотворения. Автор Акылбек Шаясменов.

Когда с природой я наедине, то различаю языки земные: 
Беседуют деревья в тишине.  Друг с другом птицы говорят лесные. 


Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер... 
Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете. 


Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали... 
Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечтали? 


Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете. 
И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете! 


1 Учитель предлагает выбрать себе картинку

(Картинки с надписями названий на русском и с переводом на казахский язык птиц, зверей, растений, которые встретятся в рассказе «Лес» лежат на столе)

3.Дети составляют тематические группы и делают предположения о теме урока( … на прошлом уроке мы говорили об осени и изучали стихотворение Ивана Бунина «Листопад»-это лес.)

ІІ. Проверка домашнего задания

  1. Дети выбирают секретаря для заполнения оценочного листа.
  2. Из каждой группы выходят по два спикера, которые читают наизусть стихотворения Ивана Бунина «Листопад» или А. Яшина «Спешите делать добрые дела».
  3. Ученики слушают, задают вопросы участникам других групп.
  4. Учитель интересуется у спикеров: «А какое доброе дело он поспешил сделать сегодня?»

Спикеры каждой группы озвучивает баллы, выставленные за ответ в оценочный лист.

ІІІ Эмоциональный настрой и подготовка к восприятию новой темы.

Учитель (на фоне звуков леса, пения птиц):

- Где мы сегодня с вами будем находиться? ( В лесу.- Да, вместе с главным героем автобиографической трилогии Максима Горького мальчиком- подростком Алёшей, который всю жизнь спешил делать добрые дела и запечатлел в литературе образ своей бабушки.)

Мозговой штурм.

— Какое настоящее имя Горького?

— Кто А. М.Горький?

— Когда и где родился писатель?

2. Словарная работа

1) повторение значения слов Биография-омирбаян, автобиография, автобиографический- омирбаяндық;

2) Псевдоним — Вымышленное (придуманное) имя. Почему он так подписался?(Жизнь была по-максимуму горькой, тяжелой, безрадостной.Как вы понимаете значения слов минимум- максимум?

3) Коллективная беседа:

— Кто обычно придумывает псевдоним? (творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)

— Зачем они берут псевдоним? (для того чтобы скрыть настоящее имя)


I V. Новая тема.

а) Рассказ учителя о жизни М.Горького. Рассказ сопровождается показом подготовленных слайдов : портрета М.Горького, обложек трилогии

Жил в Нижнем Новгороде мальчик Алёша Пешков. Отца у него не было, рос он в доме деда Каширина. Рано ощутил он тяжесть своей жизни. Алёша служил посудником на пароходе, работал у чертёжника, «мальчиком» в магазине обуви, занимался собиранием разного старья и ловлей птиц. Его избивали дома и «в людях» так, что однажды пришлось везти в больницу, и доктор вынул из тела сорок две щепочки: били его в тот раз пучком сосновой лучины…

И вот этот мальчик, пройдя бесконечно трудный и мучительный путь, стал писателем. Когда вышел его первый рассказ, он подписался – Максим Горький. Он принёс в литературу не только чёрную правду о том, как жил униженный русский человек, но и призыв к лучшей жизни.

Горький прошёл пешком почти половину России и везде видел страдания людей и несправедливость. В своих произведениях он рассказывал об этом.

Горький написал три автобиографические повести: «Детство»,«В людях», «Мои университеты». (показ слайда; значение слова «трилогия»)


б) Чтение учителем отрывка из повести «В людях» (включить звуковое сопровождение «Голоса птиц»)

в) Работа над произношением слов: щёлкает, расправляется, волчьи, безошибочно, огорчения, впечатления.( ребята составляют с ними словосочетания)

д) Словарная работа чтение словаря переводов после текста +

Взглянуть (что сделать?) – қарау

Различать ( что делать?) – айыру

Составление словосочетаний и предложений с новыми словами.

VСамостоятельное чтение учащимися текста

VI.Закрепление темы урока.

А) Проектная работа в группах ответить на вопросы, защитить проект, составить синквейн по схеме:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 важная мысль

5- синоним к первой строчке

1 группа:

Как описывает лес Алёша? (синеватая мгла, изрезанная золотыми лучами солнца).

Какое впечатление производит лес на Алёшу? (восторг, душевный покой и уют, забывалось всё плохое, исчезали все огорчения).

2 –группа:

Какой предстаёт перед нами бабушка Алёши? (она как хозяйка в лесу, от неё течёт тепло по лесу, всё хвалит, всё благодарит, не испугалась волка, нашла с ним общий язык). С каким животным сравнивается бабушка Алёши?.Почему? (С медведицей, т.к. медведь- это хозяин леса.

Что вы можете сказать о её характере? (добрая, спокойная, любит и знает лес).Прочитайте, как описывает бабушку Алёша? ( Она никогда не плутала в лесу, безошибочно определяла дорогу домой. По запахам трав она различала, какие грибы должны быть в этом месте, какие - в ином…)

3 группа:Назовите лесных птиц, растений, животных, насекомых.

- Прочтите отрывок, который вам понравился

-Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль. ( Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта; в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное; слух и зрение становились острее, память - более чуткой, впечатления – глубже..)

Защита проектов. ( в случае недостаточности времени защита проекта переносится на начало следующего урока)

Рефлексия. Чему можно поучиться у героев рассказа? Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли вам урок? «Две звезды, одно желание»

Рефлексия:1 «Моё настроение»( три смайлика на доске: радостное, недоумевающее,грустное)

2. заполнение листа самооценки вар 29. «Незаконченное предложение»

VII Задание на дом. Пересказ отрывка «В лесу», подготовить рассказ о жизни М.Горького, подготовить сообщение « Моя бабушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов

Конспект урока по  предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов. Прилагается презентация....

Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов. Прилагается презентация....

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...

Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква З,з", 1 класс.

Цели:1. познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз;2 научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой; 3. развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слог...

План-конспект урока по предмету "Чтение"

План-конспект урока по предмету "Чтение"Тема: "Открытые двухзвуковые слоги и их сравнение: ША, ШО, ШУ."...

Конспект урока по предмету чтение 3 класс учащихся с легкой умственной отсталостью на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории»

Конспект урока по предмету чтение на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории» для учащегося 3 «В» класса надомного обучения.Цель урока &nda...