Статья " Работа над совершенствованием чтения на уроке"
занимательные факты по чтению (1 класс)
Критерии подбора учебного материала для чтения. Организация работы по чтению. Виды чтения.
Развитие навыка чтения.
Расширение активного словаря учащихся в процессе обучения чтению по-русски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья " Работа над совершенствованием чтения на уроке" | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу по чтению следует организовывать так, чтобы чтение учащихся (вслух или молча, индивидуально или в парах, небольших группах) регулярно использовалось как вид речевой деятельности, важный для решения тех или иных задач (рисование по тексту, изготовление предмета по прочитанной инструкции, чтение для других с целью донести содержание, смысл незнакомого им текста и т.п.).
Важно учить школьников связывать прочитанное со своим жизненным опытом, выражать свое отношение к прочитанному; сравнивать разные точки зрения на произведение при его обсуждении; представлять, домысливать в воображении описанные картины; а также замечать, оценивать отдельные художественные достоинства текста (точное, выразительное слово, сравнение и т.п.); понимать шутку.
В работе по чтению широко используется первоначальное чтение текста учителем. Оно дает возможность заинтересовать детей, помочь им разобраться в тексте, предлагает образец выразительного чтения. Однако от класса к классу должна увеличиваться доля самостоятельного чтения учащимися незнакомого текста — с тем, чтобы в 4 классе такое чтение преобладало над чтением предварительно прослушанного текста.
Обязательной составляющей обучения является освоение учащимися специальных приемов, которые дают возможность совершенствовать технику, выразительность чтения (предугадывание содержания, умение различать основную и дополнительную информацию, членение предложений на смысловые отрезки, просматривание и др.).
Существенной задачей работы по чтению является развитие умения работать с книгой (правильно листать ее, находить нужную страницу в книге, не листая всю подряд; пользоваться оглавлением; находить на странице часть с указанным содержанием; различать шрифты (жирный, курсив), условные знаки и понимать их назначение и др.; а также пользоваться библиотекой, выбирать материал для чтения.
Учебный материал для чтения составляют произведения, которые развивают интерес к чтению русской литературы, способствуют формированию морально-этических представлений, национального самосознания и патриотических чувств у школьников, учат их видеть красоту в природе, искусстве, жизни людей. Особое место в детском чтении занимают произведения устного народного творчества, классической литературы, а также современных русских писателей, в том числе — писателей Украины, пишущих на русском языке. Кроме того, в обучении используют научно-художественные и несложные научно-популярные произведения; тексты инструкций, объявлений; дневниковые записи, письма, записки и т.п. Такой широкий диапазон текстов для чтения необходим для того, чтобы приблизить школьное обучение к реальным жизненным потребностям.
Основные направления работы по чтению па русском языке в условиях украинско-русского двуязычия:
- дальнейшее развитие и совершенствование навыка чтения;
- расширение активного словаря учащихся (словарная работа);
- развитие навыков связной русской речи.
Особенности обучения русскому чтению в условиях украинско-русского двуязычия:
- обучение чтению - одна из обязательных составляющих урока по русскому языку;
- работа осуществляется с учетом уроков украинского чтения: в процессе обучения чтению по-русски совершенствуются умения и навыки, приобретенные на уроках украинского чтения;
- работа по чтению должна быть регулярной, это способствует решению задачи быстрого опознания слов (звуко-буквенные несоответствия русского и украинского языков, непривычность некоторых букв русского алфавита тормозят этот процесс) и накопления в памяти учащихся графических образов слов;
- развитие всех качеств навыка чтения - правильности, беглости, сознательности, выразительности.
Виды чтения:
- чтение вслух создает русскую речевую среду, способствует развитию навыков произношения, обеспечивает одновременно обучение всего класса, легко поддается контролю); - чтение молча (способствует увеличению скорости чтения
,. и более глубокому осознанию смысла прочитанного; используется для извлечения из текста необходимой информации, при составлении пересказа, при озаглавливайте текста или его частей, при подготовке ответов на вопросы, при работе над художественным своеобразием произведения, при первичном чтении текста).
Приемы первичного чтения:
- чтение учителем (детям дается установка на прослушивание);
- комбинированное чтение «учитель-ученик» (учитель читает диалоги, описательные фрагменты, начало и концовку текста);
- чтение детьми по цепочке;
- самостоятельное чтение учащимися.
Развитие навыка чтения
Навык чтения - это «автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому» [М.Р.Львов, В.Г. Горецкий и др.].
Качества навыка чтения:
- правильность - это плавное чтение без искажений я ошибок;
- беглость — это та скорость чтения, которая обусловливает сознательное восприятие читаемого;
- сознательность - это осмысление значения каждой языковой единицы читаемого текста, понимание позиции автора (его замысла, художественных средств, которые помогают автору реализовать этот замысел), осмысление собственного отношения к прочитанному, осознание себя как читателя; выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателю идею произведения и свое отношение к нему. Этапы становления навыка чтения:
1) аналитический этап характеризуется разрозненностью всех трех компонентов процесса чтения - восприятия, произнесения, понимания; показателем того, что учащийся находится на данном этапе формирования навыка чтения, является чтение по слогам;
2) синтетический этап характеризуется единством (одновременностью) всех компонентов процесса чтения; признаки перехода на данный этап — чтение целыми словами и наличие интонирования при чтении;
3) этап автоматизации - это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и поэтому не осознается чтецом; усилия чтеца направлены на осознание идеи произведения, его художественных средств; признаки перехода аа данный этап - стремление читать про себя, эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное, желание поделиться читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, обсудить прочитанное.
Типичные ошибки, допускаемые младшими школьниками, их причины:
- искажение звуко-буквенного состава (пропуски, перестановка, замена единиц чтения — букв, слогов, слов, фраз; вставка произвольных элементов в единицы чтения); причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия, недостаточная гибкость артикуляционного аппарата, «неправильная догадка»;
- наличие повторов единиц чтения; причины повторов — замедленное опознание русских слов, стремление удержать в памяти прочитанный компонент;
- нарушение норм русского литературного произношения; причины нарушений - незнание норм произношения (в том число и акцентологических), незнание лексического значения русских слов; влияние «орфографического чтения».
- интонационные ошибки (неправильные паузы, логические ударения); причины подобных ошибок — непонимание смысла читаемого, нетренированность (нехватка) дыхания, речевого аппарата. Правила исправления ошибок при чтении:
• минимальное вмешательство в процесс чтения ученика со стороны учителя;
• прерывание чтения ученика возможно только в случае исправления орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и в случае исправления ошибки, которая ведет к искажению смысла читаемого (прямое указание учителя на ошибку, перечитывание учеником слова после вопроса учителя);
• другие ошибки исправляются после завершения чтения с помощью таких приемов (О.В.Сосновская);
постановка вопроса, требующего перечитывания;
- составление из букв разрезной азбуки слова, которое было прочитано с ошибкой;
- чтение с доски цепочки слов, включающей ошибочно прочитанное слово;
- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
- перечитывание молча указанного отрывка с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.д.
Поле чтения - это отрезок текста, который чтец схватывает за один прием («одним взглядом»), после чего следует остановка (фиксация).
Способы чтения: 1) побуквенное; 2) чтение слогами; 3) чтение слогами и словами; 4) чтение целыми словами.
«Регрессии в чтении» — возвращение к прочитанному (справа - налево).
Основные направления работы над сознательностью чтения:
- подготовка к восприятию текста;
- работа над пониманием формы и содержания произведения (анализ произведения);
- выработка собственного отношения к читаемому.
Условия работы над выразительностью чтения (О.В.Сосновская):
- обязательная демонстрация образца выразительного чтения произведения (учителем, мастером художественного слова);
- анализ художественного произведения перед работой над выразительным чтением;
- работа над языком произведения;
- опора на умения школьников представить картину, описанную автором (воссоздающее воображение); приемы, развивающие воссоздающее воображение, — графическое и словесное рисование, составление диафильмов, экранизация, чтение по ролям, драматизация и др.
Основные этапы подготовки учащихся к выразительному чтению (А.П.Коваль):
1) выразительное озвучивание текста учителем при первичном чтении;
2)уяснение позиции автора (замысла, художественных средств);
3)разметка текста - определение пауз, логических ударений, тона, темпа чтения, логической мелодии (партитура текста). Способы организации работы над разметкой текста:
- чтение текста учителем по своей разметке; разъяснение разметки — какие слова необходимо выделить, где делать паузы, где повысить или понизить голос; чтение текста учащимися;
- совместная (учитель, ученик) разметка текста, чтение текста учащимися.
Действенное чтение - такое чтение, при котором читающий смог бы донести слушающим авторский замысел, оказать на них определенное воздействие, заставить их понять и оценить изображенное автором произведения.
Одним из приемов формирования навыков выразительного чтения является разработка партитуры чтения текста. Познакомьтесь с последовательностью работы над разметкой текста, предложенной А.П.Коваль.
Последовательность работы при разработке партитуры выразительного чтения
1.Определение главной мысли текста.
2. Нахождение логического центра (две горизонтальные линии) в зависимости от главной мысли текста.
3. Установление логических ударений для каждого предложения и в синтагмах (одна горизонтальная линия, пунктир).
4. Разграничение речевых звеньев внутри предложения (на границах синтагм и на знаках препинания), выделение логических пауз (одна и две вертикальные линии).
5. Обозначение движения мелодики чтения (с помощью стрелок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).
Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...
Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"
После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Статья " Работа над осмысленным чтением"
Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....
Презентация к статье "Работа с электронными микроскопами на уроках в начальной школе"
из опыта работы...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительногоискусства и во внеурочной деятельности Изобразительное искусство как один из учебных предметовобщеобразовательной школы занимает важное ...
Статья Работа по восприятию времени на уроках истории в школе
Статья Работа по восприятию времени на уроках истории в школе...