Конспект урока с применением приёмов технологии критического мышления
план-конспект урока (4 класс)

Платонова Любовь Александровна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России" по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»,

 учитель Л.А.Платонова

Тема

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели

Образовательные: Продолжить изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.

 Воспитывать: нравственные качества, творческие  способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД.  Продолжить формирование  нравственно-этические ориентиров.

- Регулятивные УУД. Планировать деятельность: принимать и выполнять поставленную учебную задачу,  развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.  

- Коммуникативные УУД. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;  аргументировать высказывания;  формировать навыки сотрудничества при проведении игр.

- Познавательные УУД. Ориентироваться в тексте произведения;  анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь:   определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную   тему.

Личностные: Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Идея, основная мысль

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, русский язык, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2.  Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой

Учебная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Уточняет тематические рамки.

Звучит музыка Э.Грига.(эмоциональный настрой) и слайд-шоу с видами Норвегии.

Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе?  Обратите внимание на девиз урока: « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г.Паустовский.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели        

Цели: формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Какие произведения К.Паустовского вы знаете? О чем они?

Прогнозирование работы по названию произведения.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Подготовка к восприятию

Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задания речевой разминки.

Организует подготовительную работу.

Сообщение 1 группы: биография К.Г. Паустовского. В конце сообщения – подарок корзинка с шишками.

Странный подарок, необычный. Что же с ним делать?

Речевая разминка: Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах)

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания.

 Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные УУД)

 

IV. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного    

Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного.

Участвуют в комбинированном чтении.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Выполняют работу в парах

Организует первичное чтение.

Задает вопросы по содержанию прочитанного.

Контролирует выполнение задание учащимися.

Первичное чтение комбинированное

 Какие чувства у вас вызвал рассказ?

  Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении?  Каков этот рассказ по характеру?

Физминутка

Теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки;

2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни;

3 - Дагни у тетушки;

4 - на концерте)

- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа.

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. На концерте. Слайд 4.

Выявлять основную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного.

Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные УУД)

V. Выразительное чтение и анализ прочитанного )

Цель: обучение выразительному выборочному чтению, анализ прочитанного.

Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя.

Выполняют задания учебника.

Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения.

Чтение по частям Часть первая

Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.

- Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей?

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок?

Какими художественными средствами языка пользуется писатель? Работа в группах

Задание каждой группе:

  • 1 группа - описание дома композитора.

2 группа - описание лета, белых ночей

3 группа - описание музыки

4 группа - описание зимы

5 группа - описание осени

Заполните таблицу

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

- Как мы назвали вторую часть?

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

- Что было единственным украшением этого дома?

- Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?    выборочное чтение

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

- Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни?

 - Что изменилось за это время в природе?

- Зачем опять К. Паустовский включает описание природы?

- Прошло время, Дагни покидает  родной дом.

- По какой причине она делает это?

-  Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?

(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

-Какое  чудо случилось с ней однажды на концерте?

- Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать)

- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?  

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига  (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:  

Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей.

 Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании 

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства

Подумайте над вопросом «Чем должен жить человек?»

 Работа с рефлексивным плакатом:
-Достигнута ли цель урока?

-Что помогло её достичь?

-Все ли задачи выполнены?
- Что получилось на уроке? Почему?

- Что не получилось? Почему?
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

Домашнее задание:

1 группа: с.69-82 чтение по ролям

 2 группа: сообщение о Григе

3 группа:  вопросы с.83-84

Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения.

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Урок с элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета Знаний».Урок с элементами технологий критического мышления. Тема:Круговорот воды в природе. Цель: дать общее понятие о круговороте воды в пр...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...