Конспект урока по литературному чтению"А.И.Куприн"Синяя звезда" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения
3 класс
Александр Иванович Куприн
«Синяя Звезда»
Цель:
- работать над проблемным вопросом «Что есть красота человека?»
- расширить кругозор учащихся о представлении красоты человека у разных народов;
- воспитывать уважение к духовным качествам человека, ценить ее выше красоты физической.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, практический, проблемный, обучающий.
Приемы: диалог, вопросы, беседа, презентация, взаимооценивание, практический.
Формы: групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: презентация, проектор, учебник, таблицы, оценочные листы, лист для записи, синие и красные звезды сигнальные карточки.
Ход урока
- Организационный момент
- Работа со скороговоркой
В бору бобёр и брат бобра работают без топора(слайд 2)
- Прочитайте скороговорку в полголоса
- Прочитайте по слогам
- А теперь прочитайте в быстром темпе
- Прочитайте с разной интонацией ( весело и грустно)
- Чтение трудных однослоговых слов (слайд 3)
вверх взмах взнос взмыл вклад
гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
монстр перст пестр пункт склад
смысл спорт столб страж треск - Актуализация знаний. (Слайд 4)
- Что вы можете сказать об этих изображениях? Что их объединяет? (….)
- Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (…..) о красоте человека.
- Проблемная ситуация.
-Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». (слайд 5)
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Над каким проблемным вопросом мы будем работать? (Какого человека можно назвать красивым?)
- Какие задачи будем решать? Слайд 6
- Расширить представление о красоте;
- Может ли быть эталон красоты;
- Какие качества составляют образ красивого человека.
- Работа над проблемной ситуацией.
- А поможет нам в этом литературная сказка А.И. Куприна «Синяя звезда» слайд 7
- Как вы думаете, почему звезда синяя? Эта сказка о звездах?
(Великий Нострадамус предсказал принцу Шарлю встречу с синей звездой, которая потом будет светить всю жизнь)
- А почему «синяя звезда»? (синие глаза Эрны)
Звезды излучают свет практически всех цветов радуги. Цвет звезд зависит от t. Самые холодные – красные. Горячие – синие.
- Как вы думаете, почему Куприн дал цвет звезде – синий?
Синяя звезда – судьба Шарля
Синяя звезда – символ мира, счастья.
- Знакомство с писателем
Слайд 8
А.И.Куприн (1870-1938)
Слайды 9-16 (биография)
Знакомство с содержанием рассказа
- Перед тем как читать рассказ, мы с вами разберем слова, которые в дальнейшем вам встретятся в тексте слайд 17
Монарх - правитель, король
Краги - накладные голенища
Ссучить - скрутить, свить
Пращур - предок, старейший в роду (семье)
Организация чтения (читает учитель)
- О ком говорится в рассказе?
- Чему научил Эрн Великий жителей Эрнотерры?
- Какой внешностью обладал Эрн Великий?
- За что любили эрнотерры своего монарха?
- Для чего король приказал убрать все зеркала?
- Работа в парах. Тест. Слайд 17-18
- Впервые рассказ был опубликован в 1927 году в Париже под названием «Принцесса Дурнушка»
Второе название …
- («Синяя звезда»)
- Принцесса Глупышка
- Подбери пословицы или поговорки о красоте
- Не родись красивой, а родись счастливой
- Красив во всем
3. Как вы думаете, какого роста были жители Эрнотерры?
- 120 см;
- 180 см.
- Почему Шарль улыбнулся, когда прочитал слова на щите?
- Смешно
- Было правдой
5. Почему Эрна обрадовалась, когда увидела незнакомца?
- Он был похож на нее
- Был смешной
Ключ к тексту (на доске)
1а, 2а, 3а, 4б, 5а – 10 баллов
- Поднимите синие звезды, если ваша пара набрала 10 баллов. Вы справились с тестом, вам знаком текст сказки.
- Исследование. Слайд 19
- Почему люди всегда будут спорить о красоте?
- Кто первый воскликнул «Красота». Сколько ей лет? Откуда она взялась?
Красота – Толковый словарь Ожегова.
Все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
О чем – нибудь очень хорошем, впечатляющем.
(Словарь Дмитриева)
- Красотой называют что – либо привлекательное, на что приятно смотреть.
- Красотой называют красивую привлекательную внешность
- Когда вы восклицаете «Красота», вы выражаете удовольствие, удовлетворение от увиденного
- Почему каждый народ представляет красоту по-своему?
Слайд 20.
Царица Нефертити кому-то может показаться некрасивой, но она эталон красоты своего времени. Женщины Египта брили головы и носили парики из овечьей шерсти.
Слайд 21-22.
Ярким примером служит японский «лепесток золотого лотоса»
В Японии девочкам с раннего возраста бинтовали ноги, чтобы ступни не росли. Это было больно они не могли долго стоять с трудом передвигались. Эта мода пришла в Японию из древнего Китая. По легенде придворная дама Ю сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, забинтовала ступни для танца. Этот танец мелкими шажками и положил начало многовековой традиции. В 1912 году официальным приказом японского правительства «золотой лепесток лотоса» был запрещен. Женские ноги в угоду красоте были изувечены на всю жизнь.
Слайд 23. Красавицы Майа, люди – драконы.
Индейцы Майа так сильно бинтовали головы младенцам –девочками, чтобы она напоминала голову ящера.
Слайд 24. Женщины – жирафы
Девочкам Бирмы «вытягивают» шеи до 50 см медными кольцами. В древности металл защищал их от когтей тигра, теперь это символ богатства.
Слайд 25 . Красавицы Уганды
Красавицы Уганды и Эфиопии с утра заняты раскрасом лица цветной глины. Сначала раскрас – потом дела.
Слайд 26 . Сурма и Музи
Красавицы эфиопских племен Сурма и Музи «раскатывают себе губу», вживляют с детства диск. Это еще и выгода: чем больше губа, тем больше скота даст семья жениха.
Слайд 27. Княжна Ясыня
А что же известно о красавицах горских народов? Путешественники восхищались их изяществом, тонкими чертами лица, светлой кожей. Сами степенны, рассудительны.
Слайд 28. Троянская война
Красота мира в его многообразии, поэтому мы должны принимать представления о красоте других народов, ведь иначе даже из-за этого может вырасти война. По преданию, троянская война началась из-за Прекрасной Елены.
Слайды 29-31
Красота ближе к нашему времени.
- Работа в парах. Слайд 32
В каких еще сказках нам встречались некрасивые, но прекрасные душой герои?
На партах у вас таблицы. Вы будете работать в парах.
Задание: записать героев, название сказок, авторов сказок, где встречаются «некрасивые» герои.
Таблица (работа в парах).
Автор | сказка | герой |
Озвучивают свои записи.
Слайд 33
(«Аленький цветочек», Аксаков, «Гадкий утенок», Андерсен «Снежная королева», Андерсен, «Маленький мук» Гауфф, «Конек - Горбунок», Ершов.)
- «Некрасивые» известные люди.
- Всегда ли красота внешняя является мерилом таланта?
- Посмотрите, так ли красивы эти известные люди?
Слайды 34-36
- Что вы можете сказать о их внешности? (….)(обыкновенные люди)
- А их любили, уважали, боготворили, не замечая их внешности.
- Синвейн на тему красота.
- Предлагаю задание вашим парам:
Написать Синквейн на тему «Красота»
Красота. Слайд 37
Обаятельная, пугающая
Очаровывает, радует, пугает
Красота подобна цветку
Красота спасет мир
Прелесть.
- У вас на партах листы самооценки работы в паре.
Оцените свою работу, обозначая положительную оценку «+».
Слайд №16
утверждение | согласен | частично согласен | не согласен | затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | ||||
При разногласии я принимаю другое решение | ||||
Большинство решений предложено мной | ||||
Если не согласен, предлагаю другое решение | ||||
Работать в паре труднее, чем одному | ||||
В паре работать полезнее |
- У кого «+» больше руки. Сегодня вы зажгли урок своим горячим светом. Если у кого-то больше «-», не унывайте, ваши звезды «зажгутся» на следующий урок.
Итог урока
- Над какой проблемой мы работали?
(Что такое красота человека)
- Какие задачи перед нами стояли? (Какое представление о красоте у разных народов. Не может быть эталона красоты. Какие качества влияют на образ красивого человека)
- Скажите, мы справились с задачей урока?
Есть ли эталон, образец красоты? (нет!)
- Почему? (каждый представляет по-своему образ красоты)
- Что ценится выше красоты внешней? (доброта, ум….)
- Оцените урок, подняв сигнальную звезду. (красная – не понравился урок, было скучно, синяя - интересно)
- Что нового для себя вы открыли? (…) мнение детей?
- Если вам вдруг захочется сказать что-то о внешности человека, вспомните наш урок и остановитесь.
Д/з: по желанию рисунок «Мой идеал красоты», мини – сочинение «Как я представляю себе красивого человека?», чтение «Синяя звезда»
Слайд 40. Человек красив духовной красотой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Куприн А.И.: "Слон"" 4 класс
quot;Куприн А.И.: "Слон"" 4 класс УМК "Школа 2100"...
Конспект урока по литературному чтению. Тема : А.Куприн «Слон». Класс: 3 «а». УМК «ШКОЛА РОССИИ»
С целью проверки , как поняли дети прочитанный материал, умение ориентироваться в тексте проведен тест....
Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн. «Синяя звезда».
Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн. Рассказ «Синяя звезда». 3 класс УМК Школа 21 века...