конспект по литературе
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Дубовик Ирина Олеговна

Тема: Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина сказка «О царе Салтане»

Цели: -создать условия для осмысления и раскрытия основной идеи произведения;

-совершенствовать навыки работать с текстом: ориентироваться с текстом: ориентироваться в тексте, вычитывать из текста, проводить сравнительный анализ текста.

Тип урока: Урок обобщение

Планируемые результаты.

Предметные: учится понимать смысл прочитанного, понимать о чем говориться в произведении;

Метапредметные:

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и понятия образца «хорошего ученика»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; понимать смысл вопросов, поставленных учителем;

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов различных видов – работа с текстом;

Коммуникативные: допускать возможность существовать у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Материально - техническое обеспечение: презентация, учебник, выставка иллюстраций;

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

  1. Мобилизующий этап

1)Приветствие.

Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением отправимся навстречу новым знаниям и впечатлением.

2) Проверка готовности к уроку.

Чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.

 

  1. Проверка д/з.

- Вы должны были дочитать сказку до  конца.

( Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)

Проиллюстрированные рисунки стр. 118-128.

1.Женитьба Гвидона

2.Встреча гостей

3. В гостях у Салтана

4.Счастливая встреча

 

  1. Повторительно - обобщающая беседа    

- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь? ( Он ожидал, т.к. хотел идти искать ее даже очень далеко)

- Обрадовался ли он, когда увидел ее?

- Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: /С белой ручки не стряхнешь/Да за пояс не заткнешь)

- Покажите свои иллюстрации. Какой вы представляете себе Царевну Лебедь?   (Ответы детей)

- Какое чувство вам запомнилось? Почему?

- Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

- О чем Гвидон не забывает напоминать корабельщикам даже в момент женитьбы?

- Кто и как был наказан в этой сказке?(А ткачиха с поварихой,/ С сватьей бабой Бабарихой/ Разбежались по углам;/ Их нашли насилу там./Тут во всем они признались,/Повинились, разрыдались…)

- Простил ли их автор? (Да он их простил)

- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей)

- Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

- Чему научила нас эта сказка? ( Сказка учит нас доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других)

  1. Выборочное чтение

- Прочитайте эпизод, который больше понравился.

(оценка чтения)

  1. Практическая работа

1. Самостоятельная работа

- Разберемся, какие герои в сказке. Откройте рабочие тетради. Выпишите имена героев, распределив их на группы.

Герои

 

Положительные

 

Отрицательные

 

Нейтральные

 

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

  

 

 2. Работа в парах

Сегодня мы с вами будем давать характеристику героев по плану.

План:

  1. Имя героя, его место жительства.
  2. Действия и поступки героя, их характеристика.
  3. Внешность и характер героя.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Ваше отношение к герою.

(Учитель по цепочке спрашивает детей, ученик пытается с помощью класса дать характеристику царя Салтана, Гвидона, Царевны Лебеди, Поварихи)

3.Беседа

-Докажите, что прочитанное произведение – сказка. (Есть устойчивые эпитеты, повторы)

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

- Где в сказке встречаются троекратные повторы?

Подведение итогов урока

  1. Рефлексия

 

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

 

  1. Подведение итогов урока

- Чему научила эта сказка?

 

  1. Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина сказка «О царе Салтане»

Цели: -создать условия для осмысления и раскрытия основной идеи произведения;

-совершенствовать навыки работать с текстом: ориентироваться с текстом: ориентироваться в тексте, вычитывать из текста, проводить сравнительный анализ текста.

Тип урока: Урок обобщение

Планируемые результаты.

Предметные: учится понимать смысл прочитанного, понимать о чем говориться в произведении;

Метапредметные:

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и понятия образца «хорошего ученика»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; понимать смысл вопросов, поставленных учителем;

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов различных видов – работа с текстом;

Коммуникативные: допускать возможность существовать у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Материально - техническое обеспечение: презентация, учебник, выставка иллюстраций;

Сценарий урока

  1. Мобилизующий этап

1)Приветствие.

Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением отправимся навстречу новым знаниям и впечатлением.

2) Проверка готовности к уроку.

Чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.

  1. Проверка д/з.

- Вы должны были дочитать сказку до  конца.

( Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)

Проиллюстрированные рисунки стр. 118-128.

1.Женитьба Гвидона

2.Встреча гостей

3. В гостях у Салтана

4.Счастливая встреча

  1. Повторительно - обобщающая беседа    

- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь? ( Он ожидал, т.к. хотел идти искать ее даже очень далеко)

- Обрадовался ли он, когда увидел ее?

- Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: /С белой ручки не стряхнешь/Да за пояс не заткнешь)

- Покажите свои иллюстрации. Какой вы представляете себе Царевну Лебедь?   (Ответы детей)

- Какое чувство вам запомнилось? Почему?

- Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

- О чем Гвидон не забывает напоминать корабельщикам даже в момент женитьбы?

- Кто и как был наказан в этой сказке?(А ткачиха с поварихой,/ С сватьей бабой Бабарихой/ Разбежались по углам;/ Их нашли насилу там./Тут во всем они признались,/Повинились, разрыдались…)

- Простил ли их автор? (Да он их простил)

- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей)

- Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

- Чему научила нас эта сказка? ( Сказка учит нас доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других)

  1. Выборочное чтение

- Прочитайте эпизод, который больше понравился.

(оценка чтения)

  1. Практическая работа

1. Самостоятельная работа

- Разберемся, какие герои в сказке. Откройте рабочие тетради. Выпишите имена героев, распределив их на группы.

Герои

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

   

 2. Работа в парах

Сегодня мы с вами будем давать характеристику героев по плану.

План:

  1. Имя героя, его место жительства.
  2. Действия и поступки героя, их характеристика.
  3. Внешность и характер героя.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Ваше отношение к герою.

(Учитель по цепочке спрашивает детей, ученик пытается с помощью класса дать характеристику царя Салтана, Гвидона, Царевны Лебеди, Поварихи)

3.Беседа

-Докажите, что прочитанное произведение – сказка. (Есть устойчивые эпитеты, повторы)

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

- Где в сказке встречаются троекратные повторы?

Подведение итогов урока

  1. Рефлексия

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

  1. Подведение итогов урока

- Чему научила эта сказка?

  1. Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...

Презентация к плану-конспекту по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".

В этой презентации помещены иллюстрации к произведениям авторов, иллюстрированная словарная работа, физкультминутка для глаз, творческая работа и т.д....

конспект по литературе Яков Аким «Первый снег»

онспект урока  по литературе "Яков Аким «Первый снег» 3 класс...

конспект по литературе В.Бианки «По следам»

конспект по литературе В.Бианки «По следам» 3 класс...

Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"...