Работа с текстом Э. Киселѐва «Мальчик-Огонѐк»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Прочитай текст «Мальчик-Огонѐк» Э. Киселѐва
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонѐк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всѐ, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил еѐ об этом), но сказала, что от всех ребят Огонѐк будет тем отличаться, что если попадѐт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весѐлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонѐк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонѐк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонѐк был один на берегу реки. Шѐл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать? Вспомнил Огонѐк слова волшебницы: «Попадѐшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывѐт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам.
Выбрался и погас.
Лежат на песке чѐрные угольки – погасший мальчик-Огонѐк.
Всѐ это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнѐм с таким же добрым и мужественным сердцем. (Э. Киселѐв)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?
1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью
2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____
3. Запиши самое главное желание Огонька. ________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
3. ...
5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки. 1. Выбрался; 2. Бросился; 3. Поддержал;
4. Подплыл; 5. Вытащил; 6. Погас
6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце._____________________________________________________________________
7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
1. Восстанавливало справедливость;
2. Вознаграждало большое и мужественное сердце;
3. Не хотело видеть чёрные угольки
8. Восстанови деформированный план текста.
1. Вмешательство справедливого Солнца.
2. Заветное желание маленького горячего Огонька.
3. Трудный выбор.
4. Подарок Феи огня.
5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весѐлом доме.
9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
1. Где отвага, там и победа.
2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
3. Большая заслуга – выручить в беде друга.
10. Определи главную мысль текста._________________________________________________
________________________________________________________________________________
11. Понравилось ли тебе произведение и чем? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...