Проектная деятельность
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Проектная деятельность. Буква Ю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Основные условия применения мет ода проектов сводятся к следующему:
- Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- Применение исследовательских методов при проектировании;
- Структурирование этапов выполнения проекта;
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- Содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- Заинтересованностью ученика в работе;
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.
Проекты в младших классах – это проблематично, т.к.возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности на уроке обучение грамоте
Тема: Гласная буква «Ю» (изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве «ю» и звуках, которые она обозначает)
Учащиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю»; особенности буквы «Ю»; условия обозначения одного и двух звуков; условия и способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю»; этапы составления проекта; роли его участников.
Учащиеся должны уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; экспериментировать, делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.
Оборудование: таблички с названиями разделов обучающего пространства доски («Экспериментальная лаборатория», «Площадка испытателей», «Сборка»); таблички с названиями инициативных групп («Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели»); раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта; заготовка с названиями разделов проекта.
Ход урока
- Организационный момент.
Объяснение особенностей проектной деятельности. Распределение ролей.
- Формулирование темы и целей деятельности на уроке.
Этапы проектной деятельности:
- Обдумывание проекта и составление плана. (аналитики)
- Разработка составных частей проекта. (экспериментаторы и аналитики)
- Иллюстрирование. (иллюстраторы)
- Испытание. (испытатели)
- Следуя этим этапам, мы должны составить сообщение о букве «Ю».
- Какие цели поставим перед собой? (научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на Памятку, приводить примеры.)
III. Подготовительный этап.
Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта в виде «мозгового штурма». Предложения делают все, «аналитики» выбирают подходящие.
Названия предполагаемых разделов.
Буква «Ю»
- Какие звуки обозначает?
Примеры слов Зв.>Б., Зв.=Б.
- В какие предметы спряталась «Ю»?
- Из каких элементов состоит?
- В каких буквах есть такие же элементы?
Слова, начинающиеся с заглавной «Ю».
IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
- Какие звуки обозначает?
В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова:
юбка, люстра, клюв, играют
Задание: выполнить звукобуквенный анализ. (экспериментаторы)
- Какие выводы можно сделать о букве «Ю» и звуках, которые она обозначает? (аналитики)
- Как это изобразить схематически? (иллюстраторы. Приклеивают буквы, закрашивают кружочки.)
Полученные схемы учитель прикрепляет на основной лист, находящийся в разделе «Сборка».
Примеры слов. Зв.>Б., Зв.=Б.
На «Площадке испытателей» появляются слова: юмор, союз,плюс,люди
Испытатели делят слова на группы, объясняют свой выбор.
- В какие предметы спряталась буква «Ю»? (приготовлены заранее)
- Из каких элементов состоит буква «Ю»?
Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и др.букв. «Иллюстраторы» отбирают нужные и приклеивают на листе следующего раздела.
- В каких буквах есть такие же элементы?
Учитель раздает буквы. Среди них лишние. «Экспериментаторы» отбирают нужные.
Примеры слов, начинающихся с заглавной «Ю». В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова: ЮЛЯ ЮРА ЮПИТЕР ЮНОНА ЮНОША ЮНЫЙ ЮНИОР ЮНГА
«экспериментаторы» отбирают.
V. Испытание проекта.
Составление устного рассказа-сообщения о букве «Ю» с опорой на составленную в ходе проектной деятельности таблицу. (испытатели)
VI. Самоанализ проектной деятельности.
VII. Итог урока.
ЛИТЕРАТУРА
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. -№9. – С.55-59.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пос. для студентов / Е.С.Полат. М.: Изд.центр «Академия», 2000.
- Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...