Проектная деятельность
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Светлана Геннадьевна Филиппова

Проектная деятельность. Буква Ю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основные условия применения мет ода проектов сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • Применение исследовательских методов при проектировании;
  • Структурирование этапов выполнения проекта;
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • Содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • Заинтересованностью ученика в работе;

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Проекты в младших классах – это проблематично, т.к.возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности на уроке обучение грамоте

Тема: Гласная буква «Ю» (изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве «ю» и звуках, которые она обозначает)

Учащиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю»; особенности буквы «Ю»; условия обозначения одного и двух звуков; условия и способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю»; этапы составления проекта; роли его участников.

Учащиеся должны уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; экспериментировать, делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: таблички с названиями разделов обучающего пространства доски («Экспериментальная лаборатория», «Площадка испытателей», «Сборка»); таблички с названиями инициативных групп («Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели»); раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта; заготовка с названиями разделов проекта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Объяснение особенностей проектной деятельности. Распределение ролей.

  1. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.

Этапы проектной деятельности:

  1. Обдумывание проекта и составление плана. (аналитики)
  2. Разработка составных частей проекта. (экспериментаторы и аналитики)
  3. Иллюстрирование. (иллюстраторы)
  4. Испытание. (испытатели)

- Следуя этим этапам, мы должны составить сообщение о букве «Ю».

- Какие цели поставим перед собой? (научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на Памятку, приводить примеры.)

III. Подготовительный этап.

Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта в виде «мозгового штурма». Предложения делают все, «аналитики» выбирают подходящие.

Названия предполагаемых разделов.

Буква «Ю»

- Какие звуки обозначает?

Примеры слов Зв.>Б.,  Зв.=Б.

- В какие предметы спряталась «Ю»?

- Из каких элементов состоит?

- В каких буквах есть такие же элементы?

Слова, начинающиеся с заглавной «Ю».

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

- Какие звуки обозначает?

В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова:

          юбка, люстра, клюв, играют

Задание: выполнить звукобуквенный анализ. (экспериментаторы)

- Какие выводы можно сделать о букве «Ю» и звуках, которые она обозначает? (аналитики)

- Как это изобразить схематически? (иллюстраторы. Приклеивают буквы, закрашивают кружочки.)

Полученные схемы учитель прикрепляет на основной лист, находящийся в разделе «Сборка».

Примеры слов.  Зв.>Б.,  Зв.=Б.

На «Площадке испытателей» появляются слова: юмор, союз,плюс,люди

Испытатели делят слова на группы, объясняют свой выбор.

 - В какие предметы спряталась буква «Ю»? (приготовлены заранее)

 - Из каких элементов состоит буква «Ю»?

Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и др.букв. «Иллюстраторы» отбирают нужные и приклеивают на листе следующего раздела.

- В каких буквах есть такие же элементы?

Учитель раздает буквы. Среди них лишние. «Экспериментаторы» отбирают нужные.

Примеры слов, начинающихся с заглавной «Ю». В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова: ЮЛЯ   ЮРА   ЮПИТЕР   ЮНОНА   ЮНОША   ЮНЫЙ   ЮНИОР   ЮНГА

«экспериментаторы» отбирают.

V. Испытание проекта.

Составление устного рассказа-сообщения о букве «Ю» с опорой на составленную в ходе проектной деятельности таблицу. (испытатели)

VI. Самоанализ проектной деятельности.

VII. Итог урока. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. -№9. – С.55-59.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пос. для студентов / Е.С.Полат. М.: Изд.центр «Академия», 2000.
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...