Изучение сказки С.Я.Маршака – «12 месяцев»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Велигура Марина Владимировна

Осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.ya_.marshak_-_12_mesyatsev.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изучение сказки С.Я.Маршака – «12 месяцев»

Цель урока: осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;

-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;

-формировать умение  выразительно читать  произведения по ролям;

- формировать понятие о жанре «пьеса»

Развивающие:

- развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;

- на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности;

- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении

Воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества учащихся;

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Повторение изученного

У:  Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки о месяцах? А их существует немало. Посмотрите на слайд. Сколько у нас месяцев всего?

Февраль — кривые дороги.
Март с водой, апрель с травой.
В апреле земля преет.
Май холодный — год хлебородный.
В марте — подснежники ищи.
Февраль богат снегом, апрель водою.
Август-батюшка заботой-работой мужика тешит.
Январь — дальний предвестник весны.

Апрель — месяц большой воды.
Май обманет, да в лес уйдёт.
В июне заря с зарёй целуются.
Июль — триумф ясного лета
В августе серпы греют, вода холодит
Август — яблочный месяц.
Август — бархатный месяц.
Сентябрю рыболовы рады.
В октябре птицы с родиной прощаются.
Октябрь-грязник — ни колеса, ни полоза не любит.
В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт.
Ноябрь — последний месяц живой воды.

У:  Ребята, какое произведение  мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

Д: Мы начали изучать сказку С.Я.Маршака – 12 месяцев.

У: Совершенно верно, и автором этого произведения является С.Я.Маршак. Ребята, скажите какие произведения писал автор? Кому они были предназначены?

Д: Он писал преимущественно для детей

У: Совершенно верно! Он написал немало сборников для детей. Послушайте, вот что автор говорил о сказках.

      Добрую сказку помню я с детства,

       Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

       Пусть подкрадётся к самому сердцу

       И зародится зерно доброты

У: Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?

Д: Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.

У: А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?

Д: Это волшебная сказка.

У: -Ребята, заметьте это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы?

У: - Сказка-пьеса  имеет отличия: и это наличие ремарок, распределение ролей.

У :А что такое пьеса?

Пьеса - произведение для театрального представления

3.Проверка домашнего задания

У: Назовите мне какие действующие лица нам встретятся в этой картине?

Д: Дочка, падчерица, Учитель королевы, Королева…

У: Ребята, а вы заметили, что каждый герой имеет свой характер, свою интонацию?

У: Как мы будем читать слова каждого персонажа?

Д: Слова каждого персонажа мы будем читать с особой интонацией.

У: Совершенно верно! Как мы прочитаем слова: Королевы, Мачехи, Глашатых, Профессора?  

У: Ребята, посмотрите на слайд. Значения всех ли слов вам понятно?

-Падчерица - неродная дочь

-Мачеха – неродная мать

-Придворная свита – окружение королевской семьи

-Глашатый – человек при дворе, объявляющий все новые указы

-Не гневайся – не сердись

-Валежник – сухие сучья и ветви

-Что есть мочи – из всех сил

У: Ребята преступаем к чтению по ролям. Давайте с вами выберем действующих лиц

(Чтение по ролям, постепенная смена чтецов)

Физкультминутка

4.Анализ произведения

У: Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?
У:  Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся? 

Д:      В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта, верность и сердечность Падчерицы.
Д: Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
 У:  Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

-У: Как вы думаете, почему сказка называется так?            

Д: Месяцы идут один за другим никогда не встречаются.   А в этой сказке     Падчерица      видела все 12месяцев сразу.

У: Что вы можете рассказать о героях: Падчерице, Королеве, Мачехе и ее дочерях.

У: Назовите качества Падчерицы.    Трудолюбивая,  добрая, терпеливая, приветливая.

У: Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?                                                          

У: Все ли люди, которые окружали девушку, любили её? В чем это выражалось?

Д: Мачеха её не любила.  Она давала ей много работы.

-У: Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Д:   Зимой нарвать подснежников.

У: Зачем мачехе понадобились подснежники?                            

Д: « По воле королевы».

У: Зачитайте с выражением указ, который доносили простым людям Глашатые

         

1.Под праздник новогодний                         3.Нарвите до рассвета

            Издали мы приказ                                         Подснежников простых

            Пускай цветут сегодня,                               И вам дадут за это

           Подснежники у нас!                                     Корзину золотых

                                        2.Ручьи бегут в долине.

                                          Зиме пришёл конец.

 Подснежников корзину

                                         Несите во дворец.                  

У:  Почему профессор был недоволен желанием королевы?

Д: Этим приказом нарушался закон- изменение времён года.                                                      У: Как бы вы отнеслись к такому приказу?  

Д: Я бы не рада была этому.   Подснежники растут в природе.   Мы должны бережно относиться к природе.                                                      

У: Как вы думаете, ребята, а как отнеслись к такому приказу жители того королевства?

 Д:  «Многие считали, что королева придумала всякую

  Всячину».  «Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху    мать в лес за подснежниками».

У: Ребята, давайте посмотрим  на слайд и узнаем, что это за персонаж

(озвучивание иллюстраций)

5.Изучение нового материала

У: Ребята скажите, какие герои у нас задействованы в третьей картине? Полистайте главу.

Д: Старуха, Падчерица,12 месяцев, Королева

У: С какой интонацией читать вы помните? Тогда выбираем действующих лиц.

6.Чтение детьми второй картины.

Ребята, скажите, что такое ремарки?

У: Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Давайте подчеркнем карандашом, ремарки автора.

7.Итог урока

У: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Есть  ли у нас  пословицы о месяцах?

Кто может назвать любую поговорку или пословицу  об одном из месяцев?

Нравится ли вам сказка С.Я.Маршака?

Что в  ней вы считаете необычным?

Вы знаете еще произведения этого писателя?

8.Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет прочитать следующую картину. Но не просто прочитать,  а прочитать выразительно.

9. Рефлексия

У.: Оцените свою работу на слайде.

-Мне понравилось…

-У меня не получилось…

-Я затруднялся в …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......

Внеклассное занятие по чтению по сказке С.Я.Маршака « Двенадцать месяцев» ( c презентацией)

Цель занятия: расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака,познакомить с новым литературным жанром – драматургией,повысить читательский интерес....

Презентация к сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Презентация к сказке С.Я. Маршака "12 месяцев"...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

«Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс

Закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова....

Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Новогодний праздник проводился 27 декабря 2016года среди обучающихся 2 классов.Все дети, а также их родители приняли активное участие в проведении новогоднего зимнего представления "Двенадцать  м...