Конспект урока литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения на тему "Б.Житков «Как я ловил человечков». УМК "Перспектива", 4 класс. Материал содержит элементы критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 794 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3С УИОП»
г.Котовска
Конспект урока литературного чтения в 4 классе,
УМК «Перспектива».
Автор-составитель:
Лаврентьева Л.В., учитель начальных классов
Конспект урока в технологии критического мышления через чтение и письмо.
Предмет: литературное чтение. |
УМК «Перспектива» под редакцией Л.Ф.Климановой |
Класс: 4. |
Тип урока: комбинированный |
Тема: Б.Житков «Как я ловил человечков». |
Цель: формирование образовательных компетентностей в предметной области литературное чтение для учащихся 4 класса через включение в технологию РКМЧП |
Методические задачи урока. |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:формировать положительную мотивацию учения; -развивать интерес к предмету литературное чтение, к литературным произведениям. |
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, индивидуально. |
Учебные задачи,направленные на достижение предметныхрезультатов обучения: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию художественного текста , развитие речи обучающихся, формирование навыков чтения. |
Основные дидактические методы: технология развития критического мышления через чтение и письмо, деятельностный, проблемный. |
Форма организации познавательной деятельности:индивидуальная, парная, дифференцированная |
Форма проведения урока: урок с использованием технологии РКМЧП , с применением ИКТ. |
Используемое оборудование: мультимедийная установка |
Технологическая карта урока.
Части урока. | 1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
Деятельность учителя. | Организация обучающихся, включение в работу. Установка на озвучивание темы урока. |
Деятельность обучающихся. | Подготовка к восприятию нового материала. Включение в деловой ритм урока. |
Универсальные действия. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
Части урока. | 2.Стадия вызова. -Какое произведение вы читали дома?(Приложение1.Слайд 2) Откройте учебник «Литературное чтение» на с.38 -Кто автор? -Что вы знаете о Борисе Степановиче Житкове? (Слайд 3-6) (Рассказ заранее подготовленного сообщения учащегося) -Оцените сообщение. -Я хочу поделиться с вами тем, как я первый раз читала этот рассказ. Рассказ я читала еще ребенком, и помню, как испытывала точно такие же чувства, что и маленький Боря. Мне было очень интересно узнать, что за человечки живут в этом замечательном пароходике и как Боря их поймает. Я сбольшим нетерпением читала страничку за страничкой. Казалось, что я сама все вижу и жду появления маленьких человечков. И помню как было жалко бабушку, которая утешала плачущего внука-« Она еще не видела пароходика...» -Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? -Как вы думаете, для чего автор написал это произведение? -А сейчас проверим, как вы были внимательны во время чтения произведения. (Выборочно ставлю оценки учащимся) (Слайд 7.)Для учащихся раздается тест –Приложение2. Тест (верные и неверные высказывания). Дано пять предложений из текста: два с «ловушкой». Определите верные и неверные высказывания. 1)«Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко». 2) «Я заснул с радостью». 3) «Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил». 4) «Я ночью даже слышал какую-то возню». 5) «Назад пойду, таблетки куплю в аптеке». -Проверим ваши ответы (один учащийся зачитывает верные высказывания, а другой-неверные) Лексическая работа. -Что было неясно при чтении? (Учащимся заранее было дано задание-найти толкование непонятных слов в Толковом словаре) (Слайд 8) Корма- задняя часть судна. Сени- в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Модель- образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. -С какой целью Б.Житков написал этот рассказ? -Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли мы к этой мысли в конце урока. |
Деятельность учителя. | Актуализация знаний обучающихся, выявление их отношения к прочитанному, пробелов в знаниях прочитанного произведения. |
Деятельность обучающихся | Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков. |
Универсальные действия. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ материала, формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. |
Части урока. | 3.Стадия осмысления. |
-Чтобы решить проблему, проведем анализ произведения. Анализ произведения. Выборочное чтение. -Прочтите, как выглядит пароходик? (Слад 9) -Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? Карточки на доске (Приложение 3.) Олицетворение. Сравнение. Метафора. -Используйте их для ответа. Ролевая игра (в парах). -Какой разговор идет между бабушкой и Борей? -Как будет бабушка разговаривать с внуком? -А внук? -Как называется разговор двух героев? Подготовка в парах разговора внука и бабушки (с.38-39) -Чтение по ролям. -Оцените чтение учащихся . Выборочное чтение. -Каким вы представляете себе героя рассказа? (Слайд 11-12) -Проследим, как развиваются его фантазии. «…тихонько зашуршало…» с.40 «…дать им конфету…» с.41 «…отломить от леденца кусочек…» с.41 «…Я положил хлеб…» с.42 «…хотел взять, намочить чернилами…» с.43 - Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман) Игра «Репортаж с места событий». -Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса на с.44. Приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы. -Кто ведет репортаж с места событий? (Корреспондент) -Кто еще участвует? (Свидетели, очевидец событий) -Что они должны делать? (Корреспондент задает вопросы свидетелю событий, а он отвечает) -Что можно использовать для более эмоционального ответа? (Мимику, интонацию голоса, жесты) Корреспондент(берет микрофон) -Что вы увидели на месте события? -Слышал ли Боря какие-то звуки? -Как он узнал, что внутри тихо? -Где он взял нож и для чего? -Легко ли ему было поднять палубу? -Как поступил Боя? -С какой целью он это сделал? -Увидел ли он кого-нибудь? -Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего? -Оцените нашего корреспондента. Справился он со своей ролью? | |
Деятельность учителя. | При анализе произведения: Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций. При организации ролевойигры: Организует работу детей по поиску ответа на вопрос. При выборочном чтении: Установление осознанного восприятия. Обобщение При организации игры «Репортаж с места событий»: Формирует навыки слушания, умения выражать свои мысли. |
Деятельность обучающихся | При анализе произведения: Выполнение заданий. Решение проблемы с опорой на текст. Во время ролевой игры: Решение типового задания. Усвоение нового материала, формирование практических навыков. Поиск ответа вопрос. Выборочное чтение: Выполнение заданий. Решение проблемы с опорой на текст. Игра «Репортаж с места событий»: Умение вести диалог с помощью мимики, жестов, интонации. |
Универсальные действия. | Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД : сотрудничество, умение работать в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, понятие, вывод.) |
Части урока. | 4.Рефлексия деятельности (итог урока). -Мы закончили работу над рассказом «Как я ловил человечков». -Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. Зачем автор написал этот рассказ? -Что посоветуем герою? (Слайд 13) -Прочитайте пословицу. Подходит ли она к нашему герою? Составим синквейн ( индивидуальная работа). (Слайд 14) (Выборочная оценка работ) Приложение 4. -А в вашем доме есть реликвии? -Дома подготовьте рассказ о реликвии вашей семьи. -Оцените свою работу на уроке. (Слайд 15) |
Деятельность учителя. | Организация обобщения темы урока и рефлексии. |
Деятельность обучающихся | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. |
Универсальные действия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
Приложения.
Приложение 2.
ФИО __________________________________________________
Тест.
Прочитай предложения. Рядом с верными высказываниями поставь знак «+»,
с неверными- «-».
1)«Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко».
2)«Я заснул с радостью».
3)«Слез со стула, рукавом затер, что ногами наследил».
4)«Я ночью даже слышал какую-то возню».
5)«Назад пойду, таблетки куплю».
Приложение 3. олицетворение
сравнение
метафора
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....