Литературное чтение. Презентация к уроку "В поисках положительного героя"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке литературного чтения проводится исследовательская работа при работе с текстами русских народных сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема. «В поисках положительного героя» ( по произведениям русских народных сказок)
Методическая цель: формировать умений исследовательской деятельности при изучении русских народных сказок
Цели урока: готовить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, способствовать познавательной деятельности, учить выделять главное, существенное, обобщению, сравнению, развивать речь, внимание, мышление, словарный запас, интерес к произведениям русского народного творчества, воспитывать положительные черты характера на примере героев сказок.
Оборудование: ТСО, диск, карточки со словами, словарь Ожегова
- Сообщение темы, цели урока
- Сегодня совершим путешествие в мир литературы, где соседствует фантастическое и реальное, где происходят чудеса, животные спешат на помощь человеку, где рождаются настоящие герои, способные встать на защиту слабого, своей Родины.
Этот необычный мир раскрывает истинную красоту человека – героя.
Сегодня попробуем провести исследовательскую работу ответить на вопрос: « Кого русский народ считал настоящим героем, кем восхищался и о ком из поколения в поколение передавал русские народные сказки, несущие в себе мировоззрение народа на то, каким должен быть человек – герой и его поступки, достойные подражанию и уважения.
- Работа со словарём С.И.Ожегова
- Как вы понимаете слово «герой»? ( Высказывания детей)
- А теперь посмотрим, как это слово трактуется в словаре Ожегова (Чтение)
(Проекция на экран)
« 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2.Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4.Лицо, привлекшее к себе внимание чем – нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания»
- Но нас интересует не просто герой, а положительный герой.
- Как вы думаете, какие из четырёх пунктов определения Ожегова о герое можно взят для определения положительного героя?
- Итак, по нашему определению положительный герой – это ( проекция на экран) « Лицо, привлекшее к себе внимание своей храбростью, доблестью, самоотверженностью. Человек, совершающий подвиги, являющийся предметом восхищения, подражания»
- Где можно встретить положительного героя? ( В реальной жизни, в художественных произведениях)
- Да, герои бывают настоящие и вымышленные
- Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на выставку.
- К какому жанру они относятся? ( Сказки)
- Значит, положительного героя мы будем искать в русских народных сказках
- Вспомните, что такое сказка? ( Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил)
- С какими видами сказок мы знакомы? ( О животных, волшебные, социально бытовые)
- Кто является главным действующим лицом этих сказок? ( Животные, человек, волшебные существа)
- Если посмотреть содержание сборника «Русские народные сказки», то часто действующим лицом является Иван.
( Проекция на экран)
Иван- царевич, Иван- горох, Иван Зорькин, Иван – Медвежье Ухо, Иван Сучич, Иван Сторожевич, Ивашка – Белая рубашка, Иван дурак…
- Почему Иван? ( Часто встречающееся на Руси имя)
- Каков этот герой? Всегда ли он обладает хорошими положительными качествами и является положительным героем?
( Проекция на экран изображения Ивана – крестьянского сына)
- Работа над образом Ивана – крестьянского сына.
- На первый взгляд в Иване нет ничего примечательного. Он одет в домотканый ярмак.
( Проекция на экран)
Ярмак – вытканная домашним кустарным способом долгополая мужская одежда.
На голове видавшая виды шапчонка, на ногах поношенные лапти. Да и называют его в некоторых сказках дурачком.
Образ дурака – один из ключевых образов русского фольклора
- Как трактуется это понятие в словарях Ожегова, Даля.
Проекция таблицы
Ожегов | Даль |
|
|
- Что же мы видим? Слово « дурак» имеет два значения: глупый человек и умный, играющий роль дурака.
5. Работа со сказками.
( Для работы предлагаются сказки «Сивка – бурка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
- Каким представлен Иван в сказках?
Действительно ли герой глуп или умён, но играет роль дурака?
Можно ли Ивана назвать положительным героем?
Сказка « Сивка – бурка»
- Давайте обратимся к сказке « Сивка – бурка»
_ Каким представлен Иван в этой сказке? Действительно ли он глуп или играет роль дурака?
- Является ли Иван в сказке «Сивка – бурка» дурачком?
- Какие поступки заставляют задуматься? ( Мухоморы домой принёс, спрятался на балу за печкой)
- Кто считают его дурачком? (Его братья)
- Почему? ( Он замкнут, ничего не делает, поступки заставляют задуматься)
- Как относятся к нему? ( Ему не верят, над ним смеются)
-Как же реагирует на это Иван? ( Он усмехается над тем, что его ругают, замкнут)
-Как вы думаете герой дурак или играет эту роль? ( Играет роль)
- Что доказывает, что Иван играет роль? ( Быстрое превращение)
- Кто помогал герою? ( Сказочный конь)
-Почему Сивка – бурка помогал Ивану? ( Он не только был благодарен Ивану за своё освобождение, но и видит в нём молодца и богатыря)
- Смог ли бы Иван проявить себя, если бы не было этого сказочного героя?
- Кто придумал Сивку – бурку? (Народ)
- Как народ относился к Ивану? ( С любовью)
-Какими качествами наделяет народ своего героя?
( Карточки выставляются на доску)
( Если дети затрудняются ответить, то учитель приводит пример, данный в конспекте в скобках)
- Предусмотрительный ( Положил пирог за пазуху, взял верёвку, отправляясь в дозор)
- Ответственный ( Не заснул ночью. «Сидит, не спит, пирог жуёт, вора дожидается»)
- Ловкий, умелый ( «Покрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею верёвку», « Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву», « Уж конь носит его по чисто полю, скакал – скакал- не мог сбросить»)
- Добрый ( Отпустил коня)
- Доверчивый ( Поверил коню)
- Смелый ( Прыгал)
- Решительный ( Решился прыгнуть)
- Настойчивый ( Упорный в достижении цели – 3 раза прыгал)
- Скромный ( поведение на пиру: « Забрался за печку и сидит там)
- Давайте посмотрим, ( Обратить внимание на доску, где карточки со словами) Каков Иван? ( Чтение слов)
- Можно ли его назвать положительным героем? Почему? ( Ответы детей)
- Но ведь в нём ест и отрицательные черты, которые заставили нас задуматься над тем, а не дурачок ли Иван. Почему же народ на это не обращает внимание? ( Иван – сын народа. Ему многое прощается и людьми и богом)
- Да, ему многое прощается Богом и людьми.
Этот мотив прощения и любви Бога ярко отражён в пословицах:
(На доске)
На дурака у Бога милости много.
Дураку и Бог простит.
И не случайно имя «Иван» трактуется как « прощённый богом»
- Глуп он или умён, но его наделяют качествами как доброта, скромность, способность прийти на помощь, умение любить, которые близки народу. Это урок для всех людей и поэтому его любят, сочиняют про него сказки, переходящие из поколения в поколение.
К какому виду относится эта сказка? Почему?
- Почему сказка названа «Сивка – бурка», а не иначе? ( Сивка меняет судьбу герою)
- Как вы думаете, а мог ли быть вместо клня человек из реальной жизни?
- Почему? ( Каждый может помочь другому проявить себя, утвердиться в жизни, видеть в другом только достоинства и не замечать недостатки)
Таков урок этой сказки.
6.Физкультминутка под музыку
7. Сказка « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
- А теперь посмотрим как народ выражает своё отношение к Ивану, чситает его положительным героем в сказке, которую вы знаете и любите.
(Иллюстрация на доске)
- Узнали?
- Да, это русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
- Каким Иван изображён в начале сказки? (Умным, маленьким его считали братья)
-Почему Ивана изначально не называют дурачком? ( Он трудится наравне со всеми с утра до ночи: пашню пахал, хлеб засевал)
- Каким он был? (Трудолюбивым)
- Как относились к нему братья? ( Его уважали, любили, жалели)
- Почему по имени назван в сказке только Иванушка? ( Чтобы привлечь внимание)
- Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве – государстве?
- Как воспринимает эту весть Иван с братьями?
- Что поторопило их в путь – дорогу? ( Описание разрушенной деревни, слова старухи, любовь к родителям)
- Кто ответственнее подошёл к делу? ( Карточка со словом «Ответственный»)
-Давайте проследим, как меняется герой в трудное время?
- Как народ называет главного героя в самом начале сказки? (Иванушка)
- Как стали называть с момента первого боя? ( Иван)
- Что произошло с героем? ( Из мальчишки превращается в мужчину)
- Называя героя Иваном, что хотел подчеркнуть народ? ( Своё уважение)
- Сколько раз Ивану пришлось биться с чудом- юдой? ( 3 раза)
- Какими были эти бои для Ивана?
- Найдите описание каждого боя. Что вы можете сказать?
- Для чего автор в сказке показывает, что каждый бой становится для Ивана тяжелее и опаснее? ( Как ни было Ивану тяжело, он победил)
- Кто был сильнее? ( Змей)
- Какие человеческие качества противопоставлены силе Змея?
- Сила, находчивость, стойкость, терпимость, главное – сила духа, которую даёт ему сознание праведного дела защиты родной земли)
- На какие ещё качества своего героя указывает народ, сопоставляя со Змеем?
- Иван не хвалится, он скромен, а змей? (Хвастлив)
-Иван добр, а змей – жесток. ( Карточка «Добрый»)
- Иван честен, а змей коварен. ( Карточка « Честный»)
- Какое качество героя помогло ему и его братьям остаться в живых? (Карточка «Предусмотрительный»)
( Чтение слов)
- Какими качествами народ наделяет своего героя?
- Иван- положительный герой?
- Как народ относится к Ивану? ( Народ любит его, восторгается)
- Почему такое отношение к нему? ( Иван – сын народа, защитник)
- Что указывает на близость Ивана с народом? (Его речь)
- Давайте обратим внимание на речь героя.
-Что можно сказать о ней? ( Речь спокойная, полная человеческого достоинства, много изречений, похожих на пословицы)
- Найдите в тексте эти изречения
( Проекция на экран)
«Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать, не узнав доброго молодца, нечего бранить его»,
«Погоди, не хвались, прежде за дело примись»,
«Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!»,
«По нашему – бей, руби, себя не береги», которые делают речь сильнее, убедительнее и ещё раз подчёркивают его тесную связь с народом.
-В каких ситуациях Иван использует эти фразы?
- Что он хочет сказать? Объясните их смысл.
- Какая из представленных фраз полнее других характеризует образ Ивана?
6. Обобщение.
- Мы провели исследовательскую работу и должны ответить на вопрос: «Какими качествами наделяет народ своего положительного героя?»
( Обратить внимание на слова, данные на доске)
- А вымышленный ли образ Ивана?
- Образы положительных героев, защитников Родины запечатлены не только в сказках, но и в былинах, во многих произведениях искусства.
Одной из ярких иллюстраций является картина Васнецова «Три богатыря»
( Проекция на экран)
- Открытое лицо Ильи Муромца спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Добрыня Никитич – порыв и смелость. Алёша Попович – лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый. Каждый богатырь индивидуален. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены как сама Русь. В них запечатлены реальные типичные черты русского характера, о которых мы сегодня говорили на уроке.
На таких образах и характерах стояла и будет стоять Земля Русская. Поэтому и говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения на тему: "Н.Н. Носов и герои его произведений
Обобщающий урок по творчеству Н.Н. Носова....
урок литературного чтения "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Урок по программе "Школа России"...
Конспект урок литературного чтения во 2 классе по теме "Характеристика героев стихотворения В. Берестова "Кошкин щенок"
Конспект урока содержит приложение с печатной версией раздаточного материала для детей и оформления доски....
1класс Литературное чтение презентация к уроку "Собака яростно лаяла" В. Осеева по программе "Школа России"
Презентация К произведению В.Осеевы "Собака яростно лаяла"...
Литературное чтение. Презентация к уроку. "Осень в картинах художников".
Литературное чтение 4 классПрезентация к уроку"Осень в картинах художников"....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....