Литературное чтение. Презентация к уроку "В поисках положительного героя"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Соболева Ольга Вячеславовна

На уроке литературного чтения проводится исследовательская работа при работе с текстами русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока по литературному чтению

Тема. «В поисках положительного героя» ( по произведениям русских народных сказок)

Методическая цель: формировать умений исследовательской деятельности при изучении русских народных сказок

Цели урока: готовить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, способствовать познавательной деятельности, учить выделять главное, существенное, обобщению, сравнению, развивать речь, внимание, мышление, словарный запас, интерес к произведениям русского народного творчества, воспитывать положительные черты характера на примере героев сказок.

Оборудование: ТСО, диск, карточки со словами, словарь Ожегова

  1. Сообщение темы, цели урока

- Сегодня совершим путешествие в мир литературы, где соседствует фантастическое и реальное, где происходят чудеса, животные спешат на помощь человеку, где рождаются настоящие герои, способные встать на защиту слабого, своей Родины.

Этот необычный мир раскрывает истинную красоту человека – героя.

 Сегодня попробуем провести исследовательскую работу   ответить на вопрос: « Кого русский народ считал настоящим героем, кем восхищался и о ком из поколения в поколение передавал русские народные сказки, несущие в себе мировоззрение народа на то, каким должен быть человек – герой и его поступки, достойные подражанию и уважения.

  1. Работа со словарём С.И.Ожегова

- Как вы понимаете слово «герой»? ( Высказывания детей)

- А теперь посмотрим, как это слово трактуется в словаре Ожегова (Чтение)

(Проекция на экран)

 « 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

    2.Главное действующее лицо литературного произведения.

    3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

    4.Лицо, привлекшее к себе внимание чем – нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания»

- Но нас интересует не просто герой, а положительный герой.

- Как вы думаете, какие из четырёх пунктов определения Ожегова о герое можно взят для определения положительного героя?

- Итак, по нашему определению положительный герой – это ( проекция на экран) « Лицо, привлекшее к себе внимание своей храбростью, доблестью, самоотверженностью. Человек, совершающий подвиги, являющийся предметом восхищения, подражания»

- Где можно встретить положительного героя? ( В реальной жизни, в художественных произведениях)

- Да, герои бывают настоящие и вымышленные

  1.  Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на выставку.

- К какому жанру они относятся? ( Сказки)

- Значит, положительного героя мы будем искать в русских народных сказках

- Вспомните, что такое сказка? ( Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил)

-  С какими видами сказок мы знакомы? ( О животных, волшебные, социально бытовые)

- Кто является главным действующим лицом этих сказок? ( Животные, человек, волшебные существа)

- Если посмотреть содержание сборника «Русские народные сказки», то часто действующим лицом является Иван.

( Проекция на экран)

Иван- царевич, Иван- горох, Иван Зорькин, Иван – Медвежье Ухо, Иван Сучич, Иван Сторожевич, Ивашка – Белая рубашка, Иван дурак…

- Почему Иван? ( Часто встречающееся на Руси имя)

- Каков этот герой? Всегда ли он обладает хорошими положительными качествами и является положительным героем?

( Проекция на экран изображения Ивана – крестьянского сына)

  1. Работа над образом Ивана – крестьянского сына.

- На первый взгляд в Иване нет ничего примечательного. Он одет в домотканый ярмак.

( Проекция на экран)

Ярмак – вытканная домашним кустарным способом  долгополая мужская одежда.

На голове видавшая виды шапчонка, на ногах поношенные лапти. Да и называют его в некоторых сказках дурачком.

Образ дурака – один из ключевых образов русского фольклора

- Как трактуется это понятие в словарях Ожегова, Даля.

Проекция таблицы

   Ожегов

Даль

  1. Дурак – глупый человек, т.е. человек с ограниченными умственными способностями, несообразительный.
  2.  В старину – придворный или домашний шут
  1. Дурак – глупый человек, тупой, непонятливый, безрассудный, малоумный, юродивый.
  2. Дурак – шут, промышлявший дурью, шутовством.

- Что же мы видим? Слово « дурак» имеет два значения: глупый человек и умный, играющий роль дурака.

5. Работа со сказками.

( Для работы предлагаются сказки «Сивка – бурка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

- Каким представлен Иван в сказках?

Действительно ли герой глуп или умён, но играет роль дурака?

Можно ли Ивана назвать положительным героем?

 Сказка « Сивка – бурка»

- Давайте обратимся к сказке « Сивка – бурка»

_ Каким представлен Иван в этой сказке? Действительно ли он глуп или играет роль дурака?

- Является ли Иван в сказке «Сивка – бурка» дурачком?

- Какие поступки заставляют задуматься? ( Мухоморы домой принёс, спрятался на балу за печкой)

- Кто считают его дурачком? (Его братья)

- Почему? ( Он замкнут, ничего не делает, поступки заставляют задуматься)

- Как относятся к нему? ( Ему не верят, над ним смеются)

-Как же реагирует на это Иван? ( Он усмехается над тем, что его ругают, замкнут)

-Как вы думаете герой дурак или играет эту роль? ( Играет роль)

- Что доказывает, что Иван играет роль? ( Быстрое превращение)

- Кто помогал герою? ( Сказочный конь)

-Почему Сивка – бурка помогал Ивану? ( Он не только был благодарен Ивану за своё освобождение, но и видит в нём молодца и богатыря)

- Смог ли бы Иван проявить себя, если бы не было этого сказочного героя?

- Кто придумал Сивку – бурку? (Народ)

- Как народ относился к Ивану? ( С любовью)

-Какими качествами  наделяет народ своего героя?

( Карточки выставляются на доску)

( Если дети затрудняются ответить, то учитель приводит пример, данный в конспекте в скобках)

- Предусмотрительный ( Положил пирог за пазуху, взял верёвку, отправляясь в дозор)

- Ответственный ( Не заснул ночью. «Сидит, не спит, пирог жуёт, вора дожидается»)

- Ловкий, умелый ( «Покрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею верёвку»,  « Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву», « Уж конь носит его по чисто полю, скакал – скакал- не мог сбросить»)

- Добрый ( Отпустил коня)

- Доверчивый ( Поверил коню)

- Смелый ( Прыгал)

- Решительный ( Решился прыгнуть)

- Настойчивый ( Упорный в достижении цели – 3 раза прыгал)

- Скромный ( поведение на пиру: « Забрался за печку и сидит там)

- Давайте посмотрим, ( Обратить внимание на доску, где карточки со словами) Каков Иван? ( Чтение слов)

- Можно ли его назвать положительным героем? Почему? ( Ответы детей)

- Но ведь в нём ест и отрицательные черты, которые заставили нас задуматься над тем, а не дурачок  ли Иван. Почему же народ на это не обращает внимание?  ( Иван – сын народа. Ему многое прощается и людьми и богом)

- Да, ему многое прощается Богом и людьми.

Этот мотив прощения и любви Бога ярко отражён в пословицах:

(На доске)

На дурака у Бога милости много.

Дураку и Бог простит.

И не случайно имя «Иван» трактуется как « прощённый богом»

- Глуп он или умён, но его наделяют качествами как доброта, скромность, способность прийти на помощь, умение любить, которые близки народу. Это урок для всех людей и поэтому его любят, сочиняют про него сказки, переходящие из поколения в поколение.

К какому виду относится эта сказка? Почему?

- Почему сказка названа «Сивка – бурка», а не иначе? ( Сивка меняет судьбу герою)

- Как вы думаете, а мог ли быть вместо клня человек из реальной жизни?

- Почему? ( Каждый может помочь другому проявить себя, утвердиться в жизни, видеть в другом только достоинства и не замечать недостатки)

Таков урок этой сказки.

6.Физкультминутка под музыку

7. Сказка « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

- А теперь посмотрим как народ выражает своё отношение к Ивану, чситает его положительным героем в сказке, которую вы знаете и любите.

(Иллюстрация на доске)

- Узнали?

- Да, это русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

- Каким Иван изображён в начале сказки? (Умным, маленьким его считали братья)

-Почему Ивана изначально не называют дурачком? ( Он трудится наравне со всеми с утра до ночи: пашню пахал, хлеб засевал)

- Каким он был? (Трудолюбивым)

- Как относились к нему братья? ( Его уважали, любили, жалели)

- Почему по имени назван в сказке только Иванушка? ( Чтобы привлечь внимание)

- Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве – государстве?

- Как воспринимает эту весть Иван с братьями?

- Что поторопило их в путь – дорогу? ( Описание разрушенной деревни, слова старухи, любовь к родителям)

- Кто ответственнее подошёл к делу? ( Карточка со словом «Ответственный»)

-Давайте проследим,  как меняется герой в трудное время?

- Как народ называет главного героя в самом начале сказки? (Иванушка)

- Как стали называть с момента первого боя? ( Иван)

- Что произошло с героем? ( Из мальчишки превращается в мужчину)

- Называя героя Иваном, что хотел подчеркнуть народ? ( Своё уважение)

- Сколько раз Ивану пришлось биться с чудом- юдой? ( 3 раза)

- Какими были эти бои для Ивана?

- Найдите описание каждого боя. Что вы можете сказать?

- Для чего автор в сказке показывает, что каждый бой становится для Ивана тяжелее и опаснее? ( Как ни было Ивану тяжело, он победил)

- Кто был сильнее? ( Змей)

- Какие человеческие качества противопоставлены силе Змея?

- Сила, находчивость, стойкость, терпимость, главное – сила духа, которую даёт ему сознание праведного дела защиты родной земли)

- На какие ещё качества своего героя указывает народ, сопоставляя со Змеем?

- Иван не хвалится, он скромен, а змей? (Хвастлив)

-Иван добр, а змей – жесток. ( Карточка «Добрый»)

- Иван честен, а змей коварен. ( Карточка « Честный»)

- Какое качество героя помогло ему и его братьям остаться в живых? (Карточка  «Предусмотрительный»)

( Чтение слов)

- Какими качествами народ наделяет своего героя?

- Иван- положительный герой?

- Как народ относится к Ивану? ( Народ любит его, восторгается)

- Почему такое отношение к нему? ( Иван – сын народа,  защитник)

- Что указывает на близость Ивана с народом? (Его речь)

- Давайте обратим внимание на речь героя.

-Что можно сказать о ней? ( Речь спокойная, полная человеческого достоинства, много изречений, похожих на пословицы)

- Найдите в тексте эти изречения

( Проекция на экран)

«Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать, не узнав доброго молодца, нечего бранить его»,

«Погоди, не хвались, прежде за дело примись»,

«Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!»,

«По нашему – бей, руби, себя не береги», которые делают речь сильнее, убедительнее и ещё раз подчёркивают его тесную связь с народом.

-В каких ситуациях Иван использует эти фразы?

- Что он хочет сказать? Объясните их смысл.

- Какая из представленных фраз полнее других характеризует образ Ивана?

6. Обобщение.

- Мы провели исследовательскую работу и должны ответить на вопрос: «Какими качествами наделяет народ своего положительного героя?»

( Обратить внимание на слова, данные на доске)

- А вымышленный ли образ Ивана?

- Образы положительных героев, защитников Родины запечатлены не только в сказках, но и в былинах, во многих произведениях искусства.

Одной из ярких иллюстраций является картина Васнецова «Три богатыря»

( Проекция на экран)

- Открытое лицо Ильи Муромца спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Добрыня Никитич – порыв и смелость. Алёша Попович – лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый. Каждый богатырь индивидуален. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены как сама Русь. В них запечатлены реальные типичные черты русского характера, о которых мы сегодня говорили на уроке.

На таких образах и характерах стояла и будет стоять Земля Русская. Поэтому и говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок литературного чтения во 2 классе по теме "Характеристика героев стихотворения В. Берестова "Кошкин щенок"

Конспект урока содержит приложение с печатной версией раздаточного материала для детей и оформления доски....

Литературное чтение. Презентация к уроку. "Осень в картинах художников".

Литературное чтение 4 классПрезентация к уроку"Осень в картинах художников"....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....