Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи
Планируемые результаты (предметные): знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки
Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.
Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы
Образовательные ресурсы: схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Счетные палочки
Тип урока: решение учебной задачи
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | Формы, методы, методические приёмы | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока 1. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Работа с пословицей «Азбука к мудрости ступенька» | – Какой учебник лежит у вас перед глазами? – Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? – Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? | – Азбука. Слушают пословицу, выполняют задание учителя. – С буквой А | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз | Показывает картинку с изображением астры. – Что изображено на картинке? – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? – Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? – Найдите букву А на «ленте букв» | – Астра. – [a]. Произносят звук [a] – Гласный. – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, звук [a] поем. Высказывают свои предположения. Находят букву А на «ленте букв» | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя | Фронтальный. Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы |
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек | – Из счетных палочек выложите букву А | Выкладывают из счетных палочек букву А | Моделируют букву | Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А | Индивидуальный. Моделирование буквы |
Физкультминутка | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём… Дальше мы пешком пойдём | Выполняют движения | Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективная. Практический | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа | – Рассмотрите картинку. Кто – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? – Какую букву изучают звери? – Составьте предложение по схеме. – Составьте рассказ «Лесная школа» | – Звери в лесной школе. – Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. – Звери изучают букву А. (Звери учат азбуку.) Составляют рассказ | Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ | Фронтальный. Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Гласный звук [а], буквы А, а | Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? – Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А? | Слушают стихотворение. Называют слова, начинающиеся на букву А | Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука | Фронтальная. Словесный. Беседа | Фронтальный. Устные ответы. Называют слова, в которых звук а есть в начале, в середине, в конце слова |
| – Звук [а] гласный или согласный? Почему? – Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. – Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. – Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука | – Гласный. Его можно петь Называют слова. Аʹст-ра, а′з-бу-ка, ай-ва′ | со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах | ||
2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание | – Прочитайте стихотворение | Дифференцированное задание выполняют читающие ученики | Вырабатываются навыки чтения | Индивидуальный. Практический. Чтение стихотворения | Индивидуальный. Правильное чтение стихотворения |
3. Работа с пословицами (учебник, с. 20) | – Найдите буквы А в пословице. Сколько их? – Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение | Находят буквы, считают их – 4. Высказывают свое мнение | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения | Фронтальная. Словесный. Беседа | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка для глаз | Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективная. Практический | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери» | – Найдите на рисунке волка – Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов? | – Волк – 1 слог, лиса – | Осуществляют сравнение слов | Фронтальная. Словесный. Беседа | Фронтальный. Устные ответы |
5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | – Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее. – Составьте предложение по схеме. – Прочитайте предложение с восклицательной интонацией | – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказывают сюжет. – Аленушка плачет. Читают предложение | Составляют рассказ | Коллективная. Словесный, практический. Беседа, рассказ, работа со схемой | Фронтальный. Рассказ по сюжетной картинке, составление предложения по схеме |
6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник, | – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. – В каких словах есть буква А? | – Роза и ландыш – схемы поменять местами. – Лак, роза, ландыш | Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме | Парная. Практический. Дидактическое упражнение | Парный. Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и схемы, нахождение ошибки и ее исправление |
7. Пересказ сказки по серии картинок | – Рассмотрите картинки. Сюжет какой сказки на них изображен? – Перескажите сказку по серии картинок | – «Лиса и волк». Пересказывают сказку | Пересказывают сказку по серии картинок, «удерживают» логику повествования | Парная. Словесный, практический. Пересказ сказки | Парный. Рассказ по сюжетной картинке |
V. Рефлексивно-оценочный | – С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились? – Какой звук она обозначает? – Понравился ли вам урок? – Какими красками вы бы его раскрасили? – До встречи в стране Букв! | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | Фронтальный. Устные ответы |
Использованная литература: Кислякова Е.В. Поурочные планы. 1 класс. УМК "Школа России". Обучение чтению. Литературное чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....
Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...
Технологическая карта урока обучения грамоте на тему «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» УМК "Школа России"
Тема урока: «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закреплени...
Технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс «Гласный звук [и]. Буква И» (УМК: "Перспектива")
Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И» Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о гласном звуке [и] и ...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Согласный звук [ч \']. Буква Ч, ч" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о согласном звуке [ч '] и букве Ч, ч; умения писать строчную букву «ч», читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результ...