Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения чтению по теме: «Гласный звук [а], буквы А, а»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи

Планируемые результаты (предметные): знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.

Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы

Образовательные ресурсы: схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Счетные палочки

Тип урока: решение учебной задачи

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Формы, методы, методические приёмы

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока

1. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Фронтальный.

Наблюдение учителя

II. Постановка учебной задачи.

Работа с пословицей «Азбука к мудрости ступенька»

– Какой учебник лежит у вас перед глазами?

– Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл?

– Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21.

С какой буквой мы сегодня познакомимся?

– Азбука.

Слушают пословицу, выполняют задание учителя.

– С буквой А

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

Фронтальный.

Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз
(учебник, с. 21)

Показывает картинку с изображением астры.

– Что изображено на картинке?

– Составим схему этого слова:

– Каким звуком начинается первый слог?

– Давайте произнесем его все вместе.

– Какой это звук: гласный или согласный?

– Почему?

– Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А.

Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

– На что похожа буква А?

– Найдите букву А на «ленте букв»

– Астра.

– [a].

Произносят звук [a]

– Гласный.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, звук [a] поем.

Высказывают свои предположения.

Находят букву А на «ленте букв»

Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный.

Слушают звук [а]
в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя

Фронтальный.

Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы

2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек

– Из счетных палочек выложите букву А

Выкладывают из счетных палочек букву А

Моделируют букву

Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А

Индивидуальный.

Моделирование буквы

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём…

Дальше мы пешком пойдём

Выполняют движения
по тексту

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективная. Практический

Коллективный.

Правильное выполнение движений

3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа
(учебник, с. 20)

– Рассмотрите картинку. Кто
на ней изображен?

– Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете?

– Какую букву изучают звери?

– Составьте предложение по схеме.

– Составьте рассказ «Лесная школа»

– Звери в лесной школе.

– Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

– Звери изучают букву А.

(Звери учат азбуку.)

Составляют рассказ

Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ

Фронтальный.

Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Гласный звук [а], буквы А, а

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля –

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

– Я хочу быть агрономом,

Я смогу и астрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А?

Слушают стихотворение.

Называют слова, начинающиеся на букву А

Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука
[а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов

Фронтальная. Словесный. Беседа

Фронтальный.

Устные ответы. Называют слова, в которых звук а есть в начале, в середине, в конце слова

 

– Звук [а] гласный или согласный? Почему?

– Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова.

– Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва.

– Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука

– Гласный. Его можно петь

Называют слова.

Аʹст-ра, а′з-бу-ка, ай-ва′

со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах

2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание

– Прочитайте стихотворение

Дифференцированное задание выполняют читающие ученики

Вырабатываются навыки чтения

Индивидуальный. Практический.

Чтение стихотворения

Индивидуальный.

Правильное чтение стихотворения

3. Работа с пословицами (учебник, с. 20)

– Найдите буквы А в пословице. Сколько их?

– Почему так говорят?

Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение

Находят буквы, считают их – 4.

Высказывают свое мнение

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения

Фронтальная. Словесный. Беседа

Фронтальный.

Устные ответы

Физкультминутка для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективная. Практический

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери»
(учебник, с. 22)

– Найдите на рисунке волка
и лису.

– Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов?

– Волк – 1 слог, лиса –
2 слога

Осуществляют сравнение слов

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Фронтальный.

Устные ответы

5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

– Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее.

– Составьте предложение по схеме.

– Прочитайте предложение с восклицательной интонацией

– «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказывают сюжет.

– Аленушка плачет.

Читают предложение

Составляют рассказ
по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно. Читают предложение с восклицательной интонацией (А-а-а!)

Коллективная. Словесный, практический. Беседа, рассказ, работа со схемой

Фронтальный.

Рассказ по сюжетной картинке, составление предложения по схеме

6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник,
с. 22)

– Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки.

– В каких словах есть буква А?

– Роза и ландыш – схемы поменять местами.

– Лак, роза, ландыш

Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме

Парная. Практический. Дидактическое упражнение

Парный.

Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и схемы, нахождение ошибки и ее исправление

 7. Пересказ сказки по серии картинок

– Рассмотрите картинки. Сюжет какой сказки на них изображен?

– Перескажите сказку по серии картинок

– «Лиса и волк».

Пересказывают сказку

Пересказывают сказку по серии картинок, «удерживают» логику повествования

Парная. Словесный, практический. Пересказ сказки

Парный.

Рассказ по сюжетной картинке

V. Рефлексивно-оценочный

– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?

– Какой звук она обозначает?

– Понравился ли вам урок?

– Какими красками вы бы его раскрасили?

– До встречи в стране Букв!

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальный. Устные ответы

Использованная литература: Кислякова Е.В. Поурочные планы. 1 класс. УМК "Школа России". Обучение чтению. Литературное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» УМК "Школа России"

Тема урока: «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закреплени...

Технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс «Гласный звук [и]. Буква И» (УМК: "Перспектива")

Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И» Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о гласном звуке [и] и ...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (УМК: "Школа России" 1 класс)

Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Согласный звук [ч \']. Буква Ч, ч" (УМК: "Школа России" 1 класс)

Цель:формирование представления о согласном звуке [ч '] и букве Ч, ч; умения писать строчную букву «ч», читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результ...