Конспект урока литературное чтение в 3 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Толстой Л.Н. «Акула»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула».
Метапредметные:
Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте;
Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: научатся пользоваться формами самооценивания и оценивания на уроке; осознавать личностный смысл учения.
Материально-техническое обеспечение: учебник литературного чтения 3 кл. ч.1 по программе «Школа России»; портрет Л.Н. Толстого; карточки.
Ход занятия:
- Самоопределение к деятельности
─ Здравствуйте, ребята. Урок мне хотелось бы начать с высказывания Д.Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
- Как вы понимайте данное высказывание?
- Определение темы и целей урока
─ Ребята, предлагаю вам самим определить гостя нашего сегодняшнего урока. Для этого посмотрите на портрет на доске. Кто на нем изображен? (Л.Н. Толстой)
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого. Вы узнаете название рассказа, отгадав загадку:
Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет. (Акула)
─ Кто же главный герой нашего рассказа?
─ Верно, сегодня мы познакомимся с рассказом Толстого «Акула». Какие цели мы поставим?
- Подготовка к восприятию текста
а) рассказ о писателе
─ Предлагаю вам поработать в группах с биографией писателя. Прочитайте информацию о Льве Толстом и выделите самое главное:
Родился он в Тульской губернии в имении Ясная поляна. Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Детство у него было трудное.
Начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели.
Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Бах, Шопен, Моцарт. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. Повзрослев, поступает в университет, но с учебой у него не ладилось, поэтому он решает вернуться в свое имение.
Совсем молодой он решает начать военную карьеру, участвует в Крымской войне. За этот период он создал ряд произведений – Отрочество, Севастопольские рассказы.
По возвращении домой, в родных краях он открывает школы для крестьянских детей, которые строит по подобию школ, увиденных им во время путешествия по Европе.
Толстой придавал большое значение образованию детей. За годы творчества он написал сотни поучительных сказок для малышей и несколько учебников. Его школьное пособие «Азбука» для обучения детей письму, чтению и арифметике после некоторой доработки стало использоваться в школах по всей стране.
б) словарная работа
─ Ребята, в тексте вам встретятся слова, найдите их значение из предложенных карточек справа:
1.Большой кусок ткани, прикрепляемый к мачте судна или иному средству передвижения | артиллерист |
2.Военнослужащий артиллерийских войск | ящерица |
3.Небольшое пресмыкающееся с удлиненным телом и длинным хвостом | парус |
4.Архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе судна. | палуба |
- Первичное восприятие текста
- Ребята, прослушайте чтение рассказа диктором.
- Эмоционально - оценочная беседа
─ Ребята, вам понравился рассказ?
─ Выберите из словаря настроений те слова, которые наиболее сильно подходят для описания ваших чувств после прослушивания (испуганное, неожиданное, поучительное, героическое)
- Повторное чтение и анализ содержания
─ Ребята, как вы думайте, сколько частей мы можем выделить в рассказе? Посмотрите на план на доске. Части плана перепутались между собой. Попробуйте восстановить верную последовательность:
Остановка корабля, мальчики увидели акулу, появление акулы, артиллерист стреляет из пушки, мальчики плавают, купание в парусе, спасение мальчиков.
а) работа с первой и второй частями
─ Прочитайте первые два абзаца и найдите ответ на вопрос «Где стоял корабль?».
─ Что произошло вечером?
- Что сделали матросы после того, как капитан крикнул «Купаться!» ?
б) работа с третьей частью
─ Прочитайте следующие три абзаца и найдите ответ на вопрос «Кто был на корабле еще?».
─ Как мальчики оказались в открытом море?
в) работа с четвертой частью
─ Прочитайте следующие четыре абзаца и ответьте на вопрос «Что произошло потом?».
─ Что кричал артиллерист? Прочитайте.
- Найдите описание состояния артиллериста в тот момент.
г) работа с пятой-седьмой частями
- Прочитайте последние три части.
- Видели ли мальчики акулу?
- Почему артиллерист сорвался с места и побежал к пушкам?
- В каком состоянии находились люди, которые были на корабле?
- Что произошло, когда дым разошелся над водой?
- Обобщающая беседа
— Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
— Каковы могли быть последствия выстрела?
— Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
– Чему научил вас этот рассказ? ? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Контроль знаний
- Проверим, насколько вы были внимательны во время чтения рассказа. Если вы согласны с данным утверждением хлопните в ладоши, если не согласны – ничего не делайте.
Устный опрос:
1. Корабль стоял у берегов Антарктиды. -
2. Капитан вышел на палубу в обед. -
3. На корабле было два мальчика. +
4. Отец одного из мальчиков был артиллеристом.+
5. Мальчики сразу увидели акулу. -
- Итог урока
─ С каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке? Кто его автор?
─ Как вы думайте, на какой ступеньке лестницы мы с вами сейчас?
- Информация о домашнем задании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....