Конспект урока литературное чтение в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературное чтение в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"  по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Гаршин В.М. «Лягушка-путешественница»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Планируемые результаты:

               Предметные: познакомить с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: научатся пользоваться формами самооценивания и оценивания на уроке; осознавать личностный смысл учения.

Материально-техническое обеспечение: учебник литературного чтения 4 кл. ч.1  по программе «Начальная школа XXI века»; портрет В.М. Гаршина; карточки.

Ход занятия:

  1. Самоопределение к деятельности

─  Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

  1. Актуализация знаний

─ Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Кто он?». Кто желает ответить? ( слушание 6-7 человек)

─ В каком году написано это стихотворение? (В 1837 году)

─ Кому Ершов посвятил данное стихотворение? (Пушкину)

  1. Определение темы и целей урока

─ Ребята, предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку:

В ней  ложь, да намёк - добрым молодцам урок. (сказка)

─ Ребята, а чем народная сказка отличается от авторской?

─ Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина. Попробуйте догадаться, о ком в ней пойдет речь, отгадав загадку:

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

─ Кто же главный герой нашей сказки?

─ Верно, сегодня мы познакомимся со сказкой Гаршина «Лягушка-путешественница». Какие цели мы поставим?

  1. Подготовка к восприятию текста

а) рассказ о писателе

─ На доске вы видите портрет Всеволода Михайловича Гаршина.

Он родился в семье военного. С раннего детства он путешествовал, смог побывать в разных местах России. В пять лет он научился читать и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. В 9 лет начал учиться в первом классе гимназии в Санкт-Петербурге. Учился он хорошо, учителя и воспитатели его очень любили. У него было очень много друзей, с которыми до смерти поддерживал хорошие отношения.

Всеволод очень любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он создал вместе с несколькими товарищами библиотечное общество, целью которого было приобретение книг на добровольные пожертвования. В это же время Гаршин начал уже писать, публикуясь в гимназических рукописных журналах.

Сказку «Лягушка- путешественница» он написал в 1878 году.

б) словарная работа

─  Ребята, в тексте вам встретятся слова, найдите их значение из предложенных карточек справа:

Коряга- кусок дерева, затонувшего в воде.

Паяц- шут, клоун.

Благополучно - удачно, успешно

Наслаждалась-блаженствовала

Восторг- восхищение, упоение

Стиснула - сжала, сдавила

Восхитительный - замечательный, очаровательный

  1. Первичное восприятие текста

─ Я начну читать сказку, а вы внимательно следите по учебнику.

  1. Эмоционально - оценочная беседа

─ Ребята, вам понравилась сказка?

─ Какие чувства вы испытывали во время прочтения?

─  Что в этом произведении напоминает сказку?

  1. Повторное чтение и анализ содержания

─ Почему автор называет лягушку «путешественницей»? Как автор относится к ней?

─ Сколько частей мы можем выделить в этой сказке? Как мы их назовем?

а) работа с первой частью (Новые друзья)

─ Прочитайте первые четыре абзаца и найдите слова, описывающие лягушку. (Наслаждалась, какая прекрасная,  восхитительно, приятно,   нежилась,   пришла в восторг)

─ Где жила лягушка?

─ С кем она познакомилась?

─ С какой просьбой лягушка обратилась к уткам?

б) работа со второй частью (Путешествие  лягушки)

─ Прочитайте вторую часть.

─ Как вы думайте, почему лягушка решила полететь на юг?

─ Найдите в тексте и прочитайте описание того, что увидела лягушка, когда поднялась в воздух.

─ Можно ли лягушку назвать изобретательной? Докажите это.

─ Что утки говорили о лягушке?

в) работа с третьей частью

─ Прочитайте третью часть.

─ Что произошло?

─ Почему лягушка упала в пруд? Найдите и прочитайте этот фрагмент.

─ Что она рассказала местным лягушкам?

─ Всё ли в её словах было правдой?

─  Вернулись ли утки за лягушкой? Почему?

  1. Обобщающая беседа

─ Изменилось ли отношение автора к лягушке в самом конце?

 А как вы думаете, какое качество характера погубило её?

– Чему научила вас эта сказка?

  1. Контроль знаний

Устный опрос:

1. Происшествие с лягушкой произошло зимой? -

2. Утки летели на север? -

3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать? +

4. Приспособление для путешествия придумала лягушка? +

5. Гордилась ли она этим? +

6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать как ее хвалят? +

7. Смогла ли она сдержаться и не ответить людям, кто придумал такую хитрую штуку? -

8. Лягушка упала в озеро? -

9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге? -

10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей? +

  1. Итог урока

─ С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке? Кто ее автор?

─ Что вам больше всего понравилось на уроке?

─ С каким настроением вы уходите с урока?

  1. Информация о домашнем задании

Д/З - Чтение и пересказ понравившегося эпизода от имени лягушки.

https://briefly.ru/static/authors_4x_80/garshin.jpg.pagespeed.ce.Pfc5ogfifW.jpg

В.М. Гаршин

(1855-1888)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....