Конспект урока литературное чтение в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературное чтение в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 162.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гаршин В.М. «Лягушка-путешественница»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Метапредметные:
Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте;
Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: научатся пользоваться формами самооценивания и оценивания на уроке; осознавать личностный смысл учения.
Материально-техническое обеспечение: учебник литературного чтения 4 кл. ч.1 по программе «Начальная школа XXI века»; портрет В.М. Гаршина; карточки.
Ход занятия:
- Самоопределение к деятельности
─ Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Актуализация знаний
─ Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Кто он?». Кто желает ответить? ( слушание 6-7 человек)
─ В каком году написано это стихотворение? (В 1837 году)
─ Кому Ершов посвятил данное стихотворение? (Пушкину)
- Определение темы и целей урока
─ Ребята, предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку:
В ней ложь, да намёк - добрым молодцам урок. (сказка)
─ Ребята, а чем народная сказка отличается от авторской?
─ Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина. Попробуйте догадаться, о ком в ней пойдет речь, отгадав загадку:
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
─ Кто же главный герой нашей сказки?
─ Верно, сегодня мы познакомимся со сказкой Гаршина «Лягушка-путешественница». Какие цели мы поставим?
- Подготовка к восприятию текста
а) рассказ о писателе
─ На доске вы видите портрет Всеволода Михайловича Гаршина.
Он родился в семье военного. С раннего детства он путешествовал, смог побывать в разных местах России. В пять лет он научился читать и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. В 9 лет начал учиться в первом классе гимназии в Санкт-Петербурге. Учился он хорошо, учителя и воспитатели его очень любили. У него было очень много друзей, с которыми до смерти поддерживал хорошие отношения.
Всеволод очень любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он создал вместе с несколькими товарищами библиотечное общество, целью которого было приобретение книг на добровольные пожертвования. В это же время Гаршин начал уже писать, публикуясь в гимназических рукописных журналах.
Сказку «Лягушка- путешественница» он написал в 1878 году.
б) словарная работа
─ Ребята, в тексте вам встретятся слова, найдите их значение из предложенных карточек справа:
Коряга- кусок дерева, затонувшего в воде.
Паяц- шут, клоун.
Благополучно - удачно, успешно
Наслаждалась-блаженствовала
Восторг- восхищение, упоение
Стиснула - сжала, сдавила
Восхитительный - замечательный, очаровательный
- Первичное восприятие текста
─ Я начну читать сказку, а вы внимательно следите по учебнику.
- Эмоционально - оценочная беседа
─ Ребята, вам понравилась сказка?
─ Какие чувства вы испытывали во время прочтения?
─ Что в этом произведении напоминает сказку?
- Повторное чтение и анализ содержания
─ Почему автор называет лягушку «путешественницей»? Как автор относится к ней?
─ Сколько частей мы можем выделить в этой сказке? Как мы их назовем?
а) работа с первой частью (Новые друзья)
─ Прочитайте первые четыре абзаца и найдите слова, описывающие лягушку. (Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно, нежилась, пришла в восторг)
─ Где жила лягушка?
─ С кем она познакомилась?
─ С какой просьбой лягушка обратилась к уткам?
б) работа со второй частью (Путешествие лягушки)
─ Прочитайте вторую часть.
─ Как вы думайте, почему лягушка решила полететь на юг?
─ Найдите в тексте и прочитайте описание того, что увидела лягушка, когда поднялась в воздух.
─ Можно ли лягушку назвать изобретательной? Докажите это.
─ Что утки говорили о лягушке?
в) работа с третьей частью
─ Прочитайте третью часть.
─ Что произошло?
─ Почему лягушка упала в пруд? Найдите и прочитайте этот фрагмент.
─ Что она рассказала местным лягушкам?
─ Всё ли в её словах было правдой?
─ Вернулись ли утки за лягушкой? Почему?
- Обобщающая беседа
─ Изменилось ли отношение автора к лягушке в самом конце?
─ А как вы думаете, какое качество характера погубило её?
– Чему научила вас эта сказка?
- Контроль знаний
Устный опрос:
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой? -
2. Утки летели на север? -
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать? +
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка? +
5. Гордилась ли она этим? +
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать как ее хвалят? +
7. Смогла ли она сдержаться и не ответить людям, кто придумал такую хитрую штуку? -
8. Лягушка упала в озеро? -
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге? -
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей? +
- Итог урока
─ С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке? Кто ее автор?
─ Что вам больше всего понравилось на уроке?
─ С каким настроением вы уходите с урока?
- Информация о домашнем задании
Д/З - Чтение и пересказ понравившегося эпизода от имени лягушки.
В.М. Гаршин
(1855-1888)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....