Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тема:Знакомство с произведением А.Н Плещеева «Дети и птицы»».

Цель: создать условия для знакомства с произведением А.Н Плещеева «Дети и птицы»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_ptichka.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мобилизующий этап

- Приветствие

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы.

Всё, что нужно, принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок

  1. Определение темы и целей урока
  1. Проверка домашнего задания

Конкурс чтецов (награждение)

  1. Речевая разминка

- Давай те проведем речевую разминку

1)Дыхательная гимнастика.

- «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

- «Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции.

Сел сокол на гол ствол.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

  1. Определение темы

- У вас на партах лежат карточки ваша задача в парах зачеркнуть одинаковые слоги (МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ)

- Какая фамилия у вас получилась?

- А теперь внимательно послушайте загадки

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это … (птичка)

- Назовите же мне теперь тему нашего урока. Какие цели мы поставим?

  1. Познакомится с автором
  2. Научится выразительно читать стихотворение
  3. Научится анализировать стихотворение
  1. Подготовка к восприятию текста

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Алексей Николаевича Плещеева «Дети и птичка»

- Алексей Николаевич родился 4 декабря более 200 лет назад в городе Кострома. Он писал стихотворения, был переводчиком. В течение жизни Алексей Плещеев перевёл на русский язык около двухсот стихотворений французских и немецких поэтов. В 13 лет Алексей знал уже 3 иностранных языка. На слайде видите несколько его книг.

  1. Первичное восприятие

- Давай те прослушаем аудиозапись.

  1. Эмоционально-оценочная беседа

- Каким настроением проникло стихотворение?

  1. Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. Ваша задача объединится в группы поработать со словарем, который у вас в учебнике (Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

- Зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного)

  1. Повторение и звуковой анализ
  1. Чтение про себя

- Теперь прочитайте самостоятельно в пол голоса

  1. Языковой анализ

- Чем оно необычно? (Написано в форме диалога)

- Назовите собеседников. (Дети и птичка)

- Какой вы представили себе птичку?

  1. Упражнение «финиш»

- Теперь у каждого ряда будет свой отрывок. 1 ряд читает от начала до слова «детки». 2 ряд читает от слов «а у ж мы», до слова «песен». И 3 ряд от слов «к вам вернусь», до конца

Физкультминутка

  1. Эмоционально-оценочная беседа

- В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от нас прочь)

- Как вы понимаете значение слова «прочь»?

-Почему птичка не может остаться? Найдите в тексте. (Гонят меня холода и дожди)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

- Подберите близкие по значению слова к слову «понесемся». То есть быстро

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег...)

-Какое это будет время года? (Весна)

- Что такое вешним солнцем? (Весенним солнцем)

- Какими словами заканчивается стихотворение?

- А какого возраста дети? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать)

- Найдите в тексте олицетворение и эпитеты

- Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

- Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

- Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты. 1 варианта ищет олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает

солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ

песенки звонкие

милые крошки

новые песни

вешнее солнце

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт)

  1. Подготовка к чтению
  1. Подготовка к выразительному чтению

- Как нужно читать первую строфу? Какое слово мы должны выделить интонацией?

- А вторую строфу? Сохраним ли мы грусть?

  1. Хоровое чтение

- Сейчас мы будем читать все вместе

- Слова птички будет читать …

- А слова детей будем читать все вместе

- Давайте вспомним правила хорового чтения

  1. Чтение в парах

- Теперь почитаем парами

  1. Словесная иллюстрация

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Сколько частей в стихотворении?

- Теперь мы с вами сделаем словесную иллюстрацию к каждой части. Что мы можем сказать по первой части? (летящие птички, опавшие листья, деревья)

- Что можно сказать о второй части? (предст. Южную страну)

- По третьей части мы можем сказать, что … (тает снег, распускаются деревья, прилетают птицы, светит солнце)

  1. Итог урока

- Какая же была цель нашего занятия?

- С каким авторам мы сегодня познакомились?

- С каким произведениям мы познакомились?

  1. Рефлексия

- Теперь от каждого ряда должен выйти один человек и прикрепить ту птичку, которая будет символизировать ваше настроение после нашего урока

  1. Домашнее задание

-выуч.с 125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...