Презентация по литературному чтению по программе "Гармония" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение УМК «Гармония»
Класс: 3 «б»
Тема: Дж.Родари «Солнце и туча»
Тип урока – открытие новых знаний
Технология: личностно-ориентированный подход
Основные дидактические методы:
- словесный
- наглядный
- частично-поисковый
- проблемный
- объяснительно-иллюстративный
Формы работы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Цель:
- Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором..
Задачи:
- Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
- Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
- Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
- Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Вырабатывать способность к нравственной оценке.
- Регулятивные УУД: Развивать способность к самооценке. Принимать и удерживать учебную задачу.
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Учитывать мнение сверстников. Формировать навыки сотрудничества. Пересказывать эпизоды произведений.
- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте. Ориентироваться в группе текстов. Ориентироваться в книгах.
Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.) Сравнивать персонажей. Анализировать произведение с целью определения его идеи. Сопоставлять разные произведения общей тематики. Обобщать прочитанные произведения одного раздела. Классифицировать книги по жанрам, подтемам.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь: определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Техническое обеспечение
Телевизор; презентация, карточки с заданиями для групп.
Ход урока
I.Орг.момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Прозвенел звонок веселый,
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
1.Проверка домашнего задания
Вначале нашего урока мы проверим домашнее здание.
1.Учащиеся демонстрируют свои рисунки, из них выбираются лучшие – те, на которых халат выглядит наиболее сказочным, волшебным, необычным.
2. Задание 7 учебника: Закончи «Если бы у меня был волшебный халат, то …»
(дети зачитывают свои мини-сочинения)
Итог и оценивание проверки домашнего задания.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели: формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися.
1. Создание проблемной ситуации.
- Я читаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
(Слайд 2)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все…
(солнце)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
(туча)
- Кто может сказать название произведения с которым мы будем знакомиться?
(«Солнце и туча»)
- Я попросила вас нарисовать солнце или тучу по собственным представлениям. Посмотрим, что из этого получилось.
(Учитель обращает внимание детей на получившиеся рисунки, которые висят на магнитной доске. )
2.Усвоение новых знаний и способов действия.
-Попробуем подобрать эпитеты к словам солнце и туча? Что такое эпитет?(ответ подготовленного ученика)
Эпитет – это чаще слово-признак, помогающее ярко представить явление или предмет.
Работа со слайдом презентации. (работа со слайдом 3)
-Солнце какое?
-Туча какая? (ответы учеников)
-Прочитайте эпитеты, которые мы подобрали .
Солнце Туча
Доброе Злая
Тёплое Холодная
Ласковое Грубая
Щедрое Скупая
-Сравните каждый эпитет первого столбика с эпитетом из второго.
- Что заметили?
-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
Посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.127
-Чем она отличается от ваших рисунков?
- Что могло произойти между тучей и солнцем? (предположения детей)
3. Актуализация знаний.
Сказку какого автора мы будем читать? (Дж.Родари)
(слайд4)
– Назовите того, кто пел песенку: «У отца – детишек куча, шумная семья: Чиполлетто, Чиполлучча, Чиполлотто, Чиполлоччьо и
последний – я».
– Кто придумал этого героя? - (Дж.Родари)
Какие ещё произведения итальянского писателя Джанни Родари вы знаете? («Джельсомино в Стране Лжецов», «Путешествие «Голубой стрелы»...)
- Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке. (работа со слайдом5)
- Что вы о нём знаете?
(Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)
В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.
- Какова цель нашего урока? (слайд6)
(Познакомиться с произведением и понять, почему эта сказка включена в раздел "Много хватать - своё потерять")
III. Обучение выразительному чтению
Цель: упражнение в выразительном чтении по ролям с передачей интонации произведения.
1. Подготовка к выразительному чтению.
-Сколько здесь действующих лиц?
-С какой интонацией будем читать слова, относящиеся к солнцу?(радостно, торжественно )
-Это авторские слова или солнца?(авторские)
-Как будем читать слова, относящиеся к туче?(надменно, насмешливо, с укоризной…)
- Чьи это слова? (тучи).
Физминутка для глаз.
2. Первичное чтение по цепочке.
- Кто из них был счастливее – солнце или туча? - Солнце.
- Почему?
- У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.
А туча только злилась. Она была одинока.
IV Работа с текстом во время чтения.
Цель: проверка качества усвоения содержания прочитанного на основе выборочного чтения
- Продуктивное чтение.
(чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.(слайд7)
Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка
Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня
- Какой вопрос возник к автору?
- Почему?
- Ваши предположения?
- И неудивительно- у неё было грозовое настроение.
Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх
- Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Транжира- тот, кто тратит деньги без разбора. В сказке в переносном значении.
Щедрый- тот, кто охотно помогает другим, тратится на друг их, не скупой.
Горделиво – выражающий гордость и достоинство, надменный. . .
Дырявые руки - (высказывание детей)
Встречались ли вы с таким выражением?
А солнце послушает тучу?
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Бултыхнулось –упало, бросилось в воду
- Чему удивилось туча?
- Что с ней случилось?
- Каким было солнце в конце дня? Почему?
Физкультминутка
2. Работа в группах.
1 группа
-Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце . (слайд15)
2 группа
-Найдите словосочетания и предложения, характеризующие тучу .
(слайд 16)
Зачитайте характеристики, выбрав нужную информацию.
3 группа
- Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом.
Добро век не забудется. Не зазнавайся.
Не подымай носу : споткнёшься. Меньше говори, больше делай.
Жизнь дана на добрые дела. Делай добро
Не спеши языком, торопись делом. Добро долго помнят.
4 группа
- Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют солнце – подчеркните их красным карандашом.
Добро век не забудется. Не зазнавайся.
Не подымай носу : споткнёшься. Меньше говори, больше делай.
Жизнь дана на добрые дела. Делай добро
Не спеши языком, торопись делом. Добро долго помнят.
(слайд17)
Заслушиваем ответы групп.
V. Итог урока.
- Какую цель ставили?
(Познакомиться с произведением и понять, почему эта сказка включена в раздел "Много хватать - своё потерять")
Достигли цели?
На чьей стороне симпатии автора? А ваши?
Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью?
(Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча .
-Кто был счастливее: солнце или туча?
- Какой же секрет счастья открывает Джанни Родари?
(Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)
(читают слайд)
Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?
Заключение
Помните всегда ребята о том, что
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ.
Домашнее задание: (по выбору) слайд 18
1. Пересказ с опорой на ключевые слова.
2. Составить словесный портрет одного из героев по плану.
3. Сочинить сказку на тему «Розы и шипы», «Вода и огонь».
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.
- Кто в нашем классе похож на солнышко?
- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
- Комфортно ли вам было на уроке?
- Давайте оценим свою деятельность на уроке.
- Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, выберите яркое солнышко; если ПОКА не все удавалось, выберите хмурую тучку.
Спасибо за урок!
Приложение 1.
- Выбери из данных слов выражения, относящиеся к туче. (весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось) СОЛНЦЕ ________________________ ________________________ _________________________ _________________________ С какой интонацией ты будешь читать эти строки? (плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно) | - Выбери из данных слов выражения, относящиеся к солнцу. (весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось) ТУЧА _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ С какой интонацией ты будешь читать эти строки? (плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно) |
Урок литературного чтения
по учебнику О.В. Кубасовой
УМК «Гармония»
Класс: 3 «б»
Тема: Дж.Родари "Солнце и туча"
Учитель: О.А. Мушиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.
В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...
Презентация по литературному чтению в 3 классе "А.С.Пушкин"
творчество поэта...
Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи»....
конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек", урок изучения нового материала...
Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".
Презентация урока литературного чтения Леонид Пантелеев "Две лягушки"....
Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...
Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....
Презентация урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И,З, Сурикова "Детство"
Данная презентация поможет учителям начальных классов провести интересный урок литературного чтения....