Александр Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Александр Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»
Цели: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина и краткими сведениями из его биографии; развивать речь, воображение, память детей; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: музыкальная запись, картины зимы, портрет А.С.Пушкина, портреты отца, матери, няни А.С.Пушкина.
- Организационный момент урока.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к основному этапу урока.
- Послушайте внимательно…Что это?
Звучит музыка. П.И.Чайковский «Времена года. Январь».
- Что вы представили, слушая музыку?
- Сообщение темы урока.
- Сегодня разговор наш пойдёт о сказочной зиме с её чудесами и капризами.
На уроке вы познакомитесь со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».
- Беседа о А.С.Пушкине. Краткие сведения из его биографии.
Александр Сергеевич Пушкин (портрет А.С.Пушкина) – один из самых любимых писателей в нашей стране. Его знают все, читают его книги; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.
- Что вы можете рассказать о нём?
Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.
Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезён в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал). Когда он вырос, он стал военным инженером. Умер он девяноста двух лет в чине генерала.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была ему внучкой. (Портрет Н.О.Ганнибал)
Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. (Портрет С.Л.Пушкина) Детство его было безрадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Лёвушке. В детстве он был очень неровного характера: то был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.
Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. (Портрет няни Арины Родионовны) Она ухаживала за детьми и любила маленького Пушкина, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их.
Пушкин рано научился читать и по-русски и по-французски. Он привык с детства любить литературу, много читал, много слышал, видел близко живых писателей и научился, прислушиваясь к их спорам, понимать хорошую поэзию. А рассказы бабушки и няни пробудили в его душе любовь к русской народной поэзии, к чудесным старинным сказкам и песням.
- С какими стихами и сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы?
6.Знакомство со стихотворением «Вот север, тучи нагоняя…»
а) Чтение стихотворения учителем.
Сегодня вы познакомитесь со стихотворением «Вот север, тучи нагоняя…»
Послушайте и подумайте: о чём говорится в стихотворении?
б) Чтение стихотворения учащимися.
Прочтите стихотворение самостоятельно, подумайте над вопросом: какие картины представлялись вам во время чтения?
Словарная работа (слова написаны на доске): Обратите внимание, что вместо привычного для нас слова берега Пушкин употребляет слово брега, вместо неподвижная река – недвижная река.
7. Работа над художественно – изобразительными средствами стихотворения.
- Какие картины представлялись вам во время чтения стихотворения?
- Они сказочные или такие же, как в реальной жизни?
Сама картина зимы реалистическая: и клочья снега на деревьях, и волнистые ковры снега на полях, и пухлая пелена снега – всё это можно увидеть в природе.
(На доске картины зимы)
- Какие картины зимы подходят к нашему стихотворению?
- Чьи образы можно назвать сказочными? Почему?
- Образ зимы, ветра. Почему поэт называет зиму волшебницей? (Колдует, устраивает чудеса.)
- Какие чудеса творит «волшебница зима»? Прочитайте.
- Как называется поэтический приём, который лежит в основе образов, созданных Пушкиным?
- Это олицетворения: «север, тучи нагоняя, дохнул, завыл», «волшебница зима», «пришла, рассыпалась», «клоками повисла на суках дубов», «легла волнистыми коврами» и т. д.
Приём олицетворения неразрывно связан с устным народным творчеством.
- Каким вы узнали Пушкина в этом стихотворении?
- Почувствовали ли вы, что поэт любил народное творчество, русские сказки? Откуда у него эта любовь?
8. Вторичное чтение стихотворения учащимися.
- Прочтите стихотворение ещё раз и найдите, каким, словом называет поэт чудеса зимы.
- Найдите те строчки в стихотворении, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, движением и весельем.
9. Работа над выразительностью чтения.
Прочтите І – ю часть стихотворения. О чём говорится в этой части? Какие слова и даже звуки передают шум северного ветра?
Вот север,│тучи нагоняя,│
Дохнул, завыл – и вот сама│
Идёт волшебница зима.│
После слова забыл надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так как заканчивается часть стихотворения. Обратите внимание на логические ударения, т.е. на слово, произносимое с большей силой голоса.
- Прочтите ІІ – ю часть стихотворения. О чём говорится в этой части?
Пришла, │рассыпалась;│ клоками
Повисла на суках дубов; │
Легла волнистыми коврами
Среди полей, │ вокруг холмов; │
Брега с недвижною рекою │
Сравняла пухлой пеленою; │
Блеснул мороз. │ И рады мы
Проказам матушки зимы.
При чтении этих строк необходимо сделать паузы после слов рассыпалась и мороз.
10. Заключительное выразительное чтение стихотворения.
- Правильно ли читающий расставил в стихах паузы и выделил главные слова?
- Чувствуется ли при чтении музыкальность стихотворения? Где это особенно чувствуется?
- Какие картины, нарисованные поэтом, вам запомнились?
11. Итог урока.
Что нового вы узнали о поэте А.С.Пушкине?
12. Домашнее задание.
Какое задание вы бы задали себе на дом?
Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина.
6 июня
1799 г. -
10 февраля
1837 г.
олицетворение
брега
с недвижною рекою
реалистическая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....
А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Урок о многообразии поэзии Пушкина....
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...
А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
презентация по литературе...