Александр Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Аввакумова Людмила Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_pushkin.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Пушкин.  «Вот север, тучи нагоняя…»

Цели: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина и краткими сведениями из его биографии; развивать речь, воображение, память детей; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: музыкальная запись, картины зимы, портрет А.С.Пушкина, портреты отца, матери, няни А.С.Пушкина.

  1. Организационный момент урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к основному этапу урока.

 - Послушайте внимательно…Что это?

Звучит музыка. П.И.Чайковский «Времена года. Январь».

 - Что вы представили, слушая музыку?

  1. Сообщение темы урока.

 - Сегодня разговор наш пойдёт о сказочной зиме с её чудесами и капризами.

На уроке вы познакомитесь со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».

  1. Беседа о А.С.Пушкине. Краткие сведения из его биографии.

   Александр Сергеевич Пушкин (портрет А.С.Пушкина) – один из самых любимых писателей в нашей стране. Его знают все, читают его книги; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

 -  Что вы можете рассказать о нём?

     Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.

     Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезён в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал). Когда он вырос, он стал военным инженером. Умер он девяноста двух лет в чине генерала.

    Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была ему внучкой. (Портрет Н.О.Ганнибал)

    Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. (Портрет С.Л.Пушкина) Детство его было безрадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Лёвушке.  В детстве он был очень неровного характера: то был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

    Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. (Портрет няни Арины Родионовны) Она ухаживала за детьми и любила маленького Пушкина, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их.

    Пушкин рано научился читать и по-русски  и по-французски. Он привык  с детства  любить литературу, много читал, много слышал, видел близко живых писателей и научился, прислушиваясь к их спорам, понимать хорошую поэзию. А рассказы бабушки и няни пробудили в его душе любовь к русской народной поэзии, к чудесным старинным сказкам и песням.

  - С какими стихами и сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы?

     6.Знакомство со стихотворением «Вот север, тучи нагоняя…»

а) Чтение стихотворения учителем.

   Сегодня вы познакомитесь со стихотворением «Вот север, тучи нагоняя…»

Послушайте и подумайте: о чём говорится в стихотворении?

б) Чтение стихотворения учащимися.

  Прочтите стихотворение самостоятельно, подумайте над вопросом: какие картины представлялись вам во время чтения?

Словарная работа (слова написаны на доске): Обратите внимание, что вместо привычного для нас слова берега Пушкин употребляет слово брега, вместо неподвижная река – недвижная река.

7. Работа над художественно – изобразительными средствами стихотворения.

 - Какие картины представлялись вам во время чтения стихотворения?

 - Они сказочные или такие же, как в реальной жизни?

   Сама картина зимы реалистическая: и клочья снега на деревьях, и волнистые ковры снега на полях, и пухлая пелена снега – всё это можно увидеть в природе.

(На доске картины зимы)

 - Какие картины зимы подходят к нашему стихотворению?

 - Чьи образы можно назвать сказочными? Почему?

 - Образ зимы, ветра. Почему поэт называет зиму волшебницей? (Колдует, устраивает чудеса.)

 - Какие чудеса творит «волшебница зима»? Прочитайте.

 - Как называется поэтический приём, который лежит в основе образов, созданных  Пушкиным?

 - Это олицетворения: «север, тучи нагоняя, дохнул, завыл», «волшебница зима», «пришла, рассыпалась», «клоками повисла на суках дубов», «легла волнистыми коврами» и т. д.

   Приём олицетворения неразрывно связан с устным народным творчеством.

       - Каким вы узнали Пушкина в этом стихотворении?

  - Почувствовали ли вы, что поэт любил народное творчество, русские сказки? Откуда у него эта любовь?

8. Вторичное чтение стихотворения учащимися.

 - Прочтите стихотворение ещё раз и найдите, каким, словом называет поэт чудеса зимы.

      - Найдите те строчки в стихотворении, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, движением и весельем.

    9. Работа над выразительностью чтения.

    Прочтите І – ю часть стихотворения. О чём говорится  в этой части? Какие слова и даже звуки передают шум северного ветра?

Вот север,│тучи нагоняя,│

 Дохнул, завыл – и вот сама│

Идёт волшебница зима.│

     После слова забыл надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так как заканчивается часть стихотворения. Обратите внимание на логические ударения, т.е. на слово, произносимое с большей силой голоса.

 - Прочтите ІІ – ю часть стихотворения. О чём говорится в этой части?

Пришла, │рассыпалась;│ клоками

Повисла на суках дубов; │                

Легла волнистыми коврами                 

Среди полей, │ вокруг холмов; │        

Брега с недвижною рекою │                

Сравняла пухлой пеленою; │                

Блеснул мороз. │ И рады мы                

Проказам матушки зимы.        

При чтении этих строк необходимо сделать паузы после слов рассыпалась и мороз.

10. Заключительное выразительное чтение стихотворения.

  - Правильно ли читающий расставил в стихах паузы и выделил главные слова?

  - Чувствуется ли при чтении музыкальность стихотворения? Где это особенно чувствуется?

  - Какие картины, нарисованные поэтом, вам запомнились?

11. Итог урока.

   Что нового вы узнали о поэте А.С.Пушкине?

12. Домашнее задание.

   Какое задание вы бы задали себе на дом?

   Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина.

6 июня

1799 г. -

10 февраля

1837 г.


олицетворение

брега

с недвижною рекою

реалистическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Урок о многообразии поэзии Пушкина....

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...

А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

презентация по литературе...