Самоанализ урока. В. И. Белов "Еще про Мальку".
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
В самоанализе урока описаны цели урока, оборудование, тип урока, триединая дидактическая цель, задачи. Сделан анализ организации учебного процесса урока, дидактической и методической деятельности, анализ деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ урока. В. И. Белов "Еще про Мальку". | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Давыдовская гимназия»
Самоанализ урока литературного чтения для учащихся 3 класса
по программе Л. Ф. Климановой
«В.И. Белов. "Ещё про Мальку"
учителя начальных классов высшей категории
Казаковой Елены Александровны
Цели урока:
- продолжить изучение творчества В. И. Белова;
- познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
- научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
- помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
- расширять читательский опыт учащихся;
- развивать речь, мышление;
- отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
- тренировать наблюдательность;
- воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
- тетрадь по литературному чтению;
- аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
- выставка книг В. И. Белова;
- выставка рисунков по рассказу «Малька провинилась»;
- таблицы;
- тренажеры;
- сигнальные карточки;
- перфокарты по вариантам;
- толковые словари (Ожегов С. И.);
- экран, проектор;
- презентация;
- книга В. И. Белова “Ещё про Мальку”.
Тема: «В.И. Белов. "Ещё про Мальку"».
Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников, проблемно – исследовательская работа; личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Тип урока: развивающий.
Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи
на урок.
Триединая дидактическая цель:
1)Образовательная
-формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
-отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
-формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
-формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
2) Воспитательная
-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
-воспитание чуткого отношения к живой природе;
-обогащение нравственного опыта младших школьников;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-воспитывать гуманное отношение к животным.
3)Развивающая
-развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
-развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
-развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
Осознание учащимися особенностей восприятия и выражения в ходе слушания чтения произведений, наблюдений. Обнаружение сходства качеств человека и животного.
Задачи:
-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека и любого живого существа.
- воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём
- создание условий для постижения школьниками искусство- и литературоведческих понятий и практических и практического освоения приёмов художественной выразительности
- развитие разнообразных речевых умений школьников
- воспитание любви к малой родине, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.
Анализ организации учебного процесса урока.
1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
2. Проблемные вопросы вовлекли учащихся к детальному рассмотрению жанра.
3. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.
4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.
5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи).
6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
7. Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, что позволило учащимся использовать право выбора.
Анализ дидактической и методической деятельности.
- С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.
- В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:
- доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и лирического произведения)
- частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения (в групповой работе у сильных учащихся)
- исследовательские методы: в работе с учебником, самоанализ
- На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Имела место индивидуальная. групповая и фронтальная формы работы учащихся.
- Использованный вид проверки преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме. Деление учащихся и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода.
Анализ деятельности учащихся.
- На уроке литературного чтения сочетались словесно–наглядно-практические, активно - деятельностный способы работы учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
- Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения как в группах, так и совместно с учителем.
- Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.
- Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного слова.
- Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации. Что показала как работа с дифференцированными развивающими заданиями в карточках, так и работа с развивающими тренажерами.
- Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.
- У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.
- Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).
- Система мультимедийных упражнений на развитие антиципации, устранении регрессий при чтении в сочетании с вопросами учителя интегрированного характера позволили учащимся выступить в роли субъектов обучения и достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников.
- Учащиеся предварительно осознавали, предвосхищали, прогнозировали содержание и виды учебных действий, чему способствовал триединый развивающий характер заданий.
На основании вышеизложенного делаем вывод, о том, что данные упражнения способствуют полноценному усвоению художественных произведений, формируют читательскую и учебную деятельность, создают устойчивый интерес к урокам литературного чтения.
Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к родной стороне в произведении русского искусства.
На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: любви к малой родине, ко всему живому, чувства уважения, внимания, сопереживания, готовность прийти на помощь, навыков культурного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В.Белов "Малька провинилась"3 класс УМК "Школа России"
Урок литературногочтения по теме В.Белов "Малька провинилась"составлен с целенаправленным и систематическим использованием приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников....
Конспект урока по теме: "В. Белов. Малька провинилась Ещё про Мальку. Логический анализ. Характеристика героев". 3 класс
Конспект урока по литературному чтению....
К уроку по теме В. Белов. Малька провинилась
Презентация иллюстрирует урок по одноимённой теме....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России
Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....