Обучение грамоте «Звук [у], буквы Уу»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 классе.Программа "Перспектива" Познакомить детей со звуком [у], буквой «у», ее употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [у], узнавать графический образ этой буквы, распознавать в печатном тексте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belousova_lg.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Обучение грамоте

Класс: 1 класс
Учитель :Белоусова Лидия Генадьевна

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными     умениями) (технология деятельностного метода)

Технологическая карта  урока.

Тема

 «Звук [у], буквы Уу»

Цель:

Сформировать новые знания  о звуке [у] и буквах Уу.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей со звуком [у], буквой «у», ее употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [у], узнавать графический образ этой буквы, распознавать в печатном тексте

Развивающие : Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, логического мышления и речи детей.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах ,работа в группах.

Формировать УУД:

- Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, , действие смыслообразования, формировать умение выказывать своё отношение к героям сказок, выражать свои чувства и эмоции к происходящему на уроке;

-Регулятивные УУД:; использовать учащимися знаково-символической системой ,целеполагание как постановка учебной задачи  ,планирование шагов изучения звука и букв, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, умение структурировать знания.

--Коммуникативные УУД:  умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, сдерживать себя, быть терпимее друг к другу;

Познавательные

общеучебные:

 смысловое чтение; умение осознанно  строить речевое высказывание по схеме предложения,

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации

Логические

Умение выполнить звуковой  анализ слов

Планируемый результат

Предметные:

  Формировать у учащихся умения различать звук о ив словах, распознавать  в печатном тексте   буквы Уу

Личностные: 

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
 Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).

Способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).

Основные понятия

Буква, звук

Ресурсы:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); плаката с буквами; учебник «Азбука». Климанова Л.Ф, Макеева С.Г...

Презентация « Буква У », наглядный материал, карточки с заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности

   Задача:

--создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

II. Актуализация  знаний и фиксирование затруднений

Задача:

--выявление предварительных знаний учащихся о звуках речи

2  разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос

III.

Построение проекта выхода из затруднения

- уточнить тему, цель урока и наметить шаги учебной деятельности

IV.

Реализация построенного проекта

1 задача: формирование знаний о звуке [у],

2 задача:

Ознакомление  с графическими образами букв .

 

ФИЗ минутка

IV.

Первичное закрепление

во внешней речи

задача:

первичное закрепление знаний, опыта на основе их применения

V.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача:

VI.

 Включение в систему знаний

1.задача:  повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «у» на основе применения разноуровне

вых и творческих заданий

VII.

Рефлексия деятельности

Приветствует учащихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения

Организация подводящего диалога с учащимися

Показ иллюстрации

Ставится проблема о звуке, который будут изучать на данном уроке, учитель подводит детей к определению темы урока.

Показ иллюстрации буквы У

Совместно с учениками определяется тема , цель урока и шаги учебной деятельности

1. Организует работу в паре и в микрогруппах для практического  наблюдения за звуком

2..Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, рассказывает учащимся, как образуется изучаемый звук ,

3.Подводит детей к выводу, что звук [у]-гласный.

2 Знакомит с графическим образом буквы У (иллюстрация)

Демонстрирует слайд с изображением слов , начинающихся на букву У.

Организует просмотр фильма

«На что похожа буква Уу»

Учитель организует проведение музыкальной физкультминутки

Организация первичного закрепления знаний,

 опыта на основе их применения

Организует чтение отрывка с привлечением всего класса к чтению по рисункам

Организует самостоятельную работу в виде игры «Найди меня». Контролирует

 и организует самопроверку по эталону

--Предлагает отгадать загадку определить позицию позиции изученного звука в слове и контролирует и корректирует ход игры

Слушает и корректирует ответы учащихся

Проводит задание на

соотнесение звуков и букв на моделях

Подводит к эмоциональной оценке урока учащимися через фильм о букве У.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

1.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Ваши ушки на макушке
Слушайте ,запоминайте

Ни минутки не теряйте

-- На прошлом уроке нам оставил Буратино «Сказочный конверт».

--Хотите узнать , что там лежит?

--Но откроем мы его  , если выполним задания Буратино.

 – На какие две группы делятся звуки?

На прошлом уроке  с какой буквой  и звуком познакомил нас Буратино?

--Дайте характеристику звуку « о».

--Каким способом определили гласный или согласный  (Произносили звук. Если произносится свободно, воздух проходит без преграды со стороны органов речи, тянется. Это гласный).

--Вспомните этапы изучения звука и букв А

(сначала произносили звуки, узнавали гласный или согласный. Потом знакомились с печатной и письменными буквами Аа)

-- Сегодня  добрый шаловливый Буратино, просит помочь ему выполнить задания.

--Произнесите этот звук . (у-у.у)

---Дайте характеристику этому звуку?

---Почему у вас разные варианты ответов?

(Мы не знакомились со звуком [у])

3.Отгадайте загадку и сформулируйте  тему урока:

—Послушайте загадку.

Если сделаю я губки
Очень тоненькой трубой
Звук потом произведу ,
То услышишь букву…
(Буква У)

4.

-- Какая тема урока? («Звук [у], буквы у )

5.

--Какую цель поставим перед собой ,что должны узнать на этом уроке?

 ( Узнать согласный или гласный  звук[у] ,  какими буквами обозначаем  звук [у])

-- Что нам поможет в изучении букв У у и звука  [у] ?  (способ как определить гласный или согласный звук _

-- Сегодня мы будем изучать звук и букву Уу по такому же плану , как звук и буквы Аа и О о

--Любознательный Буратино , просит помочь ему выполнить задания.

Упражнение 1 :

Работа в группах, посмотрите друг на друга произнесите звук [у]

-- Расскажите как мы произносим этот звук?

Упражнение 2:

--Произнесите по рядам с разной степени громкости.

1 группа громко, 2 группа потише, 3- тихо

---Рассмотрите иллюстрацию речевого аппарата, звук проходит свободно , без преграды.

-Буратино просит помощи ,никак не поймет какой звук хочет произнести мальчик?       

-- Рассмотрите , какой звук произносит мальчик, что он хочет сказать?  

Вывод:

-- Дайте характеристику звуку [у],. Докажите

2.

--Буратино  нам принёс на страницу изображение букв У У на стр.  Азбуки

-- На что похожа буква У? (ушки у улитке, ушки у зайчонка )

 С какого звука начинается слово обруч?

иллюстрация  «Печатные буквы Уу»

Задание 2:

--Напечайте буквы Уу на листочках

--Как писать Заглавную и строчную буквы мы будем учиться на следующем уроке

Задание 1

На слайде найдите слова , которые начинаются на букву У

Фильм «На что похожа буква У у »

1. .Задание. Работа с моделями слов «Усы»,

Каким цветом обозначим звук у на модели?

-- Сколько звуков в слове усы?

-Послушаем слово   «усы» и определим, из каких  звуков оно состоит . Какой звук обозначен буквой у?

--Сколько звуков в слове  «лук»?

-Где находится  звук [у] в начале, середине, в конце слова ?

1 Задание:

Чтение отрывка   на странице 70

2 Задание:

--Сколько слов в  схеме предложения.

Составьте предложение по схеме

3 Задание : Найдите в предложении буквы у и обведите в кружок. Игра «»Найди меня»

1
Волчок воет на луну.
Волчонку грустно одному: «У-У-У «

3

ПРОВЕРКА по эталону.

Задание 1

Загадка ( работа по ЭОР)

--Отгадайте загадку и составьте схему слова на листочках (ЛУНА)

На листочке составляют звуковую схему слова ТУЧА. Проверка на доске

Задание 2

 Упражнение ( работа по ЭОР)

Найди звук «у» в словахку-ка-ре-ку,му-му,жуки,голуби,хуравли)

Задание 2

Составьте звуковые схемы слов ( работа по ЭОР)

( гном, ослик)

Отрывок фильма о букве У

 (Прощание с буквой у)

--С  каким звуком и какими буквами на уроке познакомились?

-- Что вы узнали о звуке «у»?

--Помогли ли задания Буратино лучше познакомиться с героями произведения К.Чуковского . Мы выполнили задания Буратино . Теперь мы можем открыть Сказочный конверт . Как вы думаете , что там? (букваУ)
Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря,
Вы все очень постарались
Вам понравился друзья?

-Оцените свою работу на уроке: как вы работали. Нарисуйте на кружочке грустного или весёлого смайлика.

Слушают. Приветствуют учителя.

Совместно учитель и класс вступают в учебный диалог.

В учебном диалоге высказывают предположения о звуке и букве,

изучаемые на этом уроке,                  

определяют тему урока.

Учащиеся в диалоге определяют  цель урока и  этапы работы, выбор средств

Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки)

,работая в парах, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [у]-гласный.

Работают в паре,   микрогруппах проводят наблюдение над звуком.

Делают вывод, что звук [у],.  –гласный.

Дети делают предположение, доказывают, что это звук гласный

Учащиеся рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы, приводят свои примеры

Анализируют звуковые схемы слов, соотносят звук [о] и с буквой О

Участвуют  в процессе чтения с разным уровнем подготовленности уч-ся. При чтении

отрывка  читающим ребёнком,  дети заменяют картинки словами

Составляют по схеме предложение.

Распознают графический образ  в печатном тексте (обводят буквы «о»)

проверяют свою работу по эталону, оценивают знаками +или ?

Рассматривают ЭОР. Отгадывают загадку. Аргументируют свой ответ

Называют слова . слушают ответы одноклассников . исправляют ошибки и аргументируют ответы

Выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Оценивают свою работу и выражают эмоциональное отношение к проделанной работе

 Формирование положительных эмоций к предмету

Повторение о гласном звуке а,  группах согласных и гласных.

Развитие умения различать звук о в словах

Формирование положительных эмоций к предмету

Формирование положительных эмоций

Умение работать со схемами предложений

Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, характеризовать звуки, развивать устную речь

Уметь распознавать в печатном тексте букву о

Развитие умения различать звук о в словах, работать со схемами

Формирование положительных эмоций к предмету

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль деятельности;

логические: анализ звуков, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Внешний контроль, коррекция;

волевая саморегуляция.

 Познавательные: 

 формулирование темы урока

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи  ,планирование шагов изучения звука и букв

Коммуникативные :

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные : смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений,

Познавательные:

общеучебные : смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений,

  Коммуникативные: 

слушать и понимать речь других;

умение выражать свои мысли.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации

Личностные УУД:

 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

поиск и выделение необходимой информации 

Коммуникативные: 

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Использование учащимися знаково-символической сис

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения

Регулятивные:  умение учащимися использовать знаково-символическую систему

Познавательные:

общеучебные :

поиск и выделение необходимой информации

Логические

Выполнить звуковой  анализ слов

Коммуникативные: 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Учитель: Белоусова Лидия Генадьевна

Первая квалификационная категория, стаж работы – 28 лет, УМК «Перспектива»

МБОУ СОШ № 7

город Нижнекамск Республики Татарстан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

Обучение грамоте "Звуки и буквы Ж, Ш"

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте поможет закрепить знания о парных согласных звуках [ж], [ш]; продолжить наблюдение над написанием слогов ЖИ – ШИ; продолжает работу на нахождение родст...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...