кОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ "Л.ПАНТЕЛЕЕВ.ДВЕ ЛЯГУШКИ."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лыткина Светлана Владимировна

Материал представляет собой подробный конспект урока по ФГОС НОО. Предназначен для 2 класса УМК "Гармония". К конспекты прелагается маршрутный лист, планируемые результаты и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_panteleev.docx29.05 КБ
Файл oblozhka.docx205.16 КБ
Файл test_po_skazke.docx11.35 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

Мы друг другу повернулись    (Говорит ребёнок вслух)

Мы друг другу улыбнулись

И улыбка без сомненья

 Нам поднимет настроенье.

- Повернитесь к нашим гостям, молча поприветствуйте их и улыбнитесь. Тихо сядьте.

- У вас на столе - учебник, конверт с заданиями и  маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока.

2.Актуализация знаний.

-А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем  нашего сегодняшнего произведения?

- Возьмите маршрутный лист и обратите внимание на первое задание.

-Соедини название  животного и его сказочное прозвище.( работа с таблицей).Слайд 1

(Проверка со слайда.)

-Какое животное осталось  без характеристики?(Лягушка)

-Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях. (лягушка – квакушка)

Рассказ учителя  о лягушках (слайд 2)

 - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.  

-  Кто же будет героем произведения, с которым мы познакомимся на уроке? (лягушка)

- Верно и не одна.

- Откройте учебники и по содержанию определите автора и название произведения?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3.Постановка цели:

- Какие задачи поставим к уроку?

  • продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева; 
  • познакомиться с произведением;
  •  научиться осознанно  читать, приобрести читательский опыт

Сообщение об авторе (слайд 3) рассказывает ученик  и выставка книг у доски.

Настоящее имя Л. Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Родился он 22 августа 1908 года в Петербурге, в семье военного. В гражданскую войну потерял родителей. В 1921 году он попал в школу для беспризорных имени Ф. М. Достоевского (ШКИД), где познакомился со своим другом и соавтором Г.Г. Белых. Вместе они потом написали книгу «Республика ШКИД» о жизни в этой школе. Пантелеевым написаны повести, рассказы для детей и юношества.  

Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.

- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (Честное слово)

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

Антиципация:

- Как вы думаете к какому жанру относится произведение, с которым мы познакомимся? (рассказ, сказка, басня)

- Прослушаем произведение.

4.Первичное знакомство с текстом. (Слушают диафильм с остановками)

1). Просмотр диафильма «Две лягушки»

2) Беседа по прослушанному тексту

- Интересно или неинтересно было слушать  это произведение?  Почему?

-Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

-  Работаем с маршрутным листом, обратите внимание на задание под номером 2.

- Какой жанр у  данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (сказка)

- Докажите, что это сказка? Речевые  обороты:

( жили были, герои думают, говорят, повторы) 

маршрутный лист.

Басня

Сказка

Рассказ

Обведи правильный ответ

-К какому типу сказок относится?  (сказки о животных)

- Сказка авторская или народная? Объясните своё мнение.

 5.Подготовительная работа к чтению текста.(задания перед текстом)

Словарная работа. Работа в паре.

- В тексте  нам встретятся новые и малоупотребительные слова.

маршрутный лист(словарная работа)

1. Барахтаться

неглубокая и неширокая траншея

2. Канава

делать беспорядочные движения,

находясь в жидкости

3. Погреб

Настойчивый, стойкий, непреклонный

4. Бултыхаться

кладовая ниже уровня земли,

для хранения овощей и продуктов.

5. Упрямый

барахтаться, плескаться

 Соедини слово с его значением

Проверяем по (слайду5) озвучивают значение слов по очереди

6.Чтение текста детьми (учитель называет , тех кто читает)

1)- Какая лягушка тебе больше понравилась и чем?

7. Выборочное чтение.

1)- Какие бывают лягушки? (лягушки бывают лесные)

2)-Где жили лягушки? (в канаве)

3)-Почему они жили в одной канаве? (были подруги)

4)-Что мы узнаём о каждой из них?

Храбрая                                                        Трусиха

Сильная                                                       лентяйка

Весёлая                                                           соня

5)-Как случилось, что лягушки оказались в погребе?

6)-Что привлекло их внимание?

7)-Прочитайте, как они  попали в горшок со сметаной?

8)-Что значит нечаянно?

9)-Почему было не выбраться из глиняного  горшка, где об этом сказано?

10)-Что сделала лягушка - лентяйка?

11)-Прочитайте, о чём она думала?

12)-А что же происходит с храброй лягушкой?

13)-Найдите и прочитайте слова, о чём она думала, когда барахталась в сметане?

-Что она для себя решила, до каких пор она будет бороться?

14)-Найдите и прочитайте как автор описывает борьбу лягушки за свою жизнь?

15)-Как автор здесь называет лягушку?(наша)

16)-Почему?

17)-Как же ей удалось вылезти из этого глиняного горшка?

18)-О какой  черте характера говорит её поведение, её борьба за жизнь? (упорство)

- Соедините характеристики и лягушек. (слайд6 ) маршрутный лист № 6(выходят к доске и маркером соединяют)

19)- Почему городская лягушка утонула? (Сломалась, не поверила в свои силы.  Упала духом. Была неспособна бороться.)

20)- Какую мысль автор хотел донести до читателя? (не надо сдаваться, надо бороться)

21)-Найдите в тексте  то место, где написаны слова, которые выражают главную мысль сказки? («Пока силы есть, буду бороться» Я ведь ещё живая – значит, надо жить).

22)- Как другими словами можно выразить главную мысль сказки? ( Не падай духом), (Не опускай руки)

Беседа после чтения:

- Подобные ситуации бывают с людьми? (Бывают)

- У кого получается добиться своего? (У того, кто целеустремленный, знает, чего хочет)

- Может быть, с кем–то  из вас была подобная ситуация?

- Как понимаете: «Не умирай раньше смерти»? (Стой до конца, до победы или до поражения)

-Физкультурная минутка.

-Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём.

Лягушата потянулись,

Раз нагнулись,

Два нагнулись.

Руки в стороны развели,

Мошек видно не нашли.

Чтобы мошек им достать,

Нужно на носочки встать.

7. Контроль усвоенных знаний. (Работа выполняется на карточках). Взаимопроверка по образцу и самоотметка с объяснением.  (Слайд 7)

          - Обратите внимание на следующее задание в маршрутном листе.

- После выполнения его обменяйтесь листами и выполните взаимопроверку по образцу на доске.

- Обменяйтесь листами вновь и самостоятельно поставьте себе отметки по предложенным критериям.

- Озвучьте свою отметку (1-2человека проговаривают вслух)

 Тест

1. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

2. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

 

3. О чем  подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

 

4. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

 

5. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там – что будет».

(Слайд 8)

- Надо выполнить правильно 5 заданий

- Я выполнил все правильно, ставлю отметку «5»

- Я выполнил правильно 4 , ставлю отметку «4»

- Я выполнил правильно 3, ставлю отметку «3»

- Я затруднился с выполнением тестового задания, мне надо ещё дома поработать над текстом.

8.  Работа в паре с пословицами. (слайд 9)

- Какая из пословиц отражают главную мысль сказки?

- Выберите и объясните.

1.Кто не работает, тот не ест.

2.Лентяй  поленился, а упорный добился

3)Под лежачий камень и вода не течёт.

9. Практическая работа в группе по выполнению эскиза обложки

- Перед выполнением следующего задания, прошу вас вспомнить правила работы в группе.

(Работать на благо общего дела т.е.сообща, слажено, аккуратно; не мешать другим, слушать лидера группы.)

- Два человека пойдут выполнять эту работу на обратной стороне доски.

-Составим модель обложки  работа в группах ( с раздаточным материалом. В каждой группы по 4 человека, выбирают автора, название, картинки и приклеивают на заготовку обложки, после зачитывают и вывешивают на доску, 2 человека составляют модель на доске, учитель проверяет и помогает, в случае затруднения. После проверка по доске)

- Итак, проверяем.(Открываю доску, дети по 1 человеку из группы выходят и вывешивают свои работы на доску ,сверяют со своими работами)

- Ребята, какую информацию мы узнаем из нашей обложки? (Автора, название произведения, жанр, главных персонажей)

10. Рефлексия:

-Судьба Пантелеева наталкивает на мысль, что выбор сюжета не случаен. Почему?

– Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

-Какой вывод ты для себя сделал? (Никогда не сдаваться перед трудностями.)

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?  

-Что для жизни нам дало знакомство с этой сказкой? (воспитывать в себе такие качества как настойчивость, целеустремлённость, выносливость)

- Верно. Ведь литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума.

11. Д.З. , выставление отметок.

- Какое д/з хотели бы выполнить? Запишите его в дневник. (слайд 10)

1)Прочитать ещё раз и пересказать.

2)Пересказать от лица лесной лягушки.

3)Составить план сказки.

12.Эмоциональная рефлексия.

-Возьмите смайлик и покажите с каким настроением уходите после урока. (Выбирают из 2х смайликов 1. Весёлое лицо или грустное и объясняют почему?

- Прочитайте самые последние слова в маршрутном листе (1 человек читает вслух)

- Я желаю вам, чтобы эти слова послужили вам девизом в  жизни.



Предварительный просмотр:

Л. Пантелеев

Сказка

«Две лягушки»

Рассказ

«Две лягушки»

Басня

«Две лягушки»

Сборник русских народных сказок

http://raskraska1.com/assets/images/resources/281/raskraska-ljagushka40.jpghttp://raskraska1.com/assets/images/resources/281/raskraska-ljagushka12.jpg

http://xn--80aaygb6acgd.kz/uploads/4/4/5/raskraska-carevna-ljagushka34435.jpg

 Задание в группе



Предварительный просмотр:

           Тест

1. Где жили лягушки?

а) в болоте,

б) в канаве,

в) в городском парке.

 

2. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

3. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

 

4. О чем  подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

 

5. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

 

6. Что случилось со сметаной?

а) она высохла,

б) из нее получился сыр,

в) из нее сбилось масло.

 

7. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там – что будет».



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика 2 класса.   Гордея Т.                                                                                     

  1. Соедини название животного и его сказочное прозвище:

Лиса

Трусишка, косой

Медведь

Кумушка, Патрикеевна, сестричка

Заяц

Петух

Косолапый

Лягушка

Золотой гребешок

                                                                                           

  1. Определи жанр?

БАСНЯ                        СКАЗКА                РАССКАЗ

                                                                                                                                                                                                 

  1. К какому типу сказок относится?
  1. Волшебные сказки      2) Сказки о животных           3) Социально – бытовые
  1. Сказка авторская или народная? Почему так решил? Объясни устно.

5.Соедини слово с его значением

Барахтаться

Не глубокая и не широкая траншея

Канава

Делать беспорядочные движения, находясь в жидкости

Погреб

Настойчивый, стойкий, непреклонный

Бултыхаться

Кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов

Упорный

Барахтаться, плескаться

                             

6.Сравнительная характеристика  

городская

лесная

Весёлая

Настойчивая

Храбрая

Сильная

Лентяйка

Трусиха

Волевая

Безвольная

Бодрая

Унылая

                                                                 

7. Взаимопроверка и самоотметка теста:

- Надо выполнить правильно 5 заданий

- Я выполнил все правильно, ставлю отметку «5»

- Я выполнил правильно 4 заданий, ставлю отметку «4»

- Я выполнил правильно 3, ставлю отметку «3»

- Я затруднился с выполнением тестового задания, мне надо ещё дома поработать над текстом.

 

  Тест

1. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

2. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

3. О чем  подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

4. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

5. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там – что будет».

8. Какая из пословиц больше всего подойдёт к этой сказке?  Работа в паре.

1)Кто не работает, тот не ест.

2)Лентяй  поленился, а упорный добился

3) Под лежачий камень и вода не течёт.

 «Не падай духом,  борись, ищи,  

не отступай  и не сдавайся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3 классе "Лягушка-путешественница" Гаршин В.М.

урок литературного чтения разработан с применением  различных технологий , позволяющим эффективно внедрять в учебный процесс СОТ...

Конспект урока.Литературное чтение 3 класс. В.Гаршин "Лягушка-путешественница"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели. Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина.Продолжить работу над навыками выразительногочтения.Учить детей выделять главную мысль произведения,давать характ...

Конспект урока литературного чтения. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок литературного чтения, УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Цель: знакомство с литературной сказкой  В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Задачи...

Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс

Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница""....

Конспект + презентация к уроку литературного чтения по теме В.Гаршин. "Лягушка - путешественница"

урок литературного чтения в 4 классе. В.Гаршин."Лягушка - путешесвенница"...