кОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ "Л.ПАНТЕЛЕЕВ.ДВЕ ЛЯГУШКИ."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Материал представляет собой подробный конспект урока по ФГОС НОО. Предназначен для 2 класса УМК "Гармония". К конспекты прелагается маршрутный лист, планируемые результаты и самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_panteleev.docx | 29.05 КБ |
oblozhka.docx | 205.16 КБ |
test_po_skazke.docx | 11.35 КБ |
marshrutnyy_list.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
Мы друг другу повернулись (Говорит ребёнок вслух)
Мы друг другу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
- Повернитесь к нашим гостям, молча поприветствуйте их и улыбнитесь. Тихо сядьте.
- У вас на столе - учебник, конверт с заданиями и маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока.
2.Актуализация знаний.
-А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем нашего сегодняшнего произведения?
- Возьмите маршрутный лист и обратите внимание на первое задание.
-Соедини название животного и его сказочное прозвище.( работа с таблицей).Слайд 1
(Проверка со слайда.)
-Какое животное осталось без характеристики?(Лягушка)
-Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях. (лягушка – квакушка)
Рассказ учителя о лягушках (слайд 2)
- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.
- Кто же будет героем произведения, с которым мы познакомимся на уроке? (лягушка)
- Верно и не одна.
- Откройте учебники и по содержанию определите автора и название произведения?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3.Постановка цели:
- Какие задачи поставим к уроку?
- продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева;
- познакомиться с произведением;
- научиться осознанно читать, приобрести читательский опыт
Сообщение об авторе (слайд 3) рассказывает ученик и выставка книг у доски.
Настоящее имя Л. Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Родился он 22 августа 1908 года в Петербурге, в семье военного. В гражданскую войну потерял родителей. В 1921 году он попал в школу для беспризорных имени Ф. М. Достоевского (ШКИД), где познакомился со своим другом и соавтором Г.Г. Белых. Вместе они потом написали книгу «Республика ШКИД» о жизни в этой школе. Пантелеевым написаны повести, рассказы для детей и юношества.
Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.
- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (Честное слово)
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
Антиципация:
- Как вы думаете к какому жанру относится произведение, с которым мы познакомимся? (рассказ, сказка, басня)
- Прослушаем произведение.
4.Первичное знакомство с текстом. (Слушают диафильм с остановками)
1). Просмотр диафильма «Две лягушки»
2) Беседа по прослушанному тексту
- Интересно или неинтересно было слушать это произведение? Почему?
-Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?
- Работаем с маршрутным листом, обратите внимание на задание под номером 2.
- Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (сказка)
- Докажите, что это сказка? Речевые обороты:
( жили были, герои думают, говорят, повторы)
маршрутный лист.
Басня | Сказка | Рассказ |
Обведи правильный ответ |
-К какому типу сказок относится? (сказки о животных)
- Сказка авторская или народная? Объясните своё мнение.
5.Подготовительная работа к чтению текста.(задания перед текстом)
Словарная работа. Работа в паре.
- В тексте нам встретятся новые и малоупотребительные слова.
маршрутный лист(словарная работа)
1. Барахтаться | неглубокая и неширокая траншея |
2. Канава | делать беспорядочные движения, находясь в жидкости |
3. Погреб | Настойчивый, стойкий, непреклонный |
4. Бултыхаться | кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов. |
5. Упрямый | барахтаться, плескаться |
Соедини слово с его значением |
Проверяем по (слайду5) озвучивают значение слов по очереди
6.Чтение текста детьми (учитель называет , тех кто читает)
1)- Какая лягушка тебе больше понравилась и чем?
7. Выборочное чтение.
1)- Какие бывают лягушки? (лягушки бывают лесные)
2)-Где жили лягушки? (в канаве)
3)-Почему они жили в одной канаве? (были подруги)
4)-Что мы узнаём о каждой из них?
Храбрая Трусиха
Сильная лентяйка
Весёлая соня
5)-Как случилось, что лягушки оказались в погребе?
6)-Что привлекло их внимание?
7)-Прочитайте, как они попали в горшок со сметаной?
8)-Что значит нечаянно?
9)-Почему было не выбраться из глиняного горшка, где об этом сказано?
10)-Что сделала лягушка - лентяйка?
11)-Прочитайте, о чём она думала?
12)-А что же происходит с храброй лягушкой?
13)-Найдите и прочитайте слова, о чём она думала, когда барахталась в сметане?
-Что она для себя решила, до каких пор она будет бороться?
14)-Найдите и прочитайте как автор описывает борьбу лягушки за свою жизнь?
15)-Как автор здесь называет лягушку?(наша)
16)-Почему?
17)-Как же ей удалось вылезти из этого глиняного горшка?
18)-О какой черте характера говорит её поведение, её борьба за жизнь? (упорство)
- Соедините характеристики и лягушек. (слайд6 ) маршрутный лист № 6(выходят к доске и маркером соединяют)
19)- Почему городская лягушка утонула? (Сломалась, не поверила в свои силы. Упала духом. Была неспособна бороться.)
20)- Какую мысль автор хотел донести до читателя? (не надо сдаваться, надо бороться)
21)-Найдите в тексте то место, где написаны слова, которые выражают главную мысль сказки? («Пока силы есть, буду бороться» Я ведь ещё живая – значит, надо жить).
22)- Как другими словами можно выразить главную мысль сказки? ( Не падай духом), (Не опускай руки)
Беседа после чтения:
- Подобные ситуации бывают с людьми? (Бывают)
- У кого получается добиться своего? (У того, кто целеустремленный, знает, чего хочет)
- Может быть, с кем–то из вас была подобная ситуация?
- Как понимаете: «Не умирай раньше смерти»? (Стой до конца, до победы или до поражения)
-Физкультурная минутка.
-Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём.
Лягушата потянулись,
Раз нагнулись,
Два нагнулись.
Руки в стороны развели,
Мошек видно не нашли.
Чтобы мошек им достать,
Нужно на носочки встать.
7. Контроль усвоенных знаний. (Работа выполняется на карточках). Взаимопроверка по образцу и самоотметка с объяснением. (Слайд 7)
- Обратите внимание на следующее задание в маршрутном листе.
- После выполнения его обменяйтесь листами и выполните взаимопроверку по образцу на доске.
- Обменяйтесь листами вновь и самостоятельно поставьте себе отметки по предложенным критериям.
- Озвучьте свою отметку (1-2человека проговаривают вслух)
Тест
1. Куда лягушки забрались?
а) в кухню,
б) в погреб,
в) в сарай.
2. Куда они свалились?
а) в горшок со сметаной,
в) в бутылку с кефиром,
б) в блюдце с молоком.
3. О чем подумала ленивая лягушка?
а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,
б) «Только время даром тратить»,
в) «Уж лучше я сразу утону».
4. О чем думала лесная лягушка?
а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,
б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,
в) «Нет, не сдамся».
5. В каких словах выражена главная мысль сказки?
а) «Не падай духом!»,
б) «Откуда взялось масло?»,
в) «А там – что будет».
(Слайд 8)
- Надо выполнить правильно 5 заданий
- Я выполнил все правильно, ставлю отметку «5»
- Я выполнил правильно 4 , ставлю отметку «4»
- Я выполнил правильно 3, ставлю отметку «3»
- Я затруднился с выполнением тестового задания, мне надо ещё дома поработать над текстом.
8. Работа в паре с пословицами. (слайд 9)
- Какая из пословиц отражают главную мысль сказки?
- Выберите и объясните.
1.Кто не работает, тот не ест.
2.Лентяй поленился, а упорный добился
3)Под лежачий камень и вода не течёт.
9. Практическая работа в группе по выполнению эскиза обложки
- Перед выполнением следующего задания, прошу вас вспомнить правила работы в группе.
(Работать на благо общего дела т.е.сообща, слажено, аккуратно; не мешать другим, слушать лидера группы.)
- Два человека пойдут выполнять эту работу на обратной стороне доски.
-Составим модель обложки работа в группах ( с раздаточным материалом. В каждой группы по 4 человека, выбирают автора, название, картинки и приклеивают на заготовку обложки, после зачитывают и вывешивают на доску, 2 человека составляют модель на доске, учитель проверяет и помогает, в случае затруднения. После проверка по доске)
- Итак, проверяем.(Открываю доску, дети по 1 человеку из группы выходят и вывешивают свои работы на доску ,сверяют со своими работами)
- Ребята, какую информацию мы узнаем из нашей обложки? (Автора, название произведения, жанр, главных персонажей)
10. Рефлексия:
-Судьба Пантелеева наталкивает на мысль, что выбор сюжета не случаен. Почему?
– Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
-Какой вывод ты для себя сделал? (Никогда не сдаваться перед трудностями.)
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
-Что для жизни нам дало знакомство с этой сказкой? (воспитывать в себе такие качества как настойчивость, целеустремлённость, выносливость)
- Верно. Ведь литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.
11. Д.З. , выставление отметок.
- Какое д/з хотели бы выполнить? Запишите его в дневник. (слайд 10)
1)Прочитать ещё раз и пересказать.
2)Пересказать от лица лесной лягушки.
3)Составить план сказки.
12.Эмоциональная рефлексия.
-Возьмите смайлик и покажите с каким настроением уходите после урока. (Выбирают из 2х смайликов 1. Весёлое лицо или грустное и объясняют почему?
- Прочитайте самые последние слова в маршрутном листе (1 человек читает вслух)
- Я желаю вам, чтобы эти слова послужили вам девизом в жизни.
Предварительный просмотр:
Тест
1. Где жили лягушки?
а) в болоте,
б) в канаве,
в) в городском парке.
2. Куда лягушки забрались?
а) в кухню,
б) в погреб,
в) в сарай.
3. Куда они свалились?
а) в горшок со сметаной,
в) в бутылку с кефиром,
б) в блюдце с молоком.
4. О чем подумала ленивая лягушка?
а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,
б) «Только время даром тратить»,
в) «Уж лучше я сразу утону».
5. О чем думала лесная лягушка?
а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,
б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,
в) «Нет, не сдамся».
6. Что случилось со сметаной?
а) она высохла,
б) из нее получился сыр,
в) из нее сбилось масло.
7. В каких словах выражена главная мысль сказки?
а) «Не падай духом!»,
б) «Откуда взялось масло?»,
в) «А там – что будет».
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист ученика 2 класса. Гордея Т.
- Соедини название животного и его сказочное прозвище:
Лиса | Трусишка, косой |
Медведь | Кумушка, Патрикеевна, сестричка |
Заяц | |
Петух | Косолапый |
Лягушка | Золотой гребешок |
- Определи жанр?
БАСНЯ СКАЗКА РАССКАЗ
- К какому типу сказок относится?
- Волшебные сказки 2) Сказки о животных 3) Социально – бытовые
- Сказка авторская или народная? Почему так решил? Объясни устно.
5.Соедини слово с его значением
Барахтаться | Не глубокая и не широкая траншея |
Канава | Делать беспорядочные движения, находясь в жидкости |
Погреб | Настойчивый, стойкий, непреклонный |
Бултыхаться | Кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов |
Упорный | Барахтаться, плескаться |
6.Сравнительная характеристика
городская | лесная | ||
Весёлая | |||
Настойчивая | |||
Храбрая | |||
Сильная | |||
Лентяйка | |||
Трусиха | |||
Волевая | |||
Безвольная | |||
Бодрая | |||
Унылая |
7. Взаимопроверка и самоотметка теста:
- Надо выполнить правильно 5 заданий
- Я выполнил все правильно, ставлю отметку «5»
- Я выполнил правильно 4 заданий, ставлю отметку «4»
- Я выполнил правильно 3, ставлю отметку «3»
- Я затруднился с выполнением тестового задания, мне надо ещё дома поработать над текстом.
Тест
1. Куда лягушки забрались?
а) в кухню,
б) в погреб,
в) в сарай.
2. Куда они свалились?
а) в горшок со сметаной,
в) в бутылку с кефиром,
б) в блюдце с молоком.
3. О чем подумала ленивая лягушка?
а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,
б) «Только время даром тратить»,
в) «Уж лучше я сразу утону».
4. О чем думала лесная лягушка?
а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,
б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,
в) «Нет, не сдамся».
5. В каких словах выражена главная мысль сказки?
а) «Не падай духом!»,
б) «Откуда взялось масло?»,
в) «А там – что будет».
8. Какая из пословиц больше всего подойдёт к этой сказке? Работа в паре.
1)Кто не работает, тот не ест.
2)Лентяй поленился, а упорный добился
3) Под лежачий камень и вода не течёт.
«Не падай духом, борись, ищи,
не отступай и не сдавайся»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 3 классе "Лягушка-путешественница" Гаршин В.М.
урок литературного чтения разработан с применением различных технологий , позволяющим эффективно внедрять в учебный процесс СОТ...
Конспект урока.Литературное чтение 3 класс. В.Гаршин "Лягушка-путешественница"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели. Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина.Продолжить работу над навыками выразительногочтения.Учить детей выделять главную мысль произведения,давать характ...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Урок с применением технологии критического мышления....
Конспект урока литературного чтения. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения, УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Цель: знакомство с литературной сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Задачи...
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница""....
Конспект + презентация к уроку литературного чтения по теме В.Гаршин. "Лягушка - путешественница"
урок литературного чтения в 4 классе. В.Гаршин."Лягушка - путешесвенница"...