РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2.) на 2016-2021 г.г
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа разработана на основе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit.cht_1-4_klass.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | «Согласовано» Зам. директора по ВМР _____________Н.Б.Ходор | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10» _____________________Л.П.Грубая Приказ № 81-ОД от «28» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2.)
на 2016-2021 г.г.
(новая редакция)
Составлено по УМК «Школа России»
к учебнику Л.Ф.Климановой, Горецкого В.Г. Головановой М.В.
Разработчик: учитель начальных классов
Гень О.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования (далее - АООП НОО ЗПР) Муниципального бюджетного специального коррекционного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная)начальная школа — детский сад №10» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с задержкой психического развития ( далее- ЗПР).
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» разработана в соответствии со следующими документами:
Программа разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта начального
- общего образования;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»;
- учебного плана МБС(К)ОУ « С(К)НШ-ДС№10»;
- учебно-методического комплекса;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528).
- Концепции и программ для начальных классов Школа России (в 2-х частях). Москва, «Просвещение», 2004г (Авторы: М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, В.А. Кирюшкин, Ю.М. Колягин, М.И. Моро, А.А. Плешаков, С.В. Степанова, Н.А. Федосова, Т.Е. Хохлова, А.Ф. Шанько),
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21). Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н. Морсакова, Н.А.Цыпина.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10» реализуется АООП НОО для детей с ЗПР , программа разработана с учетом варианта ЗПР 7.2 .
Содержание образования на начальном уровне обучения обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования, обеспечивает целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому предмету.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение, как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ЗПР, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
II. Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность
III.Место учебного предмета, курса в учебном плане
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).
I класс- 4 ч в неделю (33 учебные недели) Всего – 132 ч
Выделяются три периода:
Подготовительный период — 10 ч
Букварный период – 84 ч
Послебукварный период — 38 ч
I дополнительный класс – 4 ч в неделю (33 учебные недели) Всего – 132 ч
Литературное чтение 1 класс
II- IVкласс – 4 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 136 ч
Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (вариант 1) | |||||||
Предметные области | Классы | Количество часов в год | Всего | ||||
Филология | 1 | 1 доп. | 2 | 3 | 4 | ||
Литературное чтение | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты освоения АОП НОО
По годам обучения
№ | Критерии сформированности | Коды и личностные результаты обучающихся по годам обучения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Готовность познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1.Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Готовность к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности | ||
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок | 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества | ||
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
1.6. Готовность согласно установленным учителем правилам | 1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям | ||
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
2 | Смыслообразование | 2.1. Идентификация себя в роли первоклассника | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивацией над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнениям взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
3.3. Понимание результата учебной деятельности | 3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
3.4. Положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение продуктов деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
3.5. Информированность о профессиях, членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях, членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях, членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных | ||
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
3.8. Готовность быть доброжелательным | 3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Личностные результаты освоения учащимися с ЗПР оцениваются в динамике (таблица 3).
Таблица 3
Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы и получат возможность для формирования по годам обучения
№ | Критерии сформированности | Код результата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1[1] | 2[2]** | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. | + | + | + | + | + | + | ||||
1.2. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
1.3. | + | + | + | |||||||||
1.4. | + | + | + | |||||||||
1.5. | + | + | + | + | + | |||||||
1.6. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
1.7. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» | 1 | 4 | 4 | 4 | 8 | |||||||
2 | Смыслообразование | 2.1. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
2.2. | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» | 1 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. | + | + | + | + | ||||||
3.2. | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.3. | + | + | + | + | + | |||||||
3.4. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
3.5. | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.6. | + | + | + | + | + | |||||||
3.7. | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.8. | + | + | + | + | + | |||||||
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» | 1 | 4 | 7 | 8 | ||||||||
Количество диагностируемых личностных результатов в классе | 6 | 10 | 13 | 18 |
Учитывая социальную ситуацию развития учащихся с ЗПР, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности учащихся с ЗПР в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
В таблице 4 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Таблица 4
Блоки личностных планируемых результатов
Критерии сформированности | Блок «Я» | Блок «Семья» | Блок «Школа» | Блок «Родной край» | Блок «Россия и мир» |
Код результата | |||||
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.2, 1.8 | 1.7 | 1.6 | – | 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 |
Смыслообразование | – | – | 2.1, 2.2 | – | – |
Нравственно-этическая ориентация | 3.2, 3.3, 3.6 | 3.7, 3.8 | 3.4 | 3.1, 3.5 | – |
ЛИЧНОСТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ПРЕДМЕТНЫЕ |
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование средствами литературных произведений целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях ;умение сравнивать поступки литературных героев со своими собственными; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; | 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; 5)умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу; 6)осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 7)формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 8)формирование потребности в систематическом чтении. |
Предметные результаты освоения учебного предмета
« Литературное тение»
Предметные результаты учебного предмета « Литературное чтение» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с ЗПР не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
В программе учебного предмета «Чтение» выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся с ЗПР.
Минимальный уровень является обязательным для всех учащихся с ЗПР. Освоение предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Чтение» не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Класс / год обучения | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
V. Содержание программы по учебному предмету , курсу 1- 4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учѐтом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России)и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
Представленность разных видов книг:историческая,приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета,курса
1 класс – 132 ч
Выявление знаний и умений. Умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно выделять их из слова, составлять предложения, знание букв, умение читать слоги и слова, состояние звукопроизношения, умение ориентироваться на листе бумаги.
Умение готовить рабочее место, выполнять задания учителя, обращенные ко всем ученикам, отвечать на вопросы.
Звуки речи. Различение звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков. Гласные звуки [а], [о], [ы], [у], [и], их артикуляция, звучание. Термин гласный звук, условно-графическое обозначение гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах, уточнение значения слов.
Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопоставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие). Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов.
Последовательное выделение звуков. Условно-графическая схема звукового состава слова. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных (ау, уа), в односложных словах без стечения согласных (типа ус, мак), в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы); в двусложных и многосложных словах, состоящих из открытых слогов (типа рука, кубики); в двусложных и многосложных словах с закрытым и открытым слогами (типа утка, игрушки), в односложных и двусложных словах со стечением согласных в слоге (типа мост, брат, шкурки, спорт).Самопроверка правильности выполнения задания.
Соотношение звука и буквы. Две функции буквыИ: обозначает звук [и], обозначает мягкость находящегося перед ней согласного (непосредственные наблюдения учеников).
Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в моделях звукового состава слов, термины гласный звук под ударением, безударный гласный звук.
Слово, предложение. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Термины слово, предложение. Устные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений.
Понимание, о ком, о чем говорится в предложении, что говорится о нем. Составление предложений, в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (типа: много тетрадей, коробка конфет) и существительных творительного падежа (типа: любуюсь Москвой; кормлю зерном). Образование форм множественного числа от имен существительных единственного числа и наоборот.
Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух – четырех предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение семантики слов. Составление моделей предложений, составление предложений по готовым схемам. Речевая этика. Культура общения. Уточнение и расширение словарного запаса, предметная отнесенность слов, их правильное произнесение.
Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные.
Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных.
Ознакомление с буквами Ь (как показателем мягкости согласных) и Ъ, обучение чтению слов простых слоговых структур с Ь, слов с разделительными Ь, Ъ.
Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных.
Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в букваре, тетради, на доске, с использованием всего алфавита. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений.
Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям.
Рассматривание иллюстраций в книге, пересказ по ним и по вопросам учителя содержания услышанного произведения. Ознакомление с терминами обложка, страницы, автор, название (заголовок), действующие лица (герои), начало, окончание.
Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т.п., практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Выделение не понятных по значению слов.
Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы.
Литературное чтение 1 класс – 132 ч
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
Раздел учебного курса | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль Формы контроля |
Добукварный (подготовительный ) период | 33ч | |
буквы А, О, И, У, Ы | Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов | |
Букварный период буквы Н, С, К, Т, Л, Р, В, Е буквы П, М, З, Б, Д, Я, Г, Ч, Ь буквы Ш, слова с ШИ, Ж, слова с сочетанием ЖИ, Ё, Й, Х, Ю, Ц, Э, Щ, Ф, Ъ, Ь. | 76ч | Составлять простые пр-я и моделировать их с помощью схем. Составлять пр-я по заданным схемам и читать . Классифицировать слова по кол-ву слогов и месту ударения. Делать вывод. Анализировать слово с опорой на его модель. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Составлять слова из букв и слогов. Читать текст вслух. Отвечать на вопросы учителя по содержанию. Соотносить текст и иллюстрацию. |
Послебукварный период | 23ч | |
С.Маршак «Как хорошо уметь читат Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» К. Ушинский «Наше Отечество» В. Крупин «Первоучители словенские». В.Крупин « Первый букварь» А.С.Пушкин «Сказки» Л.Н.Толстой , К.Д.Ушинский « Рассказы для детей» К.И.Чуковский «Телефон» «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М.Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». Стихи А Л..Барт Весёлые стихи С.В.Михалков , Б. Заходер В.Берестов Наши достижения. Конкурс чтецов | «Чему нас научила Азбука?» проверочная работа Читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Проект «Живая азбука» |
Литературное чтение 1 дополнительный класс – 132 ч
Раздел учебного курса | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль Формы контроля |
Жили- были буквы | 22 | Проверочная работа |
Загадки, сказки, небылицы | 23 | Проверочная работа |
Апрель, апрель. Звенит капель! | 15 | Проверочная работа |
И в шутку и всерьёз | 24 | Проверочная работа |
Я и мои друзья | 25 | Проверочная работа |
О братьях наших меньших | 18 | Проверочная работа |
Повторение | 6 | Проверочная работа |
Всего: | 132 |
Произведения из книги « Внеклассное чтение» для 1 класса – 53 ч:
Страна детства- 12 ч
Произведения Е.Пермяка, Л. Воронковой, В. Драгунского, Ю.Коваля, И. Пивоваровой.
Мир вокруг нас – 14 ч
Произведения К. Ушинского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Чаплина.
Расскажу вам сказку – 10 ч
Произведения В. Даля, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки,В. Катаева.
Веселая переменка – 16 ч
Произведения В. Драгунского, Н. Сладкова, Голявкина
Обобщение - 1 ч
II класс - 136 ч, 4 часа в неделю
- Самое великое чудо на свете (5 ч)
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю.Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
- Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
- О братьях наших меньших (12ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
- Из детских журналов (9 ч)
1.Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
- Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
- Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
- Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
- И в шутку и всерьез (14 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»)
III КЛАСС (4 часа в неделю, 136 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (16 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).
Поэтическая тетрадь 1 (12 ч)
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (30 ч)
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).
Литературные сказки (12 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).
Были-небылицы (6 ч)
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
Люби живое (12 ч)
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (14 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).
По страницам детских журналов (5 ч)
«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
IV класс ( 3 часа в неделю, 102 ч)
Летописи, былины, жития (5 ч)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).
Из русской классической литературы (16 ч)
П.П. Ершов «Конек-горбунок»; А.С.Пушкин («Птичка», «Няне», «Туча», «Унылая пора!Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне...»); М.Ю.Лермонтов («Дары Терека», «Ашик-Кериб»); Л.Н.Толстой («Детство» (отрывок), «Как мужик убрал камень»); А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтические тетради (18 ч)
«Светлый край берез, моя Россия!». Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко»; А.А.Фет «Весенний дождь.», «Бабочка»; Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.Н.Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», «Русь»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; С.Д.Дрожжин «Родине»; И А. Бунин «Листопад»
«Тихая моя родина».Б.Л. Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»; С.А.Есенин «Лебедушка», «Бабушкины сказки»; Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»; А.В.Жигулин («О, Родина! В неярком блеске..»; Н.М.Рубцов «Сентябрь»; Д.Б. Кедрин «Бабье лето». «Мне вспомнились детства далекие годы...». В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»; М.И.Цветаева («Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Твоя книжная полка (54 ч)
Страна далекого детства. П.П.Бажов «Серебряное копытце»; Б.С.Житков «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко «Елка»; В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Человек и природа. М.М.Пришвин «Выскочка»; Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»; Е.И.Чарушин «Кабан»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Делу время — потехе час. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна «Фантазия».Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»; К.Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (9 ч)
Дж.Свифт «Путешествия Гулливера»; Г.Х.Андерсен «Русалочка»; М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Основные требования к уровню подготовки учащихся
1 дополнительного класса:
Должны уметь и знать:
-слушать сказки, рассказы, стихотворения;
-читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание по готовому плану;
-знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
-самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
-работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса
должны уметь
-читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;
- находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- давать подробный пересказ небольшого доступного текста;
- составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;
-самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.
должны знать
-фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;
-наизусть 7—8 стихотворений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса
должны уметь
-читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам) в темпе 50—60 слов в минуту;
-осознанно читать про себя;
-определять смысл описываемых событий и поступков героев,
-выражая свое отношение к ним;
- устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
-пересказывать прочитанное подробно и сжато;
-сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
-самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении
должны знать
-фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
-наизусть 8—10 стихотворений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся4 класса
должны уметь
-читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;
-осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;
-передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;
-давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
-воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
-понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
-выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое, плохо»;
-замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
-различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — без употребления терминов);
-составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
- практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки);
-отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
-слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
-делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
-ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками.
должны знать
-фамилии 10-12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
- детские периодические издания;
-профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор);
- наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).
VI. Контроль предметных результатов
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Программа предусматривает аттестацию, т.е. оценку качества усвоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки.
Применяются следующие виды промежуточной аттестации:
- текущая (поурочная, проводится преподавателем дисциплины в форме самостоятельных работ, тестов, собеседований, опросов и др.),
- тематическая (по итогам прохождения темы, проводится преподавателем дисциплины в форме контрольных работ, диктантов, тестов, собеседований и др.),
- четвертная (проводится во 2-9 классах по русскому языку, математике в форме контрольных работ и диктантов, по литературному чтению и литературе в форме проверки техники чтения в последнюю неделю 1, 2, 3, 4 четверти),
- для учащихся, демонстрирующих незначительную положительную динамику, четвертная аттестация может проводиться в иных формах: написание рефератов, докладов, сообщений и на основании результатов участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней, проектах.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-4-х классах по учебным четвертям( см. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО (в соответствии со ФГОС НОО ОВЗ ЗПР, НОДА)в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» Воспитанники первого класса не аттестуются.
Оценки за четверть и за год выводятся следующим образом: считается средний бал по предметам и округляется в сторону ученика.
Оценка качества усвоения обучающимися учебных дисциплин
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверки техники чтения учитывается скорость чтения вслух и «про себя», но оценка по пятибалльной шкале не дается.
Нормы техники чтения в начальной школе
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы) | |||||||
1класс (отметки не выставляются) | отметка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие | |||
Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям. Знать наизусть 3-5 стихотворений. Техника чтения на конец года 10-20 слов в минуту | |||||||
2 класс | отметка | 1 полугодие (отметки не выставляются) | отметка | 2 полугодие | |||
Уметь читать вслух сознательно, правильно целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова-по слогам), соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания; владеть темпом и громкостью речи как средством выразительного чтения; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; давать подробный пересказ небольшого доступного текста; техника чтения 25-30 сл./мин. | 5 | 30-40 сл. в мин, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова- по слогам). | |||||
4 | 1-2 ошибки, 25-30 сл. | ||||||
3 | 3-4 ошибки, 20-25 сл. | ||||||
2 | 6 и более ошибок, менее 20 сл. | ||||||
3 класс | отметка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие | |||
5 | Без ошибок; 40-45 сл. в мин. | 5 | 50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи. | ||||
4 | 1-2 ошибки, 35-40 сл. | 4 | 1-2 ошибки, 40-50 сл. | ||||
3 | 3-5 ошибок, 30-35 сл. | 3 | 3-5 ошибок, 30 – 40 сл. | ||||
2 | 6 и более ошибок, менее 30 сл. | 2 | 6 и более ошибок, менее 30 сл. |
4 класс | отмeтка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие |
5 | Без ошибок; 60-75 сл. в мин. | 5 | 70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. | |
4 | 1-2 ошибки, 55-60 сл. | 4 | 1-2 ошибки, 60-70 сл. | |
3 | 3-5 ошибок, 50-55 сл. | 3 | 3-5 ошибок, 55 – 60 сл. | |
2 | 6 и более ошибок, менее 50 сл. | 2 | 6 и более ошибок, менее 55 сл. |
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30-40 слов в минуту(на конец года), понимания значения отдельных слов и предложений | Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями, осознание общего смысла прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года), умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев | В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения 70-75 слов в минуту, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка | В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетениями, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 100 слов в минуту, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и незнакомого текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. |
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса:чтение текста,пересказсодержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной,так и в письменной форме.Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально.Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
– неправильная постановка ударений (более 2);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
– неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
– неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») –уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:отсутствие ошибок,как по текущему,так и попредыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») –уровень выполнения требований выше удовлетворительного:использование дополнительного материала,полнота илогичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») –достаточный минимальный уровень выполнения требований,предъявляемых к конкретной работе;не более4 –6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») –уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:наличие более6ошибок или10недочетов по текущемуматериалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов.
VII.Календарно-тематическое планирование (Приложение №1)
VIII. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание | ||
Азбука. В.Г. Горецкий. Учебник. 1 класс. В 2 ч. | |||
1 дополнительный класс | |||
Литературное чтение
| Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с нечитающими, так и с читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников | ||
Экранно-звуковые пособия Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение 1 класс. Электронные пособия Магнитофон. Интерактивнаядоска. | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома |
2 класс
Учебник | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2012, 223 с. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 20012, 223 с. |
Методическая литература | Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2008, 360 с. Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 20011, 144 с. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 288 с. Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. |
Материалы для проведения проверочных работ | Контрольно-измерительные материалы МБС(К)ОУ «С(К)НШ_ДС №10» |
3 класс
Учебник | Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2013. Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 2. М.:Просвещение, 2013. |
Дидактические средства для учащихся | Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 (ШколаРоссии). |
Методическая литература | Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.. 3класс. М.: ВАКО, 2009 (В помощьшкольномуучителю) |
4 класс
Учебник | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013, 223 с. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 4 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 20013, 223 с. |
Дидактические средства для учащихся | Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 (Школа России). |
Методическая литература | Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2008, 360 с. Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2011, 144 с. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2009, 288 с. Обухова Л. А., Жиренко О. Е., Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 4 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. |
Материалы для проведения проверочных работ | Контрольно-измерительные материалы МБС(К)ОУ «С(К)НШ_ДС №10» |
Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежащие диагностике.
[2]* *Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не диагностируемые в данном классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2.) на 2016-2021 г.г
Данная программа разработана на основе УМК "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2.) на 2016-2021 г.г
Данная программа разработана на основе УМК "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2.) на 2016-2021 г.г
Данная программа разработана на основе УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.) 1-4 класс.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (в. 8.2) 2024/2025 учебный год
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии: - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (в. 7.1) 2024/2025 учебный год
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии: - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2...