Рабочая программа по лиетратурному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Анисимова Любовь

Рабочая программа по литературному чтению   3 класс  УМК "ШКола России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_po_liter_cht.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

  «Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

/Тугаринова Т.А.__________/

   Протокол № 1

   от 25 августа 2017г.

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________/Балданова Д.В./

   «    »      . 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:  Литературное чтение

          Класс:   3 «А»

        Количество часов:136

    Количество часов в неделю: 4

        Учитель: Анисимова Л.И.

        Категория: первая

         Стаж работы: 39 лет

2017 - 2018 г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

_______ /Тугаринов А.С /

Приказ №     от «   »0  .2017г.

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………………..3

2. Содержание учебного предмета ……………………………………………………..11

3. Учебно-тематическое планирование………………………………………………...12

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………..21

5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ……………………………..22

6. Приложение


Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального образования по предмету «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П.; М. – Просвещение, 2011г.; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 05.09.2017г. № 49;  Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.4014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от27.08.2011г. № 71.

Программа адресована учащимся третьего класса МБОУ «Булыкская СОШ».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Концепция (основная идея) программы: реализация основных целевых установок начального образования:

  • становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
  • формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Новизна в том, что она предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

 Предмет «Литературное чтение»  входит в предметную область « Филология»

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской  деятельности как средства самообразования. Читательская  компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью  духовной потребности в книге и чтении.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование  представлений о добре и зле;  уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Задачи программы обучения:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая  характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена  на основе  примерной образовательной программы начального общего образования,  под редакцией В. Г. Горецкого «Литературное чтение», 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2011 год.

При реализации рабочей программы используется УМК«Школа России» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» - М.: Просвещение, 2013.

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала в 3 классе отводится  136 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:                                                                                                  

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Информационная грамотность.

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной щколы будут уметь:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

-определять возможные источники информации и способы её поиска;

-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения)

-при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать:

  • · наизусть не менее 15 стихотворений;
  • · названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • · элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
  • научиться:
  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  •  воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  •  сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  •  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • · самостоятельного чтения книг;
  • · высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • · самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • · работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • Форма контроля
  • В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.                                                                                                                      
  • При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
  • Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
  • Нормы техники чтения (слов/мин.)

Класс

Входной

Первое полугодие

Второе полугодие

1

30-40

2

30-40

40-50

50-60

3

50-60

60-70

70-80

4

70-80

80-90

90-100

  • Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
  • Ошибки:
  • - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • - неправильная постановка ударений (более двух);
  • - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • - нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
  • Недочеты:
  • - не более двух неправильных ударений;                                                                                  
  • - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  • слов при чтении вслух;
  • - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • - неточности при формулировке основной мысли произведения;                                      
  • - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
  • Особенности организации контроля по чтению
  • Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Оценивание навыка чтения про себя во 3-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

4

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 115 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

 Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • выразительное чтение текста;
  • пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление простого плана;
  • создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • работа с детской книгой и т.д.

Содержание

Вводный урок по курсу литературного чтения. 1ч

Самое великое чудо на свете. 4ч

Рукописные  книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество. 14ч

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»)

Поэтическая тетрадь 1. 11ч

. Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А.А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Зреет рожь...»); А.К. Толстой («Звонче жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле тает...»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»). И.С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Встреча зимы); И.З. Суриков («Детство»; «Зима»)

Русские писатели. 24ч

А.С. Пушкин («Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»); И.А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «На севере диком…»; «Осень»); Л.Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство»)

Поэтическая тетрадь 2. 6ч

Н.А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К.Д. Бальмонт («Золотое слово»); И.А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «Густой зеленый ельник у дороги...»).

Литературные сказки. 8ч

В.Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В.М. Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

Были – небылицы. 10ч

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); А.И. Куприн (Слон)

Поэтическая тетрадь 1. 6ч

Саша Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»); А.А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С.А. Есенин («Черемуха» «Воробушки»).

Люби живое. 16ч        

М.М. Пришвин («Моя Родина»); И.С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В.И. Белов

(«Рассказы про Мальку»); В.В. Бианки («Мышонок Пик»); Б.С. Житков («Про

обезьянку»); В.Ю Драгунский («Он живой и светится»); В.П. Астафьев («Капалуха»).

. Поэтическая тетрадь 2. 8ч

 С.Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); Л.А. Барто («Разлука»; «В театре»); С.В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е.А. Благинина («Кукушка»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок. 12ч

Б.В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А.П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В.Г.Распутин («Мама куда-то ушла»); М.М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н.Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». 8ч

Ю.И. Ермолаев («Проговорился»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются

легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература. 8ч

Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»);Г.Х. Андерсен («Гадкий утенок»).

Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них контр- диагнос процедуры

Основные виды учебной деятельности

Дата

Вводный урок по курсу

1

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Ориентироваться в учебнике по литератур ному чтению.Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произве дение в содержании учебника. Предпола гать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

4.09

Самое великое чудо на свете

4

2

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Пла нировать работу по теме, используя услов ные обозначения. Читать текст вслух целы ми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя,отвечать на вопросы.

5.09

3

Рукописные книги Древней Руси

1

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

6.09

4

Первопечатник Иван Федоров

1

Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

7.09

5

Урок- путешествие в прошлое. Оценка достижений

1

Вводная диагностика

 

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значе ние книги для прошлого, настоящего и  . Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Состав лять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения.

11.09

Устное народное творчество

14

6

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Пла нировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

12.09

7

Русские народные песни

1

Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки.

13.09

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принима ть участие в коллективном сочинении ска зок,с опорой на особенности ихпостроения.

14.09

9

Про-ия прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1

Называть виды прикладного искусства.

18.09

10

РНС«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание про читанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержа ние сказок и иллюстрации к ним. Использо вать чтение про себя для составления выбор очного и краткого пересказов. Уско рять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопостав лены в сказке. Использовать слова с проти воположным значением при характеристи ке героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

19.09

11

РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

20.09

12

РНС «Иван – царевич и Серый Волк»

1

21.09

13

РНС «Иван – царевич и Серый Волк»

1

25.09

14

РНС «Иван – царевич и Серый Волк»

1

26.09

15

РНС «Сивка – Бурка»

1

27.09

16

РНС «Сивка – Бурка»

1

28.09

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и Б.Билибин

1

Систематизировать и проверить свои зна ния по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произвед ения словесного, музыкального, изобрази тельного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения.

2.10

18

КВН.Об.урок по р-лу «Устное народное творчество»

1

3.10

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

4.10

Поэтическая тетрадь 1

11

20

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

5.10

21

Проект «Как научиться читать стихи»

1

9.10

22

Ф.И. Тютчев Весенняя гроза

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

10.10

23

Ф.И. Тютчев Листья

1

Читать выразительно стихотворение, пере давая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях

11.10

24

А.А. Фет Мама, глянь-ка из окошка …, Зреет рожь над жаркой нивой

1

Читать стихотворение, передавая с помо щью интонации настроение поэта. Наблю дать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

12.10

25

И.С. Никитин Полно, степь моя…

1

16.10

26

И.С. Никитин Встреча зимы

1

17.10

27

И.З. Суриков Детство

1

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

18.10

28

И.З. Суриков Зима

1

Читать выразительно стихотворение, пере давая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стих.

19.10

29

Путешествие  в Литературную страну

1

23.10

30

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

24.10

Великие русские писатели

24

31

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Пла нировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, по нимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

25.10

32

Сообщение «Что интересного я узнал о Пушкине»

1

26.10

33

А.Пушкин Лирические  стихотворения

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

6.11

34

А.Пушкин «Зимнее утро»

1

7.11

35

А.Пушкин «Зимний вечер»

1

8.11

36

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произ ведение живописи и произведение литера туры. Давать характеристику героев литера турной Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Пересказывать сказ ку в прозе по плану. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оце нивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

9.11

37

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

13.11

38

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

14.11

39

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

15.11

40

Рисунки И. Билибина к сказке

1

16.11

41

И.Крылов. Подготовка сообщения

1

Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крыло ве. Познакомиться со скульптурным порт ретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы.

20.11

42

И.Крылов Мартышка и очки

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

21.11

43

И.Крылов Зеркало и обезьяна

1

22.11

44

И.Крылов Ворона и Лисица

1

23.11

45

М.Ю. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова

1

Подготовить сообщение о М.Ю.Лермонто ве на основе статьи учебника, книг о Лер монтове. Читать осознанно текст, понима ть прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

27.11

46

М.Ю. Лермонтов Горные вершины. На севере диком.

1

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

28.11

47

М.Ю. Лермонтов Утес. Осень

1

29.11

48

Детство Л.Толстого. Подготовка сообщения

1

Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

30.11

49

Л.Толстой Акула

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

4.12

50

Л.Толстой Прыжок

1

5.12

51

Л.Толстой Лев и собачка

1

6.12

52

Л.Толстой Какая бывает роса на траве. Куда девается вода из моря?

1

Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои).

7.12

53

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

11.12

54

Литературный праздник

1

12.12

Поэтическая тетрадь2

6

55

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

13.12

56

Н.А. Некрасов Стихи о природе

1

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

14.12

57

Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

1

Высказывать свои собственные впечатле ния о прочитанном стихотворении. Нахо дить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-пов-ие.

18.12

58

К.Д. Бальмонт Золотое слово

1

К/р № 1

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

19.12

59

И.А. Бунин Выразительное чтение стихотворений

1

20.12

60

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

21.12

Литературные сказки

8

61

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

8.01

62

Д.Н. Мамин – Сибиряк  Алёнушкины сказки.

1

Воспринимать на слух тексты литератур ных сказок, высказывать своё мнение, отно шение. Читать сказку вслух и про себя, ис пользовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержа ние народной и литературной сказок; опре делять нравственный смысл сказки. Наблю дать за развитием и после довательностью событий в литературной сказке.Сравнивать героев в литературной сказке, характеризо вать их, используя текст сказки.

9.01

63

Д.Мамин–Сибиряк  Сказка  про храброго зайца…

1

10.01

64

В.М. Гаршин Лягушка–путешественница

1

11.01

65

В.М. Гаршин Лягушка–путешественница

1

15.01

66

В.Ф. Одоевский Мороз Иванович

1

16.01

67

В.Ф. Одоевский Мороз Иванович

1

17.01

68

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Проверять себя и самостоятельно оценива ть свои достижения на основе диагности ческой работы, представленной в учебни ке. Участвовать в литературной викторине.

18.01

Были – небылицы

10

69

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Опре делять особенности сказки и рассказа, раз личать вымышленные события и реальные. Находить средства художеств. выразитель ности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому

22.01

70

М. Горький Случай с Евсейкой

1

23.01

71

М. Горький Случай с Евсейкой

1

24.01

72

К.Г. Паустовский Растрепанный воробей

1

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.

25.01

73

К.Г. Паустовский Растрепанный воробей

1

29.01

74

К.Г. Паустовский Растреп. воробей

1

30.01

75

А.И. Куприн Слон

1

Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реаль ные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.Делить текст на части, озаглавливать каждую из них.

31.01

76

А.И. Куприн Слон

1

1.02

77

А.И. Куприн Слон

1

5.02

78

Урок-путешествие. Оценка достижений

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

6.02

Поэтическая тетрадь 1

6

79

Знакомство с названием раздела. С.Чёрный Что ты тискаешь утёнка?

1

Прогнозировать содержание раздела. Чита ть стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

7.02

80

Саша Черный Воробей. Слон

1

Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

8.02

81

А.А. Блок Ветхая избушка.

1

12.02

82

А.А. Блок Ворона. Сны

1

13.02

83

С.А. Есенин Черемуха

1

Читать стихотворение, отражая настрое ние. Наблюдать за жизнью слов в художе ственном тексте. Иллюстрировать стихотв

14.02

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самос тоятельно оценивать свои достижения.

15.02

Люби живое

16

85

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Пла нировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Пони мать нравственный смысл рассказа. Опре делять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности

19.02

86

М.М. Пришвин Моя Родина

1

20.02

87

И.С. Соколов -Микитов Листопадничек

1

Определять жанр произведения. Определя ть идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

21.02

88

И.С. Соколов -Микитов Листопадничек

1

22.02

89

В.И. Белов Малька провинилась

1

26.02

90

В.И. Белов Ещё про Мальку

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер.

27.02

91

В.В. Бианки Мышонок Пик

1

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана.

28.02

92

В.В. Бианки Мышонок Пик

1

1.03

93

Б.С. Житков Про обезьянку

1

Рассказывать о герое, подбирая в произве дении слова-определения, характеризую щие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочит.  произведении.

5.03

94

Б.С. Житков Про обезьянку

1

6.03

95

Б.С. Житков Про обезьянку

1

7.03

96

В.Дуров Наша Жучка

1

Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

12.03

97

В.П. Астафьев Капалуха

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитан ном произведении. Объяснять смысл непо нятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

13.03

98

В.Ю Драгунский Он живой и светится

1

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

14.03

99

Урок-конференция «Земля-наш общий дом»

1

Представлять сообщения. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

15.03

100

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

19.03

Поэтическая тетрадь

8

101

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

20.03

102

С.Я. Маршак Гроза днем. В лесу над росистой поляной…

1

Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

21.03

103

А.Л. Барто Разлука

1

Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть.

22.03

104

А.Л. Барто В театре.

1

2.04

105

С.В. Михалков Если

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.

3.04

106

Е.А. Благинина  Кукушка. Котенок

1

4.04

107

Крестики-нолики

1

Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи.

5.04

108

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

9.04

Собирай по ягодке – соберешь кузовок

12

109

Знакомство с названием раздела

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

10.04

110

Б.В. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок

1

11.04

111

А.П. Платонов Цветок на земле.

1

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

12.04

112

А.П. Платонов Цветок на земле.

1

16.04

113

А.П. Платонов Ещё мама

1

Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

17.04

114

А.П. Платонов Ещё мама

1

18.04

115

М. Зощенко Золотые слова

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

19.04

116

М.Зощенко Великие путешественники

1

23.04

117

Н.Н. Носов Федина задача

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.

24.04

118

Н.Н. Носов Телефон

1

25.04

119

В. Драгунский Друг детства

1

26.04

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке –наберешь кузовок»

1

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

30.04

По страницам детских журналов

8

121

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Пла нировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Опре делять тему для чтения. Находить в библио теке детские журналы по выбранной теме.

2.05

122

Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

3.05

123

Ю.И. Ермолаев Проговорился

1

Воспринимать на слух прочитанное и отве чать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.

7.05

124

Ю.И. Ермолаев Воспитатели

1

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

8.05

125

Г.Б. Остер Вредные советы

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста.

10.05

126

Г.Б. Остер Как получаются легенды

1

Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художеств. текстов свои произведения (легенды).

14.05

127

Р. Сеф Веселые стихи

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок

15.05

128

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходи мую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

16.05

Зарубежная литература

8

129

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

17.05

130

Мифы Древней Греции

1

Находить в мифологическом тексте эпизо ды, рассказывающие о представлениях дре вних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.

21.05

131

Мифы Древней Греции

1

22.05

132

Г.Х. Андерсен Гадкий утенок

1

 Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).

23.05

133

Г.Х. Андерсен Гадкий утенок

1

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборо чно произведение. Иллюстрировать сказку.

24.05

134

Г.Х. Андерсен Гадкий утенок

1

28.05

135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

1

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

29.05

136

Контрольная работа

1

 К/р.№2

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

30.05

Всего:

136

11



Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

       Материально-техническое обеспечение образовательного процесса состоит из демонстрационных экземпляров: Федеральный Закон «Об образовании», Стандарт начального общего образования по литературному чтению, примерной программы по предмету «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. и др.

      Техническое средство обучения: ноутбук.

                                                                Учебно-методическая литература:

Для учителя:

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.- М.: ВАКО, 2014.
  2. Литературное чтение.  Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ Л. Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-5-е изд.- перераб.-М.:Просвещение, 2011.

Для учащихся:

  1. Литературное чтение.  Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ Л. Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Литературное чтение. Работа с текстом для 3 кл. нач. шк.  О.Н.Крылова  Экзамен, 2018.


Приложение

  1. Контрольная работа за I полугодие

Вариант 1

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть;                              в) сказка;

б) рассказ;                               г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5.  Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? (опишите.)

6. Сформулируй главную мысль текста.

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — ... (сильно, быстро).

Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться). 

Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).


Вариант 2

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть;                              в) сказка;

б) рассказ;                               г) пьеса.

4.  Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ... (скрылось).


 

Итоговая контрольная работа № 2

Вариант 1

- Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом

Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти. 

Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собрались те, кто еще был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране.

Оказалось, что ее выпила лягушка небывалой величины.

И решили те, кто был еще жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из нее обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогда забрался маленький юркий червячок на ее брюхо и начал щекотать его кончиком хвоста.

Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из ее огромного рта.

И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего живого была спасена.

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) около засохшей реки; б) у высохшего главного водопоя;

в) около высохшего пруда; г) у высохшего ручья.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть;                              в) сказка;

б) рассказ;                              г) пьеса,

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать лягушку?

6. Сформулируйте главную мысль текста.

7.  Как вы понимаете выражение: «Единственной тенью на земле была тень смерти»?

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Позарившись на чужое, потеряешь свое

Купец закупал товары в одном месте и вез их продавать в другое.

Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.

Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает:

— Что ты здесь ищешь?

— Да вот деньги потерял.

— А сколько денег у тебя пропало?

— Сто монет, — ответил купец.

Обрадовался незнакомец:

— Их-то я, видимо, и нашел! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и говорит:

— У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!

- Не может того быть! Я нашел сто! — удивился незнакомец. Пришлось им идти к царю — пусть сам царь рассудит их. Царь спросил у купца:

— Сколько денег у тебя пропало?

- Двести монет.

- А сколько ты нашел? - обратился царь к незнакомцу.

— Сто, — ответил тот. Тогда царь сказал:

- Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашел двести. А тот, кто нашел сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.

Вопросы и задания

1.  Где происходит действие?

а) в лесу;                                 в) у реки;

б) в поле;                                г) у озера.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть;                              в) сказка;

б) рассказ;                              г) пьеса.

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать купца?

6. Сформулируйте основную мысль текста.

7.  Объясните, как вы понимаете заголовок «Позарившись на чужое, потеряешь свое».

Ответы. Вариант 1. 1 (б), 3 (в), 7 (кругом была опасность: все могли умереть). Вариант 2. 1 (в), 3 (в), 7 (будешь желать чужое -свое потеряешь).


Тексты для проверки техники чтения      

 Вводная диагностика

Яблоко

Смотреть на это яблоко,

Над головой висящее,

Мученье настоящее!

Оно на тонкой ветке

Качается слегка,

И листиков касаются

Румяные бока.

Неслышно тень прозрачная

По яблоку скользит...

Оно такое сочное

И сладкое на вид.

И солнце протянуло

Свои лучи к нему,

А мне не дотянуться

До ветки самому.   (47 слов)

                                            И. Змай

1.  Опиши, какое яблоко видит ребёнок.

2.  Какие чувства он испытывает?

Подорожник

Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?

Подорожник.

Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.

Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.

Наступишь на него — вытерпит.

Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.

Грузовик по листьям прокатит — всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.

Сам себя лечит подорожник.

А недавно я  ногу поцарапал,  и заболела у меня нога.

—  Подорожник, вылечи!

—  Давай вылечу.                                                        

 Сорвал я листок подорожника. Приложил к больному месту.

И   всё зажило.  

 (84 слова)                                                                                                         Э. Шим

1.  Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?

2.  Чем подорожник полезен людям?

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.

Наклонится   стебелёк   у   клевера,   розовая   головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

—  Трудно тебе, шмель?

—   Ещё бы!

—   А почему на другие цветы не садишься?

—   На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.

—  А на клевере?

—   На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

—   Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя,  шмеля,  клевер бы  впустую цвёл.  Семян  не давал.   Без   семян   клевера   не   посеешь.   Без   клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...

—   Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера!   (117 слов)

                                                                                                                 Э. Шим

1.  Какой   цветок  для  сбора  мёда  облюбовал   шмель?   Почему?

2.  Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе

помогли бы в этом? Прочти их.

Ёж

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

(100 слов)

                                                                                                       М. Пришвин

1.   Расскажи о встрече писателя с ёжиком.

2.  Что ты узнал о еже?

3.  С какой целью ёжика взяли жить в дом?

Петух и наседка

Во дворе наседка водит за собой цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи:  «Куа-а-ак!...»

И   стремглав под забор.  (110 слов)

                                                                                                          Э. Шим

1.  Когда обычную курицу называют наседкой?

2.  Какой она становится по внешнему виду, по характеру?

3.  Расскажи, как она расправилась с петухом?

I полугодие

Отличные пшеничные

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

 — Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(54слова)                                          Перевод со шведского И.   Токмаковой

1.  Как  ты   понимаешь  заголовок  стихотворения:   «Отличные пшеничные»?

2.  Вспомни, кто сможет полакомиться вкусным пирогом?

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.  (104 слова)

                                                                                                     Г. Снегирёв

1.   Какую работу может выполнять домашний слон?

2.   Как слоны оберегают своих детей?

Отважный пингвиненок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море.   (97 слов)

                                                                                                       Г. Снегирёв

1.   Каким был пингвиненок?

2.  За что пингвиненка назвали отважным?

II полугодие

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

—  Конечно, я, ландыш!

—  Какие же у тебя цветки?

—   Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

—  А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?

—  Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

—  Отчего же?

—  А они ядовитые!

—  Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

—  Чтобы ты, сладкоежка, не съел!   (80 слов)

                                                                                                         (Э. Шим)

1.  Опиши ландыш, когда он цветёт.

2.   Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

Ласточки

Мой сад с каждым днём увядает,  

Помят он, поломан и пуст,                    

 Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном,

В нём ласточек речи не слышу;

Солома обветрилась в нём...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

 Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

И  вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О,   если бы крылья и мне!

(76 слов)                                                                                                         А. Майков

1.  Почему у автора грустное настроение?

2.  Подбери слова, близкие по смыслу к словам: хлопотали, ласточки, увядает сад.

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

—   Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

—  Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

—   Правда ведь, пчела?

—   Не трону... Неохота мне нападать.  Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

—   Нет, ты живи! Долго живи!

—   Не дано мне долгой-то жизни...

—   И сколько же тебе жизни отпущено?

—  Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(116 слов)

                                                                                                        (Э. Шим)

1.  Как трудится пчёлка целый день?

2.  Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3.  Что интересного ты узнал о пчеле?

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

                                                                                                       А. Аксёнова

1.  Что напомнила музыка детям?

2.   Как ты думаешь,  как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?

* * *

Мы долго ехали поездом через болотистые поросшие лиственницами и соснами.

Особенно запомнился мне один вечер. Мы собирались ложиться спать, когда отец, выглянув из позвал нас к себе. Я так и замер от изумления. Всюду в лесу сияли,  мерцали,  вертелись какие-то летающие огоньки, похожие на падающие звёзды. Казалось мы попали в сказочную страну.

Когда поезд промчался дальше и чудесное зрелище исчезло, отец объяснил нам, что это были не падающие звёзды, а светлячки.  (74 слова)

                                                                                           Э. Сетон-Томпсон

1.  Что за огоньки мелькали за окном поезда?

2.   Какое название ты подобрал бы к этому рассказу?


 

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...