Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь.Творчество М.И. Цветаевой, С.А.Есенина, В.Я. Брюсова» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" творчество Брюсова, Есенина, Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_poeticheskaya_tetrad.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа
Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»
Задачи: расширить кругозор обучающихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.
Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Литературное чтение" для IV класса (сост. Л.Ф. Климанова и др.), КИМ, индивидуальный раздаточный матнриал
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в парах, в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.
Начинаем наш урок.
Теме подведём итог.
Будем знания обобщать
На вопросы отвечать
И контрольную писать.
II. Постановка темы и задач урока.
- Какие знания мы будем обобщать?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (СЛАЙД 2)
- На уроке мы обобщим полученные знания, расширим свой кругозор - познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов.
Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, работать в парах, обмениваясь мнениями, сочинять, развивать память, мышление, творческие способности.
- А что станет итогом нашего обобщения? (проверочная работа)
III. Обобщение и систематизация знаний.
- Вспомните, как назывался раздел, произведения которого мы закончили изучать? (Поэтическая тетрадь)
- Какое название вы дали "Поэтической тетради "? ("Мне вспомнились детства далекие годы", «Воспоминания о детстве»)
- Что объединяет эти произведения? (Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства)
- Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?
- Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш.
- Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства? Что нам необходимо для этого?
Детские годы поэтов и их творчество.
- Давайте вспомним авторов, с произведениями которых мы познакомились в этом разделе.
1.Брюсов.В.Я.
- Он родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и его отец. Читать он научился в четыре года по газетам. В восемь лет начал сочинять первые стихи.
Рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. В десятилетнем возрасте мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (СЛАЙД 3)
- Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?
(Подвижным, любознательным мечтателем)
2. Беседа стихотворение «Детская»
- Из какого произведения мы узнаем о любимой детской игре? («Детская»)
- Что это за игра?
- Каким настроением проникнуто это произведение? (Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»)
3. Стихотворение «Опять сон»
- Какое ещё стихотворение этого поэта мы читали? («Опять сон»)
- О чём оно?
- Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? (Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)
4. ИГРА « ЗНАТОК» (работа в парах)
- У вас на парте лежат разрезанные строки из стихотворения В. Брюсова «Опять сон». Вам надо быстро составить правильное четверостишие и прочитать его.
Глушь пустынь, заката тишь. Через травы и камыш. Мне опять приснились дебри, Жёлтый лев крадётся к зебре | Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш. |
5. Есенин С.А.
- Он родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Мальчик рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Он стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука. От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет его учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (СЛАЙД 4)
- Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин? (Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным)
6. Чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки»
7. Цветаева М.И.
- Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. Стихи начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать. В 1910 году (в 18 лет) на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности. Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (СЛАЙД 5)
- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву? (Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству)
– Какие произведения Марины Цветаевой мы прочитали в этом разделе?
8. Игра «Найди ошибку» (СЛАЙД 6)
IV. ФИЗМИНУТКА
- Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Топ - хлоп», то есть если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.
Блиц-тур:
- В разделе мы познакомились с произведениями А.С. Пушкина.
- Есенина звали Сергей.
- Брюсов написал стихотворение «Детская игра».
- В стихотворении Марины Цветаевой «Наши царства» рассказывается о самой поэтессе и о её сестре Анастасии.
- В стихотворении «Бежит тропинка с бугорка» есть олицетворение.
9. Игра «Угадайка» (СЛАЙДЫ 7 – 9)
- Ребята, я предлагаю вам по картинке угадать название произведения и назвать его автора.
V. Проверочная работа (см КИМ с 16-17)
1. Выполнение работы
- Мы повторили и обобщили материал по разделу «Поэтическая тетрадь» и как обычно итогом нашей работы становится …. (проверочная работа). Откройте, пожалуйста, КИМ на с. 16-17, найдите свой вариант и приступайте к выполнению проверочной работы.
2. Самопроверка
- Проверьте правильность выполнения работы по ключу (СЛАЙД 10)
В -1 | В - 2 |
А-1 4 А-2 3 А-3 3 А-4 2 В-1 4 С-1 сёстры, 3 | А-1 1 А-2 3 А-3 4 А-4 1 В-1 2 С-1 сон, 3 |
Задания | Баллы |
уровня А | 1 балл |
уровня В | 2 балла |
уровня С | 3 балла |
VI. Творческая мастерская
1. Ученики читают свои стихи о детстве
- Ребята, вы уже достаточно взрослые и у вас тоже есть воспоминания. Наверное, нередко расспрашиваете родителей о том, как вы сделали свой первый шаг, какое первое слово вы сказали. Некоторые ребята, несмотря на то, что сами ещё дети уже пишут стихи о своем детстве.
.
2. Акростих со словом ДЕТСТВО (работа в парах)
Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое – либо слово. Эта любимая игра в России в 19 веке.
-У вас на парте лежат листы, в которых написаны ключевые слова на тему «Детство» и слова помощники, которые можно использовать. Составьте стихотворение.
Повышенный уровень: (СЛАЙД 11)
Д Е Т С Т В О | СЧАСТЛИВАЯ, ПОРА, ДАЛЁКАЯ ЕЁ, ВСПОМИНАЕМ, МЫ, С ГРУСТЬЮ ЕЩЁ, ТОГДА, СЛЕГКА, НАИВНЫЕ МИР, С ВОСТОРГОМ, ВОСПРИНИМАЛИ УЧИЛИСЬ, ТВОРИТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ЛЮБИТЬ СТРЕМИЛИСЬ, ВО МНОГОЕ, ВЕРИТЬ О ТОЙ ПОРЕ, ЗАБЫТЬ, НЕЛЬЗЯ, НИКАК |
Далёкая счастливая пора
Её мы с грустью вспоминаем.
Тогда, ещё наивные слегка,
С восторгом мир воспринимали
Творить учились, познавать, любить,
Во многое стремились верить.
О той поре нельзя никак забыть.
Средний уровень: (СЛАЙД 12)
С К А З К И | С тобой, снова, я, улетаю Берегам, к далёким, мечты Ах, что я знаю, как прекрасно Туда, за мной, помчишься ты Сказок, красивых, много есть И всех, их нам, не перечесть, |
С тобой я снова улетаю
К далеким берегам мечты...
Ах, как прекрасно, что я знаю -
За мной туда помчишься Ты!
Красивых сказок много есть
И всех их нам не перечесть!
Базовый уровень: (СЛАЙД 13)
Д___________________________________________ Е___________________________________________ Т___________________________________________ И___________________________________________ | Вечером, дивным, однажды Кекс, ели, и пили, чай Маша, Таня, Витя, Костя Вера, Ира, и Андрей |
Дивным вечером однажды
Ели кекс и пили чай:
Таня, Маша, Витя, Костя,
Ира, Вера и Андрей.
VII. Итог урока. Рефлексия. (СЛАЙД 14)
- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?
- Какие задания вам понравились больше всего?
На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве, и приклейте его на «Дерево детства».
Под песню «Куда уходит детство» (муз Александра Зацепина, сл. Леонида Дербенёва) наклеивают листочки.
VIII. Домашнее задание.
- Сочинить акростих со словом на тему «Природа»
- Составить список стихотворений поэтов серебряного века о детстве, которыми вы бы дополнили «Поэтическую тетрадь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" 4 класс
Урок литературного чтения....
Урок- викторина. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь"
Урок содержит материал для систематизации и контроля знаний...
Конспект урока. Тема: "Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1"". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»...
Урок – квест по литературному чтению в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Цель: обобщение знаний по разделу &laqu...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...
Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2". 3 класс
Обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтических тетрадях; способствовать развитию логических, творческих способностей; учить учащихся проверять себя и самостояте...