Пришвин - ископаемое детской любознательности
проект по чтению (4 класс) на тему
Работа - призер Кирилло-Мефодиевских чтений 2018, Казань
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kladovaya_solntsa_-_iskopaemoe_detskoy_lyuboznatelnosti.docx | 316.78 КБ |
tezisy.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
XV республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Кладовая солнца» -
ископаемое детской любознательности.
Выполнили:
ученица 5б класса Зиннурова Василиса,
ученица 4а класса Лызенцова Виктория.
Руководители:
учителя начальных классов
Зиннурова Светлана Наилевна,
Лызенцова Людмила Александровна.
г. Казань, 2018г.
Исследовательская работа
«Кладовая солнца» – ископаемое детской любознательности.
Цели:
Исследование произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца» с точки зрения возможности выживания в суровых природных условиях.
Задачи:
- развить интерес к творчеству М. М. Пришвина;
- сопоставить описанные события в произведении «Кладовая солнца» со знаниями из области биологии, географии и экологии;
- сделать выводы о необходимости знаний в области выживания в лесу, гармоничного сосуществования с природой;
- оказывать посильный вклад в окружающую нас природу.
Методы исследования:
Сопоставление, анализ, применение имеющихся знаний из других наук.
Практическая значимость
Данная работа дает возможность проявить свою любознательность, сделать предположения, разыскать практический материал, который поможет правильно себя вести в экстремальных условиях леса и болота. Также работа будет интересна биологам, литераторам, преподавателем ОБЖ, при изучении соответствующих тем. Рассказы М. М. Пришвина учат оказывать посильную помощь природе: повесить кормушки и скворечники, высадка деревьев и клумб, волонтерская помощь бездомным домашним животным и прочее.
Содержание
Введение 2
Основная часть 2-4
Исследовательская часть 4-6
Выводы 6-8
Приложение (рисунки) 8-10
Введение
Мы выбрали Михаила Пришвина, потому что с самого раннего детства знаем и любим его произведения о природе. «Лисичкин хлеб», в котором повествуется о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса. «Ёж»- потешный, который никак не хотел ловить мышей в доме, зато таскал яблоки на своих иголках. «Золотой луг» с неописуемой красотой так манящий взгляд. А послушайте, как мягко звучит «Пришвин», все звуки так верно встали в ряд, что хочется хлопать в ладоши в предвкушении очередного рассказа о величии природы и человека.
Основная часть
В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл, а после чего умер от паралича. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование. В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии из гимназии был отчислен «за дерзость учителю». В дальнейшем Михаил Пришвин, проживая у своего дяди — купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Учился и в Тюменском Александровском реальном училище, и в Рижском политехникуме, и на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии. Но все же Пришвин оставил свою профессию агронома и стал корреспондентом различных газет.
Увлекся этнографией и фольклором, путешествовал по европейскому Северу. Вот с этого момента Пришвин стал писателем. И мы очень рады, что в возрасте уже за тридцать Пришвин нашел своё истинное призвание-писатель!
"Кладовая солнца" — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Это не просто история о двух детях, которые заблудились. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы болота — это тоже кладовая природы. Мы узнали, что первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Но Пришвин передумал, потому что читатели бы подумали , что это произведение о собаке, которая спасла мальчика. Но главная идея сказки-были в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» этой идее и соответствует.
Исследовательская часть
Мы прочитали сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца» и решили обратить внимание на то, что человек способен даже в самых неоднозначных ситуациях, мыслить, а главное гармонично существовать вместе с природой, пусть порой дикой и непролазной. Герои произведения - это обычные дети мальчик и девочка, брат с сестрой. Волею судьбы они остались без родителей. Жили одни в своем доме, вели хозяйство, да еще и сиротам помогали. Часто ходили на болото и собирали клюкву. В описании природы, ее богатства и величия Пришвин олицетворяет ее: это и разговоры птиц и животных, наделение их свойством мыслить и приветствовать солнце, это и волнение ёлок, и страдание вместе растущих ели и сосны, это и тоска Травки по самому родному Антипычу, это и хищность истинного волка, ищущего очередную добычу. Кроме литературного наслаждения произведением, мы получаем еще и межпредметные знания по экологии, биологии и географии. Пришвин, записывая свои наблюдения и передавая их в «Кладовой Солнца», невольно, а возможно, и намеренно, учит нас различать разные виды растений, распознавать съедобные, например, ягоду клюкву и ценить ее целебные свойства. Мы узнаем о повадках зайца, лисы, волка, тетерева, а это уже биологические знания. Торфяные болота и трясина порой представляют огромнейшую угрозу для жизни человека, но дают нам географические знания о месторасположении залежей нужного и ценного полезного ископаемого – торф. Таким образом, автор, ведя рассказ о двух сиротах, окунает нас и в мир фантастических открытий во многих областях других наук, тем самым разогревая интерес к познанию всего нового и неизведанного. Можно сказать, что «Кладовая солнца» - это ископаемое детской любознательности!
Любознательности и наших героев произведения. В один из походов дети повздорили и разошлись в разные стороны, но делать этого не нужно было. Митраша заблудился и попал в болото. Ему даже компас не помог, так как все знают, что на болотах в тайге компас вдруг начинает вести себя странно и правильно дорогу не показывает. На этот случай нужно уметь ориентироваться по местным признакам. А вы знаете как? Михаил Михайлович Пришвин побудил нас своей сказкой-повестью на то, чтобы мы изучили возможные способы выживания при нахождении в лесу. Откроем Вам о несколько хитростей.
-Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. Если утром стать к солнцу лицом, север будет по левую руку, а юг-по правую.
-Есть и такое простое правило: входя в лес, запомните, в какой глаз вам светило солнце. При возвращении оно должно светить вам в другой глаз.
-Многие растения являются живыми компасами.
-Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней и камней.
-Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины, сосны. В сухую погоду у ели и сосны смола обильнее выделяется с южной стороны.
А что же было с детьми на болоте из «Кладовой Солнца»? Митраша все время рассказывал сестре о том, какие наставления ему давал отец о характере леса и болота, в которое они забрели. Самолюбие мальчика и прилежность сестры, однако, сыграли плохую службу при возникнувшем споре. Настя настаивала на проходе по протоптанной тропе, Митраша же показывал гонор и приводил в пример наставления отца по прокладыванию пути к ягодам. Родные люди разошлись в разные стороны, и даже стон деревьев, сплетенных друг с другом, не остановил их. А ведь, как точно Пришвин донес до нас картину двух навек сплетенных ели и сосны! Это родственные связи, которые нельзя рушить ни при каких обстоятельствах. Только держась друг за друга можно покорить любые вершины.
Но свирепая стихия разыгралась, накликивая беду. Настена увлеклась ягодой, которая ее так заманила, что забыв обо все на свете, она видела перед собой только кровавые пятна полезной клюквы. Но ветер, ей «выписал» подзатыльник, давая возможность опомниться и исправить ситуацию. А что Митраша… Митраша застрял в Блудовом болоте. И одному Богу известно, какие мысли были у мальчишки! Он, наверное, сто раз ругал себя за то, что поругался со старшей сестричкой и не послушал ее. Но хорошо то, что хорошо кончается! Как же нам быть без верного друга человека-собаки! Травка – олицетворение мудрости Антипыча, собачьей верности и непосредственности одичавшего животного. Травка спас Митрашу и, можно сказать, помирил детей. Хочется плакать, когда перечитываешь момент спасения и торжества справедливого исхода. Пришвин поучает нас, что только в гармонии человека и природы возможны невероятно счастливые исходы, несмотря ни на что.
Выводы
Нужно всем учиться понимать природу во всех ее проявлениях, уделяя внимание и способам выживания в экстремальной ситуации, которые должны знать не только взрослые, но и дети. В последнее время участились случаи, когда дети без взрослых оказывались в лесу. Здесь хочется привести показательный пример двух девочек. Несколько лет назад в Карпинск Свердловской области приехала группа ботаников из другого региона. Ребята пошли изучать местность, но две девочки отстали и потерялись. Они могли ориентироваться, однако тайга характерна тем, что там есть аномальные зоны, где компас показывает неправильно. Десять дней специалисты МЧС и волонтеры искали этих девочек. Надежды найти их невредимыми были минимальны, но руководитель уверенно заверял, что девочки смогут выжить. Когда их нашли живыми, спасатели поняли, что руководитель был прав. Одной девочке было 12 лет, другой 9 лет. Они оставляли на ночь листья папоротника специальным образом, чтобы утром можно было попить росы. Девочки знали, какие ягоды можно есть. Ночлег они устраивали в кронах деревьев, чтобы хищники не смогли добраться до них, когда они спят. Полученные знания девочкам пригодились и они выжили.
Мы советуем всем детям читать и перечитывать не только «Кладовую Солнца» великого писателя Михаила Михайловича Пришвина, но и множество других его рассказов. Чтобы учились вслушиваться в природу, находить с ней общий язык и помнили, что человек и природа неразрывно связаны друг с другом, мы с ней единое целое, а порой, мы и есть сама природа.
В своих воспоминаниях «Моя Родина» Михаил Пришвин обращается к людям с такими словами: « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».
Мы считаем, чем больше дети будут читать книги о природе, о родном крае, тем больше будут задумываться о том, что нельзя вредить природе, будут любить и охранять природу, беречь ее богатства. Мы тоже вместе с одноклассниками вносим свой посильный вклад в охрану природы. Весной и осенью озеленяем школьный двор: сажаем молодые деревца, высаживаем цветочную рассаду в клумбы. Вывешиваем скворечники, чтобы птицы нас радовали пением и защищали наш дендросад от вредителей-насекомых. А зимой вывешиваем кормушки и подкармливаем пернатых друзей. В любое время года любуемся красотой: липовой аллеи, рябиновой аллеи, стройными березами, которые еще высаживали наши мамы и папы, обучаясь в нашей школе с нашими бабушками и дедушками.
Предварительный просмотр:
Тезисы
Мы выбрали Михаила Пришвина, потому что с самого раннего детства знаем и любим его произведения о природе. «Лисичкин хлеб», в котором повествуется о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса. «Ёж»- потешный, который никак не хотел ловить мышей в доме, зато таскал яблоки на своих иголках. «Золотой луг» с неописуемой красотой так манящий взгляд. А послушайте, как мягко звучит «Пришвин», все звуки так верно встали в ряд, что хочется хлопать в ладоши в предвкушении очередного рассказа о величии природы и человека.
Мы прочитали сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца» и решили обратить внимание на то, что человек способен даже в самых неоднозначных ситуациях, мыслить, а главное гармонично существовать вместе с природой, пусть порой дикой и непролазной. Кроме литературного наслаждения произведением, мы получаем еще и межпредметные знания по экологии, биологии и географии. Пришвин, записывая свои наблюдения и передавая их в «Кладовой Солнца», невольно, а возможно, и намеренно, учит нас различать разные виды растений, распознавать съедобные, например, ягоду клюкву и ценить ее целебные свойства. Мы узнаем о повадках зайца, лисы, волка, тетерева, а это уже биологические знания. Торфяные болота и трясина порой представляют огромнейшую угрозу для жизни человека, но дают нам географические знания о месторасположении залежей нужного и ценного полезного ископаемого – торф. Таким образом, автор, ведя рассказ о двух сиротах, окунает нас и в мир фантастических открытий во многих областях других наук, тем самым разогревая интерес к познанию всего нового и неизведанного. Можно сказать, что «Кладовая солнца» - это ископаемое детской любознательности!
Нужно всем учиться понимать природу во всех ее проявлениях, уделяя внимание и способам выживания в экстремальной ситуации, которые должны знать не только взрослые, но и дети. Здесь хочется привести показательный пример двух девочек. Несколько лет назад в Карпинск Свердловской области приехала группа ботаников из другого региона. Ребята пошли изучать местность, но две девочки отстали и потерялись. Десять дней специалисты МЧС и волонтеры искали этих девочек. Надежды найти их невредимыми были минимальны, но руководитель уверенно заверял, что девочки смогут выжить. Девочки оставляли на ночь листья папоротника специальным образом, чтобы утром можно было попить росы. Они знали, какие ягоды можно есть. Ночлег они устраивали в кронах деревьев, чтобы хищники не смогли добраться до них, когда они спят. Полученные знания девочкам пригодились и они выжили.
Мы советуем всем детям читать и перечитывать не только «Кладовую Солнца» великого писателя Михаила Михайловича Пришвина, но и множество других его рассказов. Чтобы учились вслушиваться в природу, находить с ней общий язык и помнили, что человек и природа неразрывно связаны друг с другом, мы с ней единое целое, а порой, мы и есть сама природа.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».
Мы считаем, чем больше дети будут читать книги о природе, о родном крае, тем больше будут задумываться о том, что нельзя вредить природе, будут любить и охранять природу, беречь ее богатства. В любое время года любуемся красотой: липовой аллеи, рябиновой аллеи, стройными березами, которые еще высаживали наши мамы и папы, обучаясь в нашей школе с нашими бабушками и дедушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...