"Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели: познакомить с прозаическим текстом былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями; разминать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализa материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатки начала текста былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой, выставка книг по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prozaicheskiy_tekst_byliny_v_pereskaze_i._karnauhovoy.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой
Цели: познакомить с прозаическим текстом былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями; разминать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализa материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатки начала текста былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте жужжащим способом.
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира
Еще были-жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай какими он словами похваляется:
«Я ведь князя-то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити!»
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).
III. Подготовка к работе над былиной
— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)
Дома вы должны были самостоятельно прочитать былину, найти объяснение непонятных слов. Прежде чем мы начнем читать ее в классе, перенесемся в далекий XIII в.
— Когда совершали набеги на Русь татаро-монголы? Что вы знаете об этом?
На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисханом. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем Вселенной. В 1237 г. войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами. Одна задругой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.
На восточных границах русских земель хан Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
IV. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации к былине вы выполнили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, подходящие к ним.
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
Сегодня мы будем работать с текстом былины «Три Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.
- Объясните значение слов и выражений.
САЖЕНЬ - 2,134 м (3 аршина).
ПЯДЬ — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
(Чтение былины учителем.)
Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.
Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. У Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал и старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.
Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор:
— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!
Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым стать, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек,некому цветное платье носить, некому казну тратит. Поехать мне где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:
— Эй вы, разбойнички, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкесское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?!
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.
Повернул коня и ускакал прочь Илья.
Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
— Дальше мы прочитаем по учебнику.
(Текст в учебнике на с. 17—19 читают хорошо читающие ученики.)
— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
(Работа по вопросам и заданиям 2, 6 на с. 20 учебника.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн об Илье Муромце. Запишем его в рабочую тетрадь.
Синквейн — это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строчек, где:
1-я строчка — тема (одно существительное);
2-я строчка — описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка — описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия);
4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5-я строчка — синоним из одного слова к заявленной теме.
Например:
Муромец.
Храбрый, сильный.
Защищает, спасает, рассуждает.
Справедливый защитник нашей Родины.
Богатырь.
Домашнее задание
Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. План записать в рабочую тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок " Тема: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. (И.С. Тургенев. «Воробей»)
Урок литературного чтения во 2«А» классе....
Работа с текстом. Связная речь. Пересказ текста. Тест 2
Работа с текстом. Связная речь.Пересказ текста....
Тексты для обучения пересказу
Тексты для обучения пересказу первоклассников с яркими иллюстрациями и вопросами по содержанию...
Урок литературного чтения по теме М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.
На уроке ученики будут учиться читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз...
Картотека текстов для обучения пересказу 1 класс
В картотеку входят короткие прозаические произведения . Каждый текст сопровождается рядом вопросов , поволяющих ребенку задуматься над содержанием прочитанного. Предложеннные вопросы...
Картотека текстов для обучения пересказу 2-3 класс
Подборка текстов для обучения пересказу....