Пояснительная записка литературное чтение 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Купчак Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska_literat_chtenie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014),  на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа  обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методическими рекомендациями  ОС  «Школа 2100».

Цели изучения учебного предмета:

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Место учебного предмета курса в учебном плане.

Количество часов в учебном плане – 136 часов

Количество часов в неделю - 4 часа

Тема, раздел

Количество часов в программе по предмету

Количество часов в рабочей программе по предмету

В том числе

Контрольные работы

Практическая часть предмета

Прощание с летом

6

6

Летние путешествия и приключения

18

18

-Пров. работа

-Обучающее сочинение

-Внеклассное чтение

Природа летом

9

9

-Пров. работа

-Урок-практикум

Уроки и переменки

12

12

-Пров. работа

-Урок-практикум

-Внеклассное чтение

«Глухая пора листопада…»

8

8

-Пров. работа

-Внеклассное чтение

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

19

19

-Проверка навыков чтения

-Пров. работа

-Внеклассное чтение

-Обучающее сочинение

«Поет зима, аукает…»

12

12

-Пров. работа

-Урок-практикум

-Обучающее сочинение

-Внеклассное чтение

Животные в нашем доме

9

9

-Пров. работа

Мы с мамой и папой

12

12

-Пров. работа

-Внеклассное чтение

«Наполним музыкой сердца…»

9

9

-Пров. работа

День смеха

4

4

«О весна, без конца и без краю…»

8

8

-Проверка уровня развития читательских умений

-Пров. работа

-Обучающее сочинение

День Победы

5

5

-Внеклассное чтение

Родная земля

5

5

-Проверка сформированности читательских умений

Итого;

136

136

Результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

        Ученик научится:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- делить текст на части, составлять простой план;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

        Ученик получит возможность  научиться:

-осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;

-прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;

-находить ключевые слова в тексте;

-отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

-самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

-формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Содержание учебного предмета

Прощание с летом

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…»

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…»

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…»

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…»

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 Техника чтения.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

 Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

- составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

- самостоятельно составлять план рассказа о герое;

- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

- использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.  

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

- портрет;

- детали биографии (что известно о его жизни);

- черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

- речь героя как средство его характеристики;

- отношение автора к герою;

- собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

 Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

- Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

- Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

- Повесть, её отличие от рассказа.

- Пьеса. Признаки драматического произведения.

- Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

- Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи

Обучение:

- подробному и краткому пересказу текста по плану;

- выборочному пересказу текста;

- словесному рисованию картин к художественным текстам;

- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

- составлению устных рассказов от имени одного из героев;

- составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. В одном счастливом детстве. Учебник для 3 класса. В 2-х частях / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – М.: Баласс, 2012.
  2. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – М.: Баласс, 2012.
  3. Толковый словарик к учебникам литературного чтения для 3-4 класса / Шестакова Н.А.– М.: Баласс, 2012.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
  5. Школа 2100. Рабочие программы по всем предметам / Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. – М.: Баласс, 2012.
  6. Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. / Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2012.
  7. Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы (УМК «Школа 2100»). Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. С.А. Маркова. – М.: Планета, 2011. – 304 с. – (Качество обучения).
  8. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
  9. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...

пояснительная записка-литературное чтение 3 класс

пояснительная записка-литературное чтение 3 класс...

Пояснительня записка "Литературное чтение", 3 класс

Пояснительная записка по литературному чтению  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценнос...

пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...

Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс УМК « Перспектива» под редакцией Климановой Л.Ф

Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс   УМК  « Перспектива»   под редакцией Климановой Л.Ф...

пояснительная записка. Литературное чтение 4 класс

Рабочая  программа по литературному чтению для 4 А класса составлена на основе:Основная  образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней школы № 527 разработана в соотве...

Пояснительная записка Литературное чтение программа "Планета знаний" 2 класс

Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю. Изменения количества часов и тем не проводится, программа полностью соответствует программе курса "Литературное чтение" 2 класс автор Э.Э.Кац....