пояснительная записка. Литературное чтение 4 класс
статья по чтению на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 А класса составлена на основе:
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней школы № 527 разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- СанПин, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;
- Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11 – 13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Устав ГБОУ средней школы № 527;
- Учебный план ГБОУ средней школы № 527 на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы, разработанной Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Г.А. Покровской, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щировой, Е.В. Алексеенко.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание курса. Место предмета в ФБУП.
1. Книга в мировой культуре – 7 ч.
Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Летописец Нестор. М. Горький.
2. Истоки литературного творчества – 16 ч.
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия — главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.
Былины. Особенности былинных текстов. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина «Ильины три поездочки». В. Васнецов «Богатырский скок».
Славянский миф. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского.
Сказки о животных.
3. О Родине, о подвигах, о славе – 13 ч.
Основные понятия раздела: поступок, подвиг.
Пословицы о Родине. К. Ушинский «Отечество». В. Песков «Отечество».
Н. Языков « Мой друг! Что может быть милей…». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь».
В. Серов «Ледовое побоище». Н. Кончаловская « Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. «Куликовская битва». Историческая песня. Ф. Глинка « Солдатская песнь».
Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Р. Рождественский « Реквием». А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».
Е. Благинина « Папе на фронт». В. Лактионов « Письмо с фронта». С. Фурин « Чтобы солнышко светило». В. Орлов « Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство».
4. Жить по совести, любя друг друга – 11 ч.
Основные понятия раздела: ответственность, совесть.
А. Толстой « Детство Никиты». И. Суриков « Детство». А. Гайдар «Тимур и его команда». М. Зощенко «Самое главное». И. Пивоварова «Смеялись мы — хи-хи…». Н. Носов « Дневник Коли Синицына». Н. Носов «Метро». В. Драгунский « … бы». Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
5. Литературная сказка – 20 ч.
Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература.
Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок.
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». «Спящая красавица». Сказки Г.- Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка».
И. Токмакова «Сказочка о счастье». С. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Э. Хогарт « Мафин печёт пирог».
6. Великие русские писатели – 30 ч.
Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели.
А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. «Гонимы вешними лучами». Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». А. Куинджи «Ранняя весна». И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон».
М. Лермонтов. Рождение стихов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. «Тифлис». «Дары Терека». «Крестовая гора». «Утёс». М. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Лермонтов «Бородино».
Л. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). «Ивины».
И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…». И. Левитан «Тишина. Гаснет вечер, даль синеет…».
И. Бунин « Ещё холодно и сыро».
Н. Некрасов «Мороз, Красный нос».
Л. Толстой « Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого. Л. Толстой «Петя Ростов».
И. Крылов « Ворона и Лисица».
7. Литература как искусство слова – 4 ч.
Обобщение по курсу литературного чтения.
Место курса в Учебном плане ОУ.
В 4 классе на изучение литературному чтению отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов в неделю по программе 3
Количество часов в неделю по учебному плану 3
Количество часов в год 102
Характеристика классного коллектива
В 4 «А» классе 21 обучающихся, девочек – 10, мальчиков – 11. Дети близки по возрасту 9-10 лет.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Основная масса детей получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.
Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.
В этом учебном году дети самостоятельно общим решением выбрали старосту класса. Ей стала Лукинова Александра . Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение внутри своей группы.
Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами.
Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу.
Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, творческие кружки в Доме Детского Творчества, Доме Культуры «Троицкий»
Легко и с удовольствием учатся: Бердюгова А, Лукинова А, Насирова Г, Пабунен М, Сарыев А.
Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Семенов А.; спокойный и нерешительный Артемьев С, Закаблуков П.
Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochim_programmam_.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
-Аннотация к рабочим программам Боболоева Ю.Ц.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов
Учебник: Л.В. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс.
Учебник в 2 частях. Комплект с CD-диском. М., «Просвещение», 2012
ЦЕЛЬ КУРСА: Ознакомление с основными положениями науки о языке. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В 4 классе на изучение русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
- Повторяем-узнаем новое – 24 ч
- Язык как средство общения – 40 ч
3. Состав слова – 20 ч
4. Слово как часть речи – 86 ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов.
Учебник: Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение.
Учебник в 2-х частях. 4 класс. М., «Просвещение», 2012
Цель курса: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
В 4 классе на изучение литературному чтению отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
1. Книга в мировой культуре – 7 ч.
2. Истоки литературного творчества – 16 ч.
3. О Родине, о подвигах, о славе – 13 ч.
4. Жить по совести, любя друг друга – 11 ч.
5. Литературная сказка – 20 ч.
6. Великие русские писатели – 30 ч.
7. Литература как искусство слова – 4 ч.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов
Учебник: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика.
Учебник в 2 частях. 4 класс. М., «Просвещение», 2012
ЦЕЛЬ КУРСА:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
В 4 классе на изучение математики отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
1. Числа от 100 до 1000 – 16 ч.
2. Приёмы рациональных вычислений – 20 ч.
3. Числа от 100 до 1000 – 15 ч.
4. Числа, которые больше 1000. Нумерация – 13 ч.
5. Числа, которые больше 100. Сложение и вычитание – 12 ч.
6. Умножение и деление – 28 ч.
7. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление – 32 ч.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов
Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 4 класс.
Учебник в 2 частях. М., «Просвещение», 2012
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность
В 4 классе на изучение окружающего мира отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
1. Мы – граждане единого Отечества – 12 ч.
2. По родным просторам – 20 ч
3. Путешествие по Реке времени - 28 ч
4. Мы строим будущее России – 8 ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСКУССТВУ (ИЗО)
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов
Учебник: Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство.
Учебник. 4 класс. М., «Просвещение», 2012
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
В 4 классе на изучение искусства (ИЗО) отводится 34 часа (1 час неделю, 34 учебные недели).
1. Восхитись вечно живым миром красоты – 11 ч
2. Любуйся ритмами в жизни природы и человека – 14 ч
3. Восхитись созидательными силами природы и человека – 9 ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(базовый уровень)
4 А КЛАСС
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна, учитель начальных классов
Учебник: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология. Учебник. 4 класс. М., «Просвещение», 2012
ЦЕЛЬ КУРСА:
- : Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
В 4 классе на изучение технологии отводится 34 часа (1 час неделю, 34 учебные недели).
Как работать с учебником – 1 ч
1. Человек и земля – 21 ч
2. Человек и вода – 3 ч
3. Человек и воздух – 3 ч
4. Человек и информация – 6 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...
пояснительная записка-литературное чтение 3 класс
пояснительная записка-литературное чтение 3 класс...
Пояснительня записка "Литературное чтение", 3 класс
Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценнос...
пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...
Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс УМК « Перспектива» под редакцией Климановой Л.Ф
Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс УМК « Перспектива» под редакцией Климановой Л.Ф...
Пояснительная записка Литературное чтение программа "Планета знаний" 2 класс
Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю. Изменения количества часов и тем не проводится, программа полностью соответствует программе курса "Литературное чтение" 2 класс автор Э.Э.Кац....
Пояснительная записка литературное чтение 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа 2100"...