Литературный урок во 2 классе «100 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Ефремова Светлана Леонидовна

Литературный урок посвящен 100 - летию со дня рождения Бориса Заходера - замечательного детского писателя, стихи и сказки которого любят все без исключения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_urok_vo_2_klasse.docx516.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

Литературный урок во 2 классе

«100 лет со дня рождения

Бориса Владимировича Заходера»

Классный руководитель:

 Ефремова Светлана Леонидовна

2018 год

-  Дорогие друзья, наш литературный праздник посвящен 100 - летию со дня рождения Бориса Заходера - замечательного детского писателя, стихи и сказки которого любят все без исключения. Да и как, скажите, может быть по- другому? Веселые, остроумные, поучительные книги Бориса Владимировича Заходера не дадут вам заскучать, потому что вы отправитесь в волшебную страну Вообразилию:https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1018/00063e1f-77b3e662/img2.jpg

Песня "Моя Вообразилия"

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!..

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии -

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, -

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..


-    В этой стране гуляют удивительные животные, как настоящие, так и сказочные Мнимы, Ктототамы и другие забавные создания:

Далеко,

Возле самой границы

Лукоморья; Чудесной страны,

В том краю,

Где живут Чуженицы,

Где пасутся в горах Рапуны,

Где в волнах темно-синего меха

Помирает от смеха Себеха,

В том краю,

Где встречается Бука

В том краю, где на каждой дорожке

Попадаются ножки да рожки,

Где Грифон ходит в гости к Химере,

Где живут очень редкие звери,

В высшей степени редкие звери,

Исключительно редкие звери

И совсем небывалые звери,

Там и водится чудо природы —

Тихий зверь по прозванию Мним.

https://static.my-shop.ru/product/f5/226/2257254.png

    -  Борис Заходер пишет о нашем огромном мире, обо всех, кто его населяет, например, в «Мохнатой азбуке» животные в строгом алфавитном порядке помогают детям выучить буквы. А в «Школе для птенцов» можно поиграть в слова и в рифмы, разгадать загадки.

 И сейчас ребята исполнят Песенку- азбуку  Б. Заходера

Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

    -  А как замечательно,  вместе с автором отправиться на Горизонтские острова, где «по свидетельству ученых – ходят все на головах», а кот и кит поменялись одной буквой в слове и получились стихи – перевертыши с забавными превращениями.

 И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

Узнайте, кто это?

1. Всю жизнь в воде проводит..,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему - спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши! (Кит)

2. Он дик и злобен,

Но зато вполне съедобен.

Есть достоинства свои

Даже у такой свиньи! (Кабан)

3. Всех смешит,

Потому что

Не спешит. (Черепаха)

4. Решетка на нем

     Нарисована четко,

   И очень к лицу Людоеду решетка! (Тигр)

5. Он и весел, и незлобен,

 Этот милый чудачок.

 С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

 И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник … (медвежонок Винни-Пух)

 -    Наконец, у Заходера есть произведения не просто веселые, но и такие, которые воспитывают чувство юмора, учат высмеивать свои слабости, глупости, подсказывают верные решения для исправления нелепостей. Об этом сказка «Мартышкин дом», стихотворения: «Петя мечтает», «Вредный кот» и др.

C:\Users\Ефремовы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7419.jpg «Петя мечтает»

Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло —
Хорошо бы это было!

Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок…

Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой —
Все сама,
Само собой!

Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места —
Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй…

«Вредный кот»

- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» -
«Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -

Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

  -   Кроме большого количества веселых и игровых стихов о ребятах и зверятах, Борис Владимирович сочинил познавательные стихи и сказки о природе, например, «Почему деревья не ходят?». И сейчас мы прослушаем отрывок из этого произведения:

«А еще деревьям нужно,
Чтоб Земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотой листвы зеленой,
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной!»

  -  Так же, в сборнике стихотворений «Строители», Борис Заходер написал множество детских стихов о профессиях, которые мы сейчас и прослушаем:

Слесарь

 Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней -
Сноровка!

Сапожник
Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!

Шофер
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам - шофер.
И сам - мотор.
Нажимаю
На педаль -
И машина
Мчится вдаль!

Повара
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз - и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чем секрет!)
Очень
Трудно
Готовить
Обед!

Переплетчица

 Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее
Братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму ее
И склею!

Портниха

 Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одежка!

Монтер

 Посмотрите,
Как хитер
Этот маленький монтер:
Он пока
Проводит свет
Только там,
Где тока нет!

Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока,

Этот домик из песка!

   -  Наряду с собственно-авторскими произведениями, большое место в его творчестве занимают переводы- пересказы лучших детских книг писателей из других стран: Англии, Германии, Польши. Благодаря переводам Б. Заходера, мы полюбили английских знаменитых героев детской литературы – Мери Поппинс, девочку Алису из страны чудес, мальчика Робина и его друзей Винни-Пуха, Тигру, Пятачка и всех-всех-всех. Это он научил Винни-Пуха смешно говорить по–русски, сочинил для него веселые шумелки,  ворчалки и бродилки.  Предлагаю зрителям просушать некоторые из них:

Песенка первая

Если я чешу в затылке - 
Не беда! 
В голове моей опилки, 
Да-да-да. 
Но хотя там и опилки, 
Но Шумелки и Вопилки 
(А также Кричалки, 
Пыхтелки и даже 
Сопелки и так далее) 
Сочиняю я неплохо 
И-ног-да!

Песенка вторая (песенка-загадка)

Куда идем мы с Пятачком? 
Большой-большой секрет, 
И не расскажем мы о нем, 
Да-да! (Верней, нет-нет!) 
Зачем шагаем мы вдвоем, 
Откуда и куда? 
Секретов мы не выдаем!
Нет-нет! (Верней, да-да!)

Песенка третья

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро! 
Я прихожу к своим друзьям, 
Едва забрезжит утро! 
Под вечер скоро спать пора, 
Хозяева зевают... 
Вот если гость придет с утра 
Такого не бывает! 
Да, если гость пришел с утра, 
Ему спешить не надо! 
Кричат хозяева: «Ура!» 
(Они Ужасно Рады!) 
Недаром Солнце в гости к нам 
Всегда приходит по утрам! 
Тарам-парам, парам-тарам - 
Ходите в гости по утрам!

 

- А сейчас по этому произведению я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать.

1. У кого дом в дупле, а возле двери висит колокольчик со шнурком?

     (У Совы.)

    2.  Кто любит стоять, свесив голову набок, грустить и думать о серьёзных вещах?

     (Ослик Иа-Иа.)

  3.  Кто, несмотря на свой маленький рост, был самым большим другом Винни-Пуха?

   (Пятачок.)

   4.  Кто был хозяином дома, в дверях которого застрял объевшийся Винни-Пух?

     (Кролик.)

5. Какой подарок получил Винни, совершив Славное Дело?

( Коробка с карандашами, точилкой, резинкой, линейкой.)

6. Кто был самым умным в Чудесном лесу?

(Кристофер Робин.)

  1. Что никогда особо не любил делать Пятачок?

(Купаться.)

  1. Он очень любит прыгать, ест всё, кроме желудей, мёда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги.

(Тигра.)

  1. Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают. Очень любит жёлуди и друга Винни.

(Пятачок. )

 -  И в заключении давайте послушаем обращение одного из лучших детских писателей  Б. В. Заходера ко всем детям:

 Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
Интересно.
А если захочется вам
Посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)

Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес,  проведение викторин....

Стихи и сказки Бориса Владимировича Заходера.

На занятии ребята знакомятся с творчеством Бориса Заходера, читают его книги, слушают чтение учителя....

Борис Владимирович Заходер

Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы....

Конспект по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России". Тема: Сергей Владимирович Михалков. «Если»

Цели деятельности: формирование представление о жизни и творчестве С.В. Михалкова; знакомство учащихся с произведением «Если»; формирование у младших школьников ценностную ориентацию, спос...

Презентация к уроку литературного чтения "Серая Звёздочка" сказка Бориса Владимировича Заходера

Презентация разработана для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету. Может использоваться для детей, обучающихся по учебнику "Литературное чтение" 2 класс Л. Ефросининой в разделе ...

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Перспектива" Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Винни-пух».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Винни-пух».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ...