Открытый урок
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
с применением технологии здоровьесбережения
по теме "К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
.
Цели урока: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи урока:
- продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского;
- развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
- развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
- развивать умение анализировать прочитанное.
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Подход к обучению: деятельностный. Формы работы: диалог, групповая. Тип урока: комбинированный. Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.
Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока:
1.Организационный момент. Звучит музыка Грига.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на предметы, которые я принесла.( показывает корзину с еловыми шишками)
- Предположите, о чём сегодня пойдет речь на уроке?
- Да, сегодня мы разговариваем о произведении Константина Паустовского « Корзина с еловыми шишками"
- Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать и понимать музыку.
- Посмотрите на экран. ( На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)
- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: Мы прочитали рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и, наверное, узнаем что- то новое о композиторе.
2. Работа творческих групп с презентацией.
Учитель: Мы завершаем чтение рассказа К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь красивее, добрее, лучше. Тема нашего урока “Волшебник и великий музыкант”
- Кто так назвал композитора? (Дагни Педерсен) Слайд с портретом
- Мы читаем произведение о реальном человеке, и, конечно, нам интересно знать, каким он был? - Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
- Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
- Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
- Что волновало его, круг его интересов.
- Знать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства и настроения.
а) О фактах биографии нам расскажут ребята-биографы.
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
Талант Эдварда Грига проявился рано, с 6 лет начались занятия музыкой. Первой учительницей была его мать, прекрасная пианистка. Мальчик не мечтал быть профессиональным музыкантом. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды к отцу Грига приехал его друг, знаменитый Уле Булль –скрипач и композитор. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил Эдварда за рояль. Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для мальчика, и для его родителей. Когда Эдвард закончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом.»
С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
Учитель: Обратимся к тексту.
- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу) Прочитайте.
- Случаен ли выбор места встречи?
- Действительно ли композитор любил прогулки на природе?
б) Подтвердите ответ фактами биографии.
В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.
В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.
в) - Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе? (много описания природы)
- Найдите фрагменты, где выразительно описывается природа? Дети: выразительно описывается природа осенью в горах,зимой в Бергене (три абзаца с.5, с.8)
Учитель: Пожалуйста, группа ребят-экологов подтвердите ответ на вопрос: «Действительно ли композитор любил прогулки на природе?» и расскажите, какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах.
Дети: выразительно описать осень в горных лесах писателю помогает приём сравнения. Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник. И метафора. Осенний наряд
Учитель: Обратимся ко второй части.
- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене?
Дети: Олицетворение. Туман закутал; пароходы дремали, посапывая; пошел снег.
г) Учитель: - Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует? Композитор.
Учитель: Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, знаменитый человек - с удовольствием беседует с дочкой лесника.
- Какие черты характера Грига раскрываются? Об этом расскажут ребята-психологи.
Он прост в общении – беседует с простой дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”.
Почему композитор решил сделать девочке подарок? Она ему понравилась, и у них было что-то общее - любовь к природе.
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите это с фактами биографии.
Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.
Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.
Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.
Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.
3. Прежде, чем обратиться к тексту сделаем паузу.
Физкультминутка.
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх. Руки вниз.
Вверх. И снова наклонись.
Вправо, влево головою
Руки вверх. Перед собою.
Топни правою ногой.
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой.
Влево шаг. И снова стой.
Повернитесь вы друг к другу
Правую дай руку другу.
д) - Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.
- В каком эпизоде рассказа присутствуют не только правдивые герои, но и сказочные?
Сочинение музыки в Бергене. - Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?
Зачитать до ******
Вывод: Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.
- Автор соединяет воедино людей, животных и сказочных персонажей, показывая неразделимость этих слушателей в восприятии прекрасного.
Какие художественные средства использует писатель и для чего?
Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры)
Матросы, прачка – реальные герои. Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.
4. Прослушивание музыки. Песня Сольвейг (4 мин.44 сек.) - Какие чувства испытывали вы, слушая музыку?
5. А теперь определите по названию о ком будет идти речь? ”, пьеса “В пещере Горного Короля»
Прослушивание музыки
Ребята-меломаны и художники расскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы услышали с вами на уроке.
Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события, гномы и тролли. Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.
Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.
Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы, которые мы слушали из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.
.
У.Вам нравится музыка Грига? Почему?
Разве не права Дагни Педерсен, когда называет Грига волшебником и великим музыкантом?
Учитель: Да, Э.Григ – прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.
Обратимся к третьей части.
- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, в белые ночи)
Белые ночи. В различных странах в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах:
“ …И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…”
В нашей стране белые ночи наблюдаем по всей северной территории, некоторые города средней полосы России и в Санкт-Петербурге.
- А сейчас проведём сеанс релаксации
Что такое релаксация? ( работа со словарём иностранных слов стр.600)
- Попробуем расслабиться и снять напряжение( под музыку « Утра» зачитывается текст)
“Облака”
Представьте что вы находитесь на лесной полянке.. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны, вы чувствуете как просыпается от ночного сна природа, выглядывает утреннее солнышко. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
- Это было произведение Эдварда Грига, которое услышала Дагни,
Прослушивание музыкального отрывка. ( 4 мин.) - Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку , какие чувства испытывает человек?
- А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом (с.12 три абзаца)
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки. - Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
- О чем была музыка? (О её Родине.) - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)
- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
- Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?
Итог.
-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?
(Встреча с природой, с чудесной девочкой.)
Назовите тему рассказа? ( создание великого музыкального произведения)
Как вы думаете, какова идея этого рассказа? Автор рассуждает для чего живёт человек? Существует ли связь между природой и человеком? Человек становится счастлив по-настоящему, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира
А Дагни поняла смысл жизни? (да, она говорит об этом мысленно обращаясь к композитору со словами благодарности)
- Как звучит тема нашего урока?
- Только ли к композитору Эварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?
К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.
Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.
- Наши художники приготовили иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку из произведения.
Оценки. Д/з. 1. Письменно в тетради ответьте на вопрос: Чем должен жить человек?
Самоанализ
урока литературного чтения в 4 классе
с применением технологии здоровьесбережения
по теме "К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цели урока: 1. Создать условия для совершенствования навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
3. Научить слышать и понимать музыку
Задачи урока: продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского; развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; развивать умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к музыке; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Подход к обучению: деятельностный. Тип урока: комбинированный.
Структура учебной деятельности на уроке:
Учебное целеполагание
Планирование способов достижения учебной цели
Учебные действия
Контроль и коррекция способа достижения учебной цели
Оценка результата достижения учебной цели
Нетрадиционная форма учебного занятия- комбинированный урок- способствовала длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала учащимися. На данном уроке мною использован репродуктивный (в его основе учитывается степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний), объяснительно- иллюстративный метод обучения.
С целью реализации личностно ориентированного развивающего подхода я использовала методы мотивации и стимулирования деятельности учеников: эмоциональный метод (стимулирующее оценивание), познавательный метод (опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, развивающая кооперация). Так, за неделю до урока я предложила детям найти информацию о композиторе Э. Григе - биографию, черты характера , круг его интересов, узнать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства. Затем, учитывая интересы учащихся, разделила их на группы для проведения урока.
На уроке дети учились слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.
Мною использована мультимедийная презентация и записи сюит Э. Грига «Утро» , «В пещере горного короля» «Песня Сольвейг», Симфонический концерт №1, часть1.
Применение технологии деятельностного подхода было ориентировано на:
- неформальное признание ученика субъектом собственного образования;
- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
- готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;
- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;
Итог урока проводился на основе модели, которая была разработана при активном участии учащихся. Урок проходил в форме учебного диалога. В ходе урока я использовала разнообразные формы и методы, повышающие степень активности учащихся. В конце урока эта модель была успешно прокомментирована учащимися, что позволяет говорить об усвоении содержания урока. Репродуктивная и проблемная формы обучения эффективно сочетались, адекватно цели урока. В ходе урока мною формировалась контрольно- оценочная деятельность обучающихся. В течение всего урока я систематически обучала детей осуществлять рефлексивное действие, принимала и поощряла выражаемую учениками собственную позицию, учила корректному общению, осуществляла личностное воздействие «учитель- ученик». Используя музыку, мною была создана атмосфера психологического комфорта на всех этапах урока.
Показателями эффективности урока, проведённого вместе с учениками, считаю:
- достижение его целей (см.цели),
- решение поставленных задач (см.задачи),
- достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. На уроке были сформированы универсальные учебные действия: личностные (смыслообразование), познавательные (выстраивают логические цепочки, действуют по алгоритму), коммуникативные (умеют работать в группах), регулятивные (учащиеся осуществляли прогнозирование, контроль и коррекцию выполняемых действий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....